Продолжим тему маскарадов! В прошлый раз мы обсуждали, в чём была их прелесть, а сегодня поговорим о маскарадном этикете, который сложился в XIX веке. Да-да, хотя маскарад - это нарушение обычных правил, но свои правила у него всё-таки были!
Взять, к примеру, мужские шляпы. В XIX веке в бальных залах кавалеры танцевали без головных уборов (в отличие от предыдущего века, когда это было допустимо). А вот на маскараде кавалер мог оставаться в шляпе.
Если на обычный бал женатая пара являлась вместе, то на маскараде, наоборот, не было принято появляться вдвоём. Или же супруги всё-таки могли это сделать... но тогда уж предоставляли друг другу полную свободу.
В обычной ситуации к старшим, посторонним, и незнакомым обращались «на вы». Круг тех, кому говорили «ты» был, на самом деле, очень узким. А на маскараде не только можно, но и нужно было говорить «ты», что для большинства было странным и непривычным. Но обращаться «на вы» было нарушением правил маскарада.
Членов царской фамилии всегда, разумеется, приветствовали особо. А на придворных маскарадах это запрещалось – гости должны были проходить мимо, не кланяясь, и мужчины – не снимая головного убора. "Нет-нет, не узнал! Совсем не узнал!"
Женщина в ту пору должна была вести себя скромно, чтобы её не обвинили в легкомыслии. А на маскарадах дама могла подойти к любому мужчине и завести с ним разговор на любую тему. Здорово же!
Мужчин же маскарадный этикет ограничивал. В принципе, подойти к даме первым было можно, но не рекомендовалось. Дама, если знала мужчину, называла его по фамилии, а он (даже если знал, кто она) имел право назвать её только «маска». Ну или «прекрасная маска». Ах! И уж тем более нельзя было пытаться разоблачить инкогнито дамы – снять или приподнять маску, или пытаться провожать до кареты, высматривая герб. Дайте даме право на тайну!
Словом, маскарад всех уравнивал, или же, наоборот, предоставлял те права, которых человек был лишён в обычной жизни. Так что неудивительно, что это развлечение, с одной стороны, было очень популярным, с другой стороны, вызывало критику.
Вспомним лермонтовский «Маскарад». Вот Арбенин язвительно отзывается об участницах:
Вы знаете ли, кто она?
Быть может, гордая графиня иль княжна,
Диана в обществе... Венера в маскераде,
И также может быть, что эта же краса
К вам завтра вечером придет на полчаса.
Ну или диалог князя и баронессы:
- Под маской я узнал иных из наших дам.
Конечно, вы охотницы рядиться.
- Я объявить вам, князь, должна,
Что эта клевета нимало не смешна.
Как женщине порядочной решиться
Отправиться туда, где всякий сброд,
Где всякий ветреник обидит, осмеет;
Рискнуть быть узнанной, — вам надобно стыдиться.
Словом, маскарад вызывал бурю противоречивых чувств. Но в этом и состояла вся суть маскарада!
И... о нарядах в следующий раз, обещаю. :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory