Когда говорили о цвете при съемке вечернего стрита, я вкратце коснулся того, что "правильный", привычный тон кожи - это хороший якорь для нашего зрения, зацепившись за который мы и остальные цвета в кадре считаем органичными.
Само собой, чувство прекрасного у каждого своё, при этом понимание качественного цвета у фотографа формируется со временем, по мере опыта обработки, по мере того, как развивается насмотренность. Если же хочется себя перепроверить, а не только доверять глазу - в редакторах есть инструмент "Пипетка", ткнули в область изображения и всё понятно, и это уже не зависит ни от освещения в комнате, ни от монитора, ни от усталости. Измерение - есть измерение!
И с оттенком кожи на крупном портрете - особенно важно иметь возможность вот так провериться, если в наметанности глаза или качестве экрана не уверены. Но вот только те таблички, которые гуляют в сети и дают значения RGB для "правильного" оттенка разных типов кожи в зависимости от возраста и расы, да еще и при разных условиях освещения - они порой не столько помогают, сколько путают. Намного удобнее проверять тон кожи, да и вообще оттенки цветов, используя не значения RGB, а другую модель - HSB.
Как включить HSB/HSV
По умолчанию эта возможность почему-то не включена. Но это поправимо.
Открываем кадр в Фотошопе, смотрим в правый верхний угол, где вкладки, выбираем вкладку Info, она рядом с Properties. Нажимаем чёрточки, чтобы вылезло меню. В меню выбираем Panel options.
В открывшемся окне в первом списке оставляем RGB, а во втором списке выбираем HSB. И жмем ОК.
В ГИМПе тоже все просто. Открываем кадр, выбираем пипетку, в настройках пипетки ставим галочку, чтобы отображать результат в отдельном окошке, а уже в этом окошке из выпадающего списка выбираем HSV. В HSV/HSB: V - value, B- brightness, но суть одна - это яркость, об этом чуть ниже, если интересно.
Обратите ещё внимание на радиус замера, в ГИМПе он сразу установлен на 6 точек - это хорошо.
В Фотошопе пипетке тоже стоит установить Sample size не точечный, а побольше. 5 by 5 average или 11 by 11 average.
Естественный оттенок кожи: Hue = от 15 до 30 градусов
Hue, первая буква в HSV/HSB - это расположение оттенка на цветовом круге. Открываем, играемся, запоминаем
Схема — оттеночная, цветовой режим слева внизу — HSB. Крутим, вертим, смотрим на среднее окошко и числа H под ним.
Если коротко: 0 — красный, 60 — желтый, 120 — зеленый, 180 — сине-зеленый (циан), 240 — синий, 300 — пурпурный (маджента).
Из цветов радуги не хватает фиолетового — он застрял на 270 градусах, а еще оранжевого — это 30 градусов. Оранжевый нас особенно волнует сейчас, потому что именно этот оттенок у кожи человека, она у нас оранжевая или оранжево-красная, причем независимо от расы и загара. У загорелого мулата от моей бледной физиономии будут отличаться насыщенность и яркость, а вот оттенок у всех нас будет попадать примерно в тот же промежуток: на фотографии естественный Hue кожи от 15 до 30, максимум до 35 градусов…
Какой-то другой тон кожи на портрете надо оправдать настроением всего кадра, иначе он будет выглядеть неестественно.
Хотя стоп, какой-то чувак из интернета говорит про скинтон, с чего нам ему верить? Правильно! Не верим, проверяем.
Погружение в мир гламура
Посмотрим одним глазком, что там у богатых и знаменитых. Возьмем несколько обложек Vogue наугад. Измеряем пипеткой по центру лба.
Обложка №1 - Hue=20
Обложка №2 - Тут 17 и 24
Обложка №3 - У Адельки тоже 24
Обложка №4 - Тут Канье чуть покраснее (19), чем его мадам (26), но при этом оттенок у него примерно, как у Ричарда Гира со второй обложки
Обложка №5 - Жизель с Леброном — почти одинаковые по оттенку. Hue 27 и 29. Явно скан неточный и у исходника Hue был ниже. Но согласитесь, даже так они не выглядят гепатитными — их тон кожи вполне адекватный.
Разные образы, разный загар и даже расы, а ретушеры моднючего и такого гламурного журнала всё загоняют примерно в одни рамки. Откуда ж они это взяли? Может, зря они так?
Нет, не зря - это всё та самая насмотренность, натренированная на живописи, ведь именно художники веками сформировали понимание качественного, гармоничного цвета.
Отмываемся от мира гламура
Обратимся в 17 век к Рембрандту. А что мельчить?
Hue=30
Hue=24
Hue=30
Тут Hue=25-30 у всех, кроме трупа (ему-то уже все равно).
Ладно, давайте не Рембрандта возьмём, а пойдем совсем к истокам и посмотрим, что там у основоположника классической живописи, товарища Рафаэля Санти (аж 1483 г.р.).
Открываем его страничку в Вики, более модных соц.сетей он завести не успел, и проверяем:
Мадонна с щеглёнком — 29
Форнарина — 29
Дама с покрывалом — 29
Автопортрет у Рафаэля более желтый — Hue=33. Но и фон, и рефлексы на волосах — это всё тёплое, и в таком окружении тон кожи выглядит вполне гармонично, натурально.
У Рембрандта так-то тоже хватает желтых лиц, та же Даная, например, но и у него это всегда в гармонии с остальным полотном.
Но в общем случае написанные в спокойной, натуральной манере лица попадают в диапазон оттенка 15-30. И поколение за поколением люди насмотрелись, привыкли к этому живописному оттенку, который и стал теперь тем самым «журнальным скинтоном».
Не догма, но руководство к действию
Если шире посмотреть на живописцев прошлого, то и у Рембрандта, и у фламандцев, и мастеров Возрождения, а уже тем более у импрессионистов изображение кожи человека на портретах очень варьируется. И темные лица есть, и пестрые, и насыщенные - они все-таки искали, они творили. И оттенок тоже меняется Hue=45 бывает, и совсем красные лица около 0. Лицо может в руках умелого художника стать красивым и естественным, даже если оно совсем не привычного оттенка. Это уже более сложный творческий подход.
В фотографии хороший пример того, как кожу сделать натуральной, выйдя далеко за принятые пределы — всем хорошо известная Ольга Паволга. Посмотрите раздел "Портреты", там кожа на портретах и синяя, и зеленая, и изумрудная... Конечно, эксперименты никто не запрещает, но мы отлично видим на этом примере, что мастера такое делают не наугад — оттенок везде оправдан фоном, одеждой, светотенью, общим настроением фотографии. Поразглядывайте эти кадры, предметы, эмоцию на лице модели. Вопроса: "А почему цвет - такой?" - после внимательного просмотра точно не возникнет, настроение цвета, его психология здесь работает очень хорошо.
Посмотрите, кстати, соответствующий раздел на ее сайте - там интересно.
Модный ныне цветной свет тем более развязывает руки, никакого подвоха в том, что лицо становится красным, фиолетовым, да каким угодно - при такой съемке наше зрение не почувствует, если цвета не едкие и гармонично друг с другом сочетаются в кадре. Пример: Полина Вашингтон, не будем погружаться в андеграунд, возьмем фотографа заслуженно популярного. Она умеет работать с цветом смело и креативно.
Но если мы говорим про обычную портретную, а тем более непостановочную съемку, и хотим обойтись без лишних заморочек, то проще вписываться в Hue=15-30, край 35. И быть очень-очень аккуратными с насыщенностью, иначе получится апельсин, а не человек. Вообще, насыщенность — дело такое, что лучше недожать, чем перебрать.
И повторюсь, что речь идет об основном оттенке на хорошо освещенном участке кожи (на лбу, например). По всему лицу оттенок кожи, конечно же, должен варьироваться, мы ж не в Симпсонах.
И с практической точки зрения - это всё, дальше правда можно не читать.
Но если всё-таки интересно, откуда у этого ноги растут, то немного позанудствую....
Душный постскриптум - что такое HSB
В цветовой модели HSB/HSV цвет в точке описывается координатами с его оттенком, насыщенностью, яркостью. Это именно описательная модель, мы смотрим на то, что уже изображено, а не думаем о том, как нам нужный цвет создать: вывести на экран или напечатать - про такое нам расскажут другие модели: RGB и CMYK, вот там уже станет понятно, каких красок и сколько надо намешать. Задача же HSB - только описать для нас цвет, объяснить, какой он здесь.
Разберем по буквам, что ж это за зверь такой HSB.
H - hue, оттенок
С этим мы уже освоились. Но напомню, что координата оттенка берется именно по вот такому кругу, основанному на круге Оствальда и других вариантах 24-цветного "колеса". Знаменитый круг Иттена, по которому сейчас обучают художников, имеет чуть другое расположение цветов, и оно-то более правильное, более точное...
... но так сложилось, что к моменту создания Иттеном своего круга традиционное "цветовое колесо" уже прочно пустило корни в типографское дело, в кинематограф, в дизайн, а оттуда потом и в эти наши фотошопы пробралось в чуть измененном виде. Так что работаем именно с ним.
Только давайте его развернем и чуть сместим, красным цветом наверх, нам так будет удобнее. Если так сделать, то теплые и холодные оттенки разойдутся ровненько по сторонам от центральной оси: теплые направо, холодные налево. Ну и не будем границы между цветами так четко рисовать, сделаем плавные градиенты. Вот и получаем привычный круг из фоторедакторов, как по ссылке выше на сайте Adobe.
0 — красный, 30 — оранжевый, 60 — желтый, 120 — зеленый... где сидит фазан? На 270 градусах наш фиолетовый фазан сидит, и нам еще одного цвета не хватает, чтобы его обратно на красное поле выпроводить. Ну пусть будет такой цвет называться "Маджента", это пурпурный - средний между фиолетовым и красным оттенок. И надо бы еще один цвет обозвать отдельным словом, а то как-то нехорошо - напротив красного повис то ли сине-зеленый, то ли бирюзовый. Назовем его "Циан" - средний оттенок между синим и зеленым, 180 градусов.
Всё, круг собрался. Разбираем две остальные буквы.
S — saturation, насыщенность
С насыщенностью всё просто, она в модели HSB в процентах от 0 до 100.
0% значит, что цвета нет — это нейтрально серый, белый или черный. А чем выше процент , тем ближе цвет к самому насыщенному, такому, как в банке с гуашью.
Когда адобовское колесо по ссылке крутили, видели, что при уходе внутрь цветового круга насыщенность снижается. В самом центре там она равняется нулю. Снаружи — 100%.
B — brightness, яркость
Казалось бы, тоже все понятно: ноль - черная точка, а 100% - белая. Но нет, как бы не так... Просто от белого к черному сделано в другой модели: HSL, её удобнее понимать, но она не так помогает при работе с графикой. HSB/HSV - для нас лучше, и тут яркость дана не в привычном понимании от черного к белому, поэтому-то буква B (или V=Value), а не L=lightness.
И если 0% — это действительно черная точка, то вот со 100% дело обстоит сложнее.
B=100% значит, что цвет соответствует по яркости спектральному тону (о как вывернул!) или проще — он такой же, как на внешней части цветового круга. То есть самый чистый, самый насыщенный цвет - B=100% и S=100%. Если желтый, то желтее не бывает, если синий - такой синий, что всем синим синий!
А вот если процентов меньше 100, то цвет разбавлен белой (тогда снижается S) и черной (снижается B) краской.
Разные цвета достигают максимально возможной насыщенности при разной светлоте (слово «яркость» все-таки путает). И на внешней окружности круга показан самый хардкор, самые насыщенные оттенки... А от них уже, снижая S, можно уйти внутрь круга к более светлым и менее насыщенным.
А снижая B, мы делаем цвет потемнее. Этого на круге уже не покажешь, чтобы наглядно было, рисуют такую коническую хреновину:
Если B=0%, про насыщенность или оттенок разговора быть не может, весь наш конус сползает в черную точку.
Если B больше нуля, но S=0%, имеем только оттенки серого. Если же и B, и S больше нуля, вот тогда уже появляется цвет. И его оттенок на цветовом круге покажет H в градусах.
#фоточайник
#чайник обрабатывает
#обработка фотографий
#цветокоррекция
#ретушь
#фотошоп
#Photoshop
#GIMP
#ГИМП
#фоторедакторы