Найти в Дзене
Андрей Коровин

ЖИРИНОВСКИЙ: ПАМЯТИ НАРОДНОГО АРТИСТА

Сегодня умер Владимир Вольфович Жириновский. Человек, безусловно, яркий и заметный в русской политической истории. Мне довелось однажды даже брать у него интервью. Точнее даже не интервью - так, комментарий. Комментарий к выступлению писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына перед депутатами Государственной Думы...

Жириновский создал свою партию, 1989 год. Фото из открытых источников
Жириновский создал свою партию, 1989 год. Фото из открытых источников

Было совершенно непонятно, откуда он взялся, этот Жириновский, создавший аж в 1989-м году (!!!) первую альтернативную политическую партию в СССР. Когда его показывали по телевизору, было смешно - он был нелеп и совершенно не умел выступать. Как начинающий артист, он запинался и нервничал. Помню, мы с коллегами-журналистами обсуждали тогда, что это проект Горбачёва и советских спецслужб, чтобы показать Западу, что у нас есть свобода слова и демократия. То, что ВВЖ - проект, он и сам доказывал всей своей жизнью. Он был политическим актёром, идеально выполнявшим свою роль. Вначале путано, застенчиво, ошибаясь и оступаясь, а потом всё более уверенно и порой даже нагло. Наверняка с ним работали режиссёры и постановщики, ставили ему сценречь, создавали образ. ВВЖ предлагал самые немыслимые вещи - то омыть сапоги русского солдата в Индийском океане, то ввести в России многожёнство. Между двумя этими уникальными предложениями было множество других, не менее фантастических. Он вбрасывал завиральные идеи, чтобы отвлечь внимание общественности от чего-то более важного. Либо бросал в толпу пробный камень, чтобы увидеть общественную реакцию на неоднозначное предложение. Не удивлюсь, если эти идеи ему подбрасывали из Кремля.

В 1989 году его партия ещё называется ЛДП, без Р. Фото из открытых источников
В 1989 году его партия ещё называется ЛДП, без Р. Фото из открытых источников

Он изображал крайнюю оппозицию, на него велись те, кого журналисты в 90-е прозвали "люмпенами", и молодёжь, которой нравился его эпатаж. Но в критические моменты российской истории он всегда вставал на сторону действующей власти, что лишний раз показывало, что он политическая марионетка в умелых руках. Причём, кто бы не стоял у власти, ВВЖ в роковой час всегда провозглашал: "Мы с президентом!" Ему было комфортно быть шутом в тени вождя. Тем более, что финансовая сторона его жизни, неизвестная широкой общественности, наверняка его полностью удовлетворяла. В его марионеточной партии не было ни одного лидера. И преемника он не оставил. Потому что у шута не может быть преемника. Только новый шут с новыми подтанцорками. Думаю, что его ЛДПР обречена.

Шоу должно продолжаться! Фото из открытых источников
Шоу должно продолжаться! Фото из открытых источников

В публичной жизни Жириновский вёл себя зачастую отвратительно. Помню думские выборы 1993-го, когда ЛДПР набрало значительное число голосов и ВВЖ со зловещим видом ходил по телевизионной студии, из которой шёл прямой эфир, и говорил людям в студии: "А вот вас мы посадим!" (или "расстреляем"), что-то в этом роде. Ведущие были в панике и растерянности. В студии стояла могильная тишина. После этого случая прямых эфиров на выборах с лидерами партий на ТВ больше не делали. Но ему всё сходило с рук. Он совершил столько поступков, за которые иных сжили бы со свету, а ему - хоть бы хны! Неприкасаемый.

С итальянской порнозвездой Чиччолиной. Фото из открытых источников
С итальянской порнозвездой Чиччолиной. Фото из открытых источников

Но вернёмся к Солженицыну. В 1994-м он триумфально вернулся в Россию, проехав её всю - от Владивостока до Москвы, выступая по дороге перед россиянами и завершив своё гастрольное турне выступлением перед депутатами Госдумы. Дума тогда была не то, что нынче - никакой дисциплины, на заседания ходит, кто как хочет, все заняты распилом собственности и личными делами. Мы с моей женой и коллегой Ольгой Подъёмщиковой хотели взять интервью непосредственно у самого Солженицына, поэтому попросили знакомого журналиста из РИА "Новости" сделать нам журналистские проходки на выступление писателя в Думу. Дело происходило 28 октября 1994 года. Оказалось, что теперь в Думе есть отдельный зал для журналистов, где они слушают заседания, в депутатский зал их больше не пускали, как раньше. Мы видели на мониторах сам зал и трибуну, с которой вещал Солженицын. Народу в зале было немного, да и те, кто был, слушали писателя вполуха, позёвывая.

Солженицын выступает перед депутатами Государственной Думы. Фото из открытых источников
Солженицын выступает перед депутатами Государственной Думы. Фото из открытых источников

После выступления журналистов к Александру Исаевичу не пустили, и мы попытались взять комментарии хотя бы у каких-то известных людей. В коридоре нам попалась вначале Елена Боннэр, которая была краткой, а затем Жириновский. Мы подошли к ВВЖ первыми и задали вопрос, он остановился и начал спокойно и тихо отвечать. Он производил впечатление совершенно нормально человека - не того, каким мы привыкли видеть его в телеящике. Затем к нам начали подтягиваться другие журналюги, а тут подоспело и телевидение. Увидев камеры, Жириновский мометально преобразился и стал тем, с чьим образом мы были знакомы - шумным, громким, скандальным. Это была его роль. Которую он в совершенстве играл всю жизнь, до самого конца.

Триумф артиста на красной ковровой дорожке. Фото из открытых источников.
Триумф артиста на красной ковровой дорожке. Фото из открытых источников.

А наш с Олей Подъёмщиковой материал о выступлении Солженицына в Госдуме в тульскую газету "МК" тогда так и не взяли. Главред сказал, что для газеты эта тема неактуальна. Единственный русский писатель, всемирно известный, выступавший с программной речью о судьбах России в Государственной Думе, - для демократической тульской газеты оказался неактуален...

И я вспомнил, как другой тульский редактор просил Сергея Белозёрова написать свой комментарий к программной статье Солженицына "Как нам обустроить Россию?", опубликованной в спецвыпуске-брошюре к "Комсомольской правде" 18 сентября 1990 г. миллионным тиражом на всю страну, и Белозёров отлично справился с этой задачей. А спустя несколько лет вернувшийся в Россию Солженицын оказался уже неактуален...

В отличие от вечно актуального Жириновского. Его будет очень не хватать на политической артистической сцене. Но ему наверняка найдут замену. Потому что без Жириновского будет слишком тоскливо.