Найти в Дзене
HERMITAGE daily

СИМВОЛ РОССИИ. К 90-летию Андрея Тарковского.

#вэтотдень

4 апреля 1932 года родился великий кинорежиссёр Андрей Тарковский. В течение нескольких дней в России во всех изданиях появляются заметки, воспоминания и статьи о нем, выходят кинопрограммы и документальные фильмы. 

Кадр из фильма «Зеркало», 1975 г.
С сайта inoekino.com
Кадр из фильма «Зеркало», 1975 г. С сайта inoekino.com

В дни 90-летия со дня рождения выдающегося мастера, Эрмитаж публикует небольшой фрагмент из книги «Особенно Ломбардия». В нем автор - Аркадий Ипполитов, хранитель итальянской гравюры в Отделе Западноевропейского изобразительного искусства - рассказывает об одном из самых значительных эпизодов фильма Тарковского «Зеркало», вошедшего в золотой фонд мирового кинематографа. 

Аркадий Ипполитов. Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI в. Издательство КоЛибри, 2019 г., 368 стр. 

-2

——————-

В фильме Тарковского «Зеркало» есть замечательная сцена, запоминающаяся на всю жизнь. Маленький мальчик поздней осенью в облетевшем дачном саду рассматривает огромную старую книгу о Леонардо да Винчи. Звучит «Стабат Матер» Перголези, воздух колок и холоден, слегка озябшие пальцы мальчика с видимым усилием отдирают тонкую папиросную бумагу от чудных ликов, они почти рвут бумагу, и во весь экран возникает лик леонардовской Джиневры ди Бенчи, а затем документальные кадры запуска аэростата в разреженное холодное пространство Арктики, и погибшие в небе герои спускаются с небес на землю. 

Леонардо да Винчи. 1452-1519
Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)
Италия, середина 1490-х гг.
Леонардо да Винчи. 1452-1519 Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) Италия, середина 1490-х гг.

Повторяется тема полета Леонардо, уже предугаданная в прыжке с колокольни в «Андрее Рублеве», а голоса католического песнопения звучат мучительно прекрасно, мальчик все листает книгу о Леонардо и видит отца, возвращающегося то ли с фронта, то ли из ссылки, и бежит к нему, и история России вдруг оказывается непрерывной, и нет безличной аббревиатуры СССР, и странным образом связь времени осуществляется через Леонардо, и Тарковский вторит Мережковскому, закончившему роман «Леонардо да Винчи» переходом к русской теме, продолженной в «Петре и Алексее». 

Леонардо да Винчи. 1452-1519
Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)
Италия, 1478-1480 гг.
Леонардо да Винчи. 1452-1519 Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа) Италия, 1478-1480 гг.
Неизвестный художник. XVI в.
Портрет Джоконды (копия)
Италия, XVI в.
Неизвестный художник. XVI в. Портрет Джоконды (копия) Италия, XVI в.

Маленький мальчик, листающий книгу о Леонардо, – это наше все, это символ России, это главная ее ценность, встреча прошлого и будущего, дитя и титан, традиция и современность. Напоминания в сцене о романе Мережковского, тогда практически запрещенном, советская цензура, конечно же, не заметила. Не заметила, но опасность почувствовала, поэтому и отложила его на полку…

Кадр из фильма «Зеркало», 1975 г.
С сайта artchive.ru
Кадр из фильма «Зеркало», 1975 г. С сайта artchive.ru



————————