Найти тему
Жанна Лабутина

Когда инновации были буднями

фото позаимствовано на сайте dishmodels.ru
фото позаимствовано на сайте dishmodels.ru

Часть 4.

Когда правительство взяло под контроль сдачу очередного комплекта нашего изделия, были выделены средства, определены сроки, и мы, форсируя разработки, трудились аккордно. То есть, в случае выполнения нами, оговоренных обязательств, нам платили неплохие деньги. Почти как в командировках, которые нам оплачивали с коэффициентом 1,6 - 2.
Однако летали наши специалисты не только в Киев и Ташкент. И разработчики и конструктора напряженно работали месяцами и работы обычно было действительно много. А сначала, пока разрабатывали документацию, много работали сверхурочно, оставались в институте допоздна. Если министр, проезжая мимо нашего института, видел, что окна нашего НИИ не горят, назавтра, зам главного получал «втык».
Впрочем, и министерство наше не спало. Замминистра, курировавший  разработку, бывало, лично контролировал ход работ. и даже летал с нами в Ташкент на ТАПОиЧ. Впрочем, нет, вернее сказать, что это мы летали с ним  на его личном самолете. Все - разработчики, конструктора, технологи, военпреды. Конечно, это был специальный самолет с VIP-апартаментами и пассажирским салоном. В тот раз с нами, помнится, летели киевляне, наши смежники, - они, кстати,  изготавливали все мои волноводы и большую часть блоков моего «устройства». Что там сегодня стало с этим заводом и с этими людьми? А тогда, кстати, летели с необычным для нас комфортом. В отличие от привычных грузовых или полу грузовых заводских рейсов, в тот раз, нас всех  даже вкусно покормили на борту. И встретили прямо у трапа.
Зам министра подали, помнится,  черную «волгу», нам - автобус. Ну, и садились мы, естественно, обычно, на заводской аэродром, причем, не только в Ташкенте. Очень жаль, что Россия так бездарно потеряла такие заводы, каким был Ташкентский ТАПО имени Чкалова. Ведь это реально был город в городе. Территория завода больше была похожа на парк. В обеденный перерыв там можно было отдохнуть в тени, здесь же, где-то рядом поесть, - на территории завода в разных местах стояли большие, мне кажется, метра два в диаметре открытые полусферы-котлы, в которых всегда дымился вкуснейший плов, обычно, с уткой. То есть ТАПОиЧ как раз и был для своего времени то самое наступившее счастливое будущее, когда умная, интересная работа была тесно связана с удобной, прекрасно организованной средой обитания. Я уже не говорю о самом производстве. О заводских цехах, Об организации сложнейшего технологического процесса. Для своего времени, да и для нынешнего, несмотря на то, что прошли после развала страны долгие годы, это как раз и было то самое, что сегодня так глубокомысленно называют «инновационным производством», уповая на каких-то приглашенных, западных «специалистов». Просто тогда, для советских людей, это самое «инновационное производство» - уникальное оборудование, уникальные технологии   и технологические наши  стенды, весь, отлично отлаженный, работающий производственный механизм, все это – было нашими буднями...
Ну, вот вы, например, давно видели нормальный, работающий цех?
Не эти картонные времянки, что вытесняют и душат сегодня отечественное производство, а обычный цех, обычного, работающего завода, производящего собственную продукцию. Где станки не молчат!
И  вообще, знаете ли вы, что это такое, когда одновременно работают сотни станков? Как это надежно и красиво! Когда пахнет воздух эмульсией и горячим металлом. Когда множество людей трудятся, делают одно важное и нужное для страны дело. Дело! И это, как ни крути,  - главное.
Дело, а не прибыль, которая к тому же и достается теперь тому, кто меньше всего этого заслуживает, потому что сам не умеет ничего.
Ну, объясните, вы, кто-нибудь президенту, что, прежде чем что-то модернизировать, надо это что-то теперь уже даже не восстановить, а реально построить, создать заново! С нуля! Подскажите, что не может расти ни на какие проценты,  то, чего нет в природе! Это же, как в сказке про голого короля. Рано или поздно кто-то крикнет из толпы, что король - голый. Я говорю о нашей промышленности. Какая силиконовая долина на пепелище? При полном отсутствии элементной базы, электронной промышленности, машиностроения, при полном отсутствии финансирования науки? Никакая отраслевая наука, не сможет существовать, если не вести фундаментальных исследований.
Расскажите кто-нибудь президенту, что молодость для специалиста не главное. Что эта валовая замена опыта и фундаментальных знаний на молодость и коммуникабельность может привести к катастрофе. Что не по этому критерию ведется набор специалистов, если хочешь получить результат, если цель твоя не развалить, а возродить отрасль. Инновации это, прежде всего, совершенствование уже существующего. Они не берутся из воздуха, и не существуют сами по себе, потому что это лишь физическое продолжение процесса развития промышленности, существующей реально.
Шепните ему кто-нибудь, что никакие заокеанские гастарбайтеры   никогда не будут работать на Россию так, как могут, и готовы работать отечественные специалисты. Выпускники мощных, советских вузов. Те самые, обладающие опытом, знаниями и званиями, возросшие на отечественной почве, которым, кстати, тот же президент, платит сегодня - не поверите! - 10 тысяч рублей «грязными». (Цифры устарели, но изменились не сильно). В сети можно увидеть приказ о переводе ростовских ученых-физиков на 0,25, 0,5, 0,1 ставки!!!

А еще в интернете есть фотографии того, что осталось сегодня от Лаборатории Ядерной Физики, испокон веков существовавшей, и успешно работавшей при РГУ. Руины ЛЯФ выглядит хуже, чем Дрезден после бомбардировки. А ведь в этой лаборатории полвека назад уже работали несколько ускорителей. Именно там молодые советские физики уже занимались ядерной гамма-резонансной и рентгеновской (мессбауэровской), спектроскопией. Но это так, к слову об инновациях и развитии. Просто меня шокировал сей факт.
Да, в мое время никто таких слов, как «инновация», не употреблял. Но, повторю, что  «инновация» и «модернизация» –  это, всего лишь,  следствие долгого и успешного развития...

Как же надо не любить собственную страну и ее граждан, чтобы закупать по бешеным ценам списанные зарубежные самолеты, и убивать собственного производителя, бесконечно реформируя отрасль.
Это, как говорят специалисты, не просто не профессионализм. Это нечто большее. Я даже не говорю об условиях, на которых подписывались эти контракты. Об этом в другом моем материале говорит тот, кто имеет на это право.
Все, или почти все, что нам показывают сегодня, как достижение « демократии»   –  лишь жалкая копия того, что уже давно существовало в СССР. А такие заводы, как ТАПОиЧ для нынешней России так же недосягаемы, как этот бредовый полет на Марс, Зато покрасить ракету «под хохлому» мы еще можем. Не ясно только зачем. Ведь это даже объяснить не возможно. И, если вы сегодня услышите, как какой-нибудь недоучка, уверенный, что умеет управлять, но не умеющий ничего делать собственными руками, скажет, о неконкурентоспособности нашей авиатехники, знайте, - он, либо дурак, либо откровенный враг нашего государства. Либо то и другое вместе взятое...

Конечно, технику, произведенную 30 лет назад, нельзя сравнивать с современными разработками. Как нельзя, при полном отсутствии собственной промышленности, вкладывать бюджетные деньги в заморские фантастические проекты, бесконечно теряя на кризисах, усушке и утруске бюджетных средств. К сожалению, компетентные, преданные России люди, решений сегодня не принимают...

Между тем, до переворота 1991 года и смены режима, страна наша производила великолепные отечественные самолеты, причем, не только в Ташкенте. Наши самолёты вполне конкурировали с зарубежными. А по отдельным характеристикам и превосходили их. И тогда на заводе в Ташкенте, на дальней стоянке, стояли огромные отечественные ИЛы, раскрашенные в цвета стран, закупавших эти самолеты. И стран этих было не меньше 14. И, поверьте, в этом списке были цвета богатейших стран мира...