Мифы или реальность управляемого и инженерно продуманного выхода из строя техники.
Сколько раз вы слышали о том,что только только вышел срок гарантии и техника сраззуже сломалась без каких либо предпосылок ? Сколько раз это было увязано с жадностью злых капиталистов и безсовестной стратегией по повышению продаж ? А так ли оно на самом деле ?
Телевизор сломался всего через год,а вот раньше,был у меня купленный еще в студенчестве который до сих пор на даче ….. для примера будем рассматривать абстрактный телевизор хотя если бы это был холодильник или токарный станок сути не изменилась.
Простая логика выстраивает цепочку. Купил(занес денежку производителю) — попользовался- сломалось — купил следующий(занес денежку производителю). И чем чаще повторяется этот цикл тем производитель довольнее и готов на все ради этого. Цель любой организации получить прибыль увеличив продажи и захватив часть рынка. И никому не интересно выпускать телевизор который проработает несколько десятков лет выводя его владельца из числа покупателей. И производитель готов специально вводить в проектную,инженерную и производственную цепочки элементы сокращающие срок службы до условного года гарантии плюс одного дня. Но выгодно ли это производителю ? Казалось бы глупый вопрос и ответ очевиден, разумеется ДА. А теперь давайте немного разберемся. Покупая телевизор вы оплачиваете все издержки на его разработку,выпуск и транспортировку. Все включая работы по искусственному занижению срока службы и детали или элементы которые надо сделать не идеально т. е. Вы платите больше хотя могли платить меньше,а если контора не сделает эти ограничивающие элементы ? Правильно, она продаст больше товаров потому что цена при равном функционале очень важна. А какова цель организации ? Прибыль. Далее что вы сделаете если ваш телевизор сломается через полтора года ? Пойдете покупать новый. Но купите ли вы у той же организации новый телевизор если прошлый сломался так быстро ? Разумеется нет. Вы обойдете эту продукцию стороной и что не мало важно вы еще и кого то отговорите от покупок, личный пример и сарафанное радио очень эффективны. А какова цель любой конторы? Прибыль. А получат ли они ее если покупатель единожды занесший денежку навсегда уходит и уводит с собой несколько потенциальных ? Нет. Выгоднее сделать простое устройство с большим ресурсом не вкладываясь в рискованные схемы (а они рискованные. когда компании ловят на таком случается знатный ататат) ,продать больше дешевых изделий,сохранить потенциальную базу покупателей для следующей волны покупок. И эта волна может быть гораздо раньше и выше чем при простой замене вышедшей из строя техники. Мир стремителен и меняется очень и очень быстро и технические новинки появляются очень часто,порой меняя суть подхода к использованию изделия. За прошлые тридцать лет телевизор сменил массу назначений,форм и мест в жизни. Из центра тихого домашнего досуга он превращался в медиацентр с появлением видеомагнитафонов,ДВД-плееров и игровых приставок. Потом он становился фоновым развлечением на кухнях вытесненный ноутбуками и смартфонами, а потом вновь переходил в центр развлечений при появлении встроенных операционных систем и возможности выходить в интернет на прямую. И каждая метаморфоза была толчком к его замене. т. е. смене работающего устройства на новое просто изза отсутствия функционала. И в таких условиях производителю выгодно чтобы его устройство проработало как минимум до прихода следующей волны,а вот когда она будет никто спрогнозировать не может и ресурс должен быть значительным. Никто не пойдет за новеньким 4К телевизором к производителю чей обычный фуллХД поломался через несколько лет. Другой волной замены техники является ремонт и порой замена старого на новое при том,что все технически исправно и тут тоже производителю надо заложить ресурс минимум в период свойственный отрезку между ремонтами ,а это срок неопределенный и весьма долгий
Безусловно производитель ищет возможность экономить и порой делает это за счет использования дешевых комплектующих или упрощенных узлов. И понимая ,что его техника морально устареет очень быстро не стремится закладывать «вечный» ресурс ограничивая его долгими ,но вполне реальными сроками. Вспомните ваши смартфоны 10ти летней давности . В целом они еще могли бы работать, но и камера не та и экран бледноват и функции оплаты нет и 4G не завезли. И вы сменили бы его так или иначе и ресурса работы в десятки лет в таких вещах ни к чему.
И так производитель скорее получит выгоду сделав проще и чуть надежнее чем нижняя планка гарантийного срока службы. Но как же та неубиваемая техника которая была куплена еще вашей бабушкой вашей маме, когда она закончила институт и которая до сих пор работает? А что там с той техникой ? Сколько ее осталось ? У всех есть пример ,но сколько ее ? Как правило техника выпускается если не миллионными тиражами то сотнями тысяч и казалось бы в каждом пятом доме должна стоять стиральная машина +25 летней давности ,те старинные динозавры которые пережили и ремонты и переезды и волны новшеств ,в которых используется две функции полностью устраивающие владельцев,но их нет. Почему ? Потому что ссылаясь на не убиваемую технику вспоминают единичные экземпляры ,которые просто смогли пережить всё и до сих пор на ходу. А что с их собратьями ? С тысячами собратьев сошедших с конвеера вместе с ними ? Собратья не убиваемой техники уже на свалках и в качестве примеров в их домах выступает другая техника купленная дедушкой вашему папе, когда он закончил университет.
Личный опыт это хорошо,но как же интернет? Как же сообщество тысяч людей которые вещают о выходе из строя техники буквально через день после окончания гарантии? О чем люди рассказывают громко и уверено ? О проблемах,никто не нальет чаю и не решит, написать о своем десятилетнем телевизоре который работает,работает и работает. Есть такое выражение «кричать,как потерпевший» ,но нет выражения «кричать,как челвеок у которого все хорошо». Интернет полон разгневанных и раздосадованных людей у которых их честно заработанные денежки превращенные в технику обернулись в груду запчастей. Ошибка выжившего. Никто не пишет,что их техника сломалась через пять лет или через десять,но стоит этому произойти сразу по окончании срока службы то сразу же появляется еще один доказательный пример верности теории запрограмрованого устаревания.
Всем,всегда и везде хочется чтобы их техника за которую они отдали немного или много своих денежек работала долго и качественно, но поломки,выход из строя или обычный заводской брак никуда не исчезнут. И человек ,как существо с аналитическим абстрактным мышлением начинает искать и находить закономерности , даже если их нет.