Мюзикл «Опасные связи», по мотивам одноимённого эпистолярного романа Шодерло де Лакло, - пронзительная философская история о любви, человеческой душе и о разбитом сердце. Структура постановки весьма неоднозначна, многослойна и является своеобразным символом характеров персонажей спектакля.
В начале каждого действия авторы мюзикла устами главных героев рассуждают о нелепости извечных споров и конфликтов меж двумя полами:
Мертей:
Мужчине с женщиной сражаться?
Вальмон:
Сражаться женщине с мужчиной?
Вместе :
Как это глупо…
В этих спорах выявляется главная особенность характеров маркизы де Мертей и виконта де Вальмона: считая себя противниками (совершенно разными по характеру), на самом деле они едины в своей жестокости, отрицании истинной Любви и страстной приверженности рассудку.
От метафизических рассуждений о человеческих страстях авторы «Опасных связей» переходят к своеобразному психологическому эксперименту, итог которого составляет объективную оценку диссонансного спора между мужчинами и женщинами. Мысль соединяется с поступком: заданный маркизой де Мертей и виконтом де Вальмоном тезис о противоборстве, о разности женщин и мужчин, претворяется в действие.
Маркиза де Мертей любит подчеркивать абсолютный характер собственного разума и воли, следующей диктату рассудка. Исповедуя картезианское учение о самоконтроле и самоограничении, считает себя неуязвимой для ошибок и заблуждений чувств. Поэтому она искренне презирает тех, кто легко и безрассудно поддается голосу страстей. Но сама тайно любит виконта…
На дне души я сохраню
Все мысли тайные свои,
В ответ тебе не оброню
Ни слова о любви…
Маркиза всей душой стремится победить своего непокорного возлюбленного, когда тот отказывает ей. При этом, она не понимает до конца, какую страшную цену ей придётся заплатить за свой выигрыш.
Виконт де Вальмон – еще один неоднозначный персонаж: с одной стороны, циник, не верящий в искреннюю любовь, нарцисс и светский волокита, имеющий репутацию рокового соблазнителя. С другой стороны, одинокий человек, прекрасно понимающий весь ужас своего мировоззрения; подсознательно ищущий любви и счастья. Вальмон очень рационален – все свои чувства и эмоции всегда старается держать под контролем и заранее просчитывать каждый шаг для достижения цели. Но, в то же время, его душа всё-таки тянется к Свету и способна оценить и увидеть Добро в людях (о чем говорит его чувство к Турвель). Настоящий рок-бунтарь: недаром в ариях виконта преобладает именно этот музыкальный жанр. Весьма азартен, любит соревноваться – не только с маркизой, но и с самим Богом: он всегда абсолютно сознательно выбирает жертву – девушку с чистой и непорочной душой – дабы доказать Ему, что даже Его творение можно разрушить и создать из него своё – подобие «маркизы де Мертей» или «мадам де Воланж». Но итог таких споров и соревнований всегда один – разбитые сердца и растерзанные души людей.
Мой мир горит
И стынет кровь,
В руках твоих
Моя любовь –
Мой мир в огне,
И счастье лишь пыткой
Станет мне…
Мадам де Турвель до встречи с виконтом считала себя добродетельной прихожанкой и верной женой. Но после поняла, что настоящей любви и жизни никогда не знала, хоть и мечтала о них. Доверчивая и уязвимая она с готовностью открыла своё сердце Любви, не просящей ничего взамен, всё прощающей и принимающей, растворилась в ней и в душе любимого человека. Любви, которая в итоге разрушила её душу:
Допит мой сладкий яд,
Стал рай похож на ад,
А демон мой еще вчера
Был для меня, как ангел…
Под сердцем – сладкий яд,
Но нет пути назад –
Старалась жить по правилам,
Но жизнь – игра без правил.
Азолан, слуга Вальмона – будучи ярким воплощением «тёмной стороны» своего господина (его альтер-эго), он неразрывно связан с Вальмоном. Хитрый развратный, ленивый, циничный и самовлюблённый – Азолан прекрасно сознает свою природу и понимает, что никто и никогда его не изменит. Его жизнь – непрестанная череда гулянок и разврата без какого-либо намёка на чувства, которые ему просто не нужны.
А вот тому, кто всё успеет подготовить,
И заплести интриги кружева, ха-ха...
Продумать тактику, стратегию...
Нет лучшей доли!
Мадам де Воланж – одна из самых внутренне сложных и психологически многослойных героинь. Сначала предстает перед нами в облике многое повидавшей, разговорчивой и разбитной любительницы сплетен и вина.
Помаду подберём под цвет... белья.
Вот дура старая.... Тра- ля -ля- ля-ля-ля...
Тебе под цвет, пожалуй, грелки
Пора уж саван подбирать.
Ступай-ка милая в кровать,
Учись достойно помирать!
Но шаг за шагом раскрывается её внутренний мир, и мать Сесиль оказывается безмерно одинокой, закомплексованной и совершенно не любящей себя женщиной. Когда-то в прошлом ей разбили сердце, и с тех пор мадам де Воланж топит своё горе - отсутствие личной жизни и любви - в вине и в сплетнях. Но сильное материнское чувство Воланж непоколебимо, даже когда Сесиль признаётся в своей беременности. Воланж готова отдать всё для своей дочери. Единственной, кого она по-настоящему любит, и кто безусловно любит её.
Шевалье Дансени – почти типичный романтический герой-любовник. Робкий юноша с высокими идеалами, которые, тем не менее, отходят на второй план, стоит ему оказаться в постели с де Мертей. Он влюблён в Сесиль, но довольно слабохарактерен и безволен: шевалье совершенно ничего не делает для того, чтобы завоевать право быть вместе с любимой, предпочитая просто покориться судьбе.
Когда ты рядом, со мною ты рядом,
Хочу я только дотронуться взглядом,
Но сразу рай мой становится адом,
Смолкают звуки, меркнет свет,
Когда тебя нет.
Да, в конце мюзикла он пытается побороть условное зло в лице Вальмона, но делает это даже не по своей воле, а только с подачи самого виконта.
Сесиль де Воланж наделена всеми типичными чертами романтической героини – «юной дебютантки»: она по-детски очаровательна, непосредственна и наивна, но отнюдь не глупа. Влюблена в шевалье, но не до такой степени, чтобы сопротивляться чарам обольстителя Вальмона, и, тем более, браку по расчёту. В сущности, эта героиня пока «чистый лист», на котором она сама и окружающие её люди могут написать что угодно и сделать из девушки либо жестокую и лживую «маркизу де Мертей» либо одинокую и разбитую «мадам де Воланж» совершенно не оставляя ей возможности остаться самой собой.
Я хотела летать – с тобой,
О высоком мечтать – с тобой…
Нет больше слёз, отступила печаль,
Выше небес унеслась любовь… жаль…
После просмотра мюзикла убеждаешься, что человеческие души созданы для Любви и Счастья. Любой альтернативный вариант неизбежно сопровождается звуком очередного разбитого сердца.
Всю жизнь свою в любовь я только лишь играю.
Играя, заблудилась в лабиринте собственных побед.
Куда идти мне дальше? С кем? Не знаю...
Игра окончена. Я выиграла иль проиграла в ней?
Виват! Сраженье выиграно мной,
Но вот вопрос: «Какой ценой..?
Кто победил? Кто проиграл по воле рока?»
Как холодно... Как одиноко...
Купить билеты на мюзикл «Опасные связи» можно на сайте
GLEBMUSICALS.COM
Статья подготовлена Екатериной Кутузовой.
Фото: Сергей Журавлёв, Александр Утюпин и Наталья Даниловцева.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
#театры #искусство #мюзикл #культура #музыка #театр #россия #опасные связи