Найти тему
История моды с Марьяной С.

Маскарадный этикет

Продолжим тему маскарадов! В прошлый раз мы обсуждали, в чём была их прелесть, а сегодня поговорим о маскарадном этикете, который сложился в XIX веке. Да-да, хотя маскарад - это нарушение обычных правил, но свои правила у него всё-таки были!

Карикатура из серии "Венские сценки, "Спасибо, но, поскольку мне быстро становится жарко, я не пью вина", Иоганн Кристиан Шоллер, 1838. (сс) Wikimedia Commons
Карикатура из серии "Венские сценки, "Спасибо, но, поскольку мне быстро становится жарко, я не пью вина", Иоганн Кристиан Шоллер, 1838. (сс) Wikimedia Commons

Взять, к примеру, мужские шляпы. В XIX веке в бальных залах кавалеры танцевали без головных уборов (в отличие от предыдущего века, когда это было допустимо). А вот на маскараде кавалер мог оставаться в шляпе.

Если на обычный бал женатая пара являлась вместе, то на маскараде, наоборот, не было принято появляться вдвоём. Или же супруги всё-таки могли это сделать... но тогда уж предоставляли друг другу полную свободу.

В обычной ситуации к старшим, посторонним, и незнакомым обращались «на вы». Круг тех, кому говорили «ты» был, на самом деле, очень узким. А на маскараде не только можно, но и нужно было говорить «ты», что для большинства было странным и непривычным. Но обращаться «на вы» было нарушением правил маскарада.

Членов царской фамилии всегда, разумеется, приветствовали особо. А на придворных маскарадах это запрещалось – гости должны были проходить мимо, не кланяясь, и мужчины – не снимая головного убора. "Нет-нет, не узнал! Совсем не узнал!"

"На маскараде", Шарль Херманс, 1880. (cc) Wikimedia Commons
"На маскараде", Шарль Херманс, 1880. (cc) Wikimedia Commons

Женщина в ту пору должна была вести себя скромно, чтобы её не обвинили в легкомыслии. А на маскарадах дама могла подойти к любому мужчине и завести с ним разговор на любую тему. Здорово же!

Мужчин же маскарадный этикет ограничивал. В принципе, подойти к даме первым было можно, но не рекомендовалось. Дама, если знала мужчину, называла его по фамилии, а он (даже если знал, кто она) имел право назвать её только «маска». Ну или «прекрасная маска». Ах! И уж тем более нельзя было пытаться разоблачить инкогнито дамы – снять или приподнять маску, или пытаться провожать до кареты, высматривая герб. Дайте даме право на тайну!

"Бал-маскарад", Альберт Линч, 1900-е. (cc) Wikimedia Commons
"Бал-маскарад", Альберт Линч, 1900-е. (cc) Wikimedia Commons

Словом, маскарад всех уравнивал, или же, наоборот, предоставлял те права, которых человек был лишён в обычной жизни. Так что неудивительно, что это развлечение, с одной стороны, было очень популярным, с другой стороны, вызывало критику.

Вспомним лермонтовский «Маскарад». Вот Арбенин язвительно отзывается об участницах:

Вы знаете ли, кто она?

Быть может, гордая графиня иль княжна,

Диана в обществе... Венера в маскераде,

И также может быть, что эта же краса

К вам завтра вечером придет на полчаса.

Ну или диалог князя и баронессы:

- Под маской я узнал иных из наших дам.

Конечно, вы охотницы рядиться.

- Я объявить вам, князь, должна,

Что эта клевета нимало не смешна.

Как женщине порядочной решиться

Отправиться туда, где всякий сброд,

Где всякий ветреник обидит, осмеет;

Рискнуть быть узнанной, — вам надобно стыдиться.

"Покидая бал-маскарад", Хозе Гарсия, 1905. (cc) Wikimedia Commons
"Покидая бал-маскарад", Хозе Гарсия, 1905. (cc) Wikimedia Commons

Словом, маскарад вызывал бурю противоречивых чувств. Но в этом и состояла вся суть маскарада!

И... о нарядах в следующий раз, обещаю. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory