Привет, друзья!
Я, Злата Сереброва, являюсь независимым экспертом ювелирного рынка и амбассадором проекта Ювелирный Клуб.
Ювелирный Клуб - это социальный интернет проект, созданный независимыми энтузиастами и экспертами ювелирного рынка.
Наша миссия помогать Потребителям ювелирных украшений ориентироваться в непростом и многогранном ювелирном мире с помощью предоставления объективной информации и независимых экспертных оценок, а также сделать приобретение ювелирных изделий максимально доступным за счет креативных решений на базе современных инновационных технологий.
Мы продолжаем цикл статей о наиболее ярких представителях ювелирного рынка России, без «PR шелухи» и сегодня мы расскажем об одном из лидеров розничной ювелирной торговли - компании Sunlight (Санлайт).
История SUNLIGHT
Свой рассказ мы традиционно начнем с фактов из истории становления ювелирной компании Sunlight:
- В 1995 г. молодые предприниматели Сергей Грибняков и Михаил Масловский (других возможных партнеров представители компании не называют) учредили компанию «Оникс», которая занималась оптовыми продажами ювелирных украшений масс-маркет сегмента различных ювелирных заводов России.
- В 2005 году к команде Оникса присоединяется Алексей Коновалов, который на долгие годы становится Генеральным директором и фактически публичным лицом компании. В те же годы учредители Оникса решают начать импорт ювелирных украшений с мелкими бриллиантами, а точнее даже с «бриллиантовой крошкой» из Китая и создать собственную торговую марку Sunlight.
- В период 2005 – 2008 годов ювелирная компания «Оникс» активно развивает свою торговую марку Sunlight в оптовом сегменте ювелирного рынка, создавая узнаваемый у потребителя бренд путем размещения фирменных «красных уголков» с выкладкой коллекций Sunlight, состоящий из дешевых и доступных ювелирных украшений из золота с «бриллиантовой крошкой» на красных фирменных планшетах в ювелирных магазинах – партнерах (оптовых покупателей) Оникса по всей стране. Благодаря активной рекламной кампании и широкой оптовой дистрибьюции, включающей порядка 1000 магазинов-партнеров по всей стране, коллекции от Sunlight стали узнаваемые потребителями и это толкнуло владельцев «Оникс» на следующий шаг в развитии бизнеса – создание собственной розничной сети. Практически с этого периода ювелирную компанию «Оникс», которая включала в себя большое кол-во различных юридических лиц, формально объединенных в группу компаний «Оникс», стали называть Sunlight.
- 2009 г. – старт начала развития розничной сети Sunlight. Развитие собственной ювелирной сети решено было начинать через систему доступной и понятной франшизы розничных магазинов Sunlight для заинтересованных предпринимателей. В том же году в Москве открывается первый фирменный магазин Sunlight.
- 2011 г. – В Москве на площади 500 кв. метров был открыт первый гипермаркет Sunlight с возможностью выбора порядка 30 000 украшений из золота и серебра как под одноименной торговой маркой, так и изделий от известных ювелирных производителей России и зарубежья.
- В период с 2009 по 2014 г. Sunlight, благодаря динамичному росту числа магазинов, которое достигло порядка 280, а также агрессивному маркетингу, торговый оборот ювелирной сети Sunlight превысил 6 млрд. руб. , что позволило ювелирной сети войти в ТОП-5 ювелирных розничных сетей России. При этом, на протяжении всего периода, Sunlight потихоньку «отжимал» у своих франчайзеров наиболее интересные торговые места(магазины) и/или переводил их под собственное управление.
- В 2014 г. топ-менеджер и совладелец Sunlight Сергей Грибняков запускает фамильную торговую марку - SERGEY GRIBNYAKOV, под которой выпускаются порядка 1000 наименований мужских и женских украшений и аксессуаров стильного дизайна из высококачественных материалов: кожи, нержавеющей стали, керамики и каучука.
- В период 2014-2017 годов, сопровождающихся падением потребительского спроса на ювелирные украшения, в результате резкого обесценивания рубля и затяжного экономического кризиса, к юридическим лицам группы компаний Sunlight предъявляется ряд серьезных налоговых претензий, которые компания выплачивает, параллельно реструктурируя свой бизнес - оптимизируя/сокращая количество своих магазинов и переориентируясь на размещение заказов на ювелирные украшения под своим брендом на производственных площадках в России. При этом Sunlight не прекращает свою маркетинговую активность и, одна из первых среди ювелирных компаний, запускает полноценный интернет-магазин по продаже своих украшений, а также создает хорошее и функциональное мобильное приложение, упрощающее процесс покупок.
- В период 2017-2019 годов компания Sunlight, с 397 фирменными магазинами, становиться второй розничной ювелирной компанией в России после Ювелирной сети «585», с рыночной долей порядка 15%, при этом, имея намного меньше магазинов чем у лидера рынка (у «585» - 1000 магазинов), Sunlight незначительно отставал от своего конкурента по торговому обороту.
- В 2020 г. компания Sunlight стала первой компанией розничного рынка России по объёму выручки, несмотря на ужесточение конкуренции, связанной с продолжающимся «сжатием» потребительского спроса, а также в связи с появлением новых игроков розничного ювелирного рынка – амбициозным выходом на него изначально оптово-производственной ювелирной компании SOKOLOV(о ней мы тоже рассказывали в нашем цикле статей о лидерах ювелирного рынка - для перехода смело жми на ссылку).
- Свое лидерство в розничной ювелирной торговле компания Sunlight сохранила и по итогам 2021 г.
Причины успеха
О том, что стоит за успехами ювелирной компания Sunlight, мы спросили у наших независимых экспертов Ювелирного Клуба и специалистов ювелирного рынка России, получив от них следующие комментарии:
- На заре появления бренда Sunlight владельцы и руководители компании избрали для себя правильную ассортиментную стратегию и не превратились в очередной ювелирный торговый дом, который торгует ювелирными украшениями сегмента масс-маркет (таких компаний в 2005-2010 годах было достаточно много), а четко определили для себя ассортиментную нишу – доступные ювелирные украшения с мелкими бриллиантами, на тот момент (как в прочем и сейчас) эта рыночная ниша в основной своей массе представлена ювелирными изделиями из Китая и Тайланда.
Рыночное ценообразование подобных украшений не отличается от ценообразования ювелирных украшений сегмента масс-маркет, т.е. цена украшения на 80% определяется за счет количества драгоценного металла в нем, а стоимость вставок – камней и «художественная ценность» изделий его рыночную стоимость не формируют.
Бриллианты «от Sunlight» это практически отходы гранильного бриллиантового производства и не имеют существенной рыночной стоимости (об этом мы рассказывали в нашей статье - Все о бриллиантах и их ценности ). Нужно отдать должное баерам Sunlight (баер – специалист, осуществляющий закупку, либо размещение заказа моделей в производство), которые формировали коллекции украшений бренда - они подбирали интересные и модные по дизайну ювелирных изделия из золота при максимально возможном минимальном весе модели, получая таким образом эффектное и дешевое ювелирное украшение. Дальше "в игру" вступали маркетологи, которые сыграли на стереотипе потребителей «Бриллианты – это круто и дорого», предоставив покупателям возможность прикоснуться к «дорого-богато» за небольшие деньги, сравнимые с покупкой украшений с фианитами или полудрагоценными камнями. Таким образом Sunlight, по аналогии с Pandora(Пандора) (со статьей о ювелирном бренде Pandora можно ознакомиться, перейдя по ссылке), захватили свою рыночную долю за счет одной перспективной рыночной ниши. Sunlight практически самостоятельно создали в России рынок украшений с дешевыми мелкими бриллиантами и развил его до существенной рыночной емкости. - Не маловажную роль в успехах Sunlight сыграла построенная система оптовой дистрибьюции своих украшений, развитие которой предшествовало открытию собственной ювелирной сети. Она была крайне нестандартна для ювелирного рынка России тех лет и подразумевала получение самого широкого и презентабельного полочного пространства на витрине розничных магазинов-партнеров Sunlight (оптовых покупателей), которая брендовалась в ярко красном «стиле Sunlight» и сильно выделялась на фоне других ювелирных изделий на прилавке. При этом Sunlight никогда не просил розничные ювелирные магазины выкупать свои ювелирные изделия, а выдавал их магазинам на комиссию (деньги после продажи) и самостоятельно ратировала/обновляла и подсортировывала торговые точки на основании своего видения ассортиментной матрицы для разного типа розничных магазинов, т.е. не будучи владельцем магазина Sunlight практически самостоятельно управлял продажами в нем.
- Руководители Sunlight понимая, что выбранная ими рыночная ниша – недорогие ювелирные изделия с бриллиантами - «не резиновая» и рано или поздно в нее потянутся другие игроки ювелирного рынка и/или спрос (мода) потребителей на подобные украшения охладеет, руководство компании приняло решение создавать собственную розничную ювелирную сеть. В качестве формата будущих магазинов была выбрана стилистика зарубежных ювелирных магазинов развитых стран (Западная Европа, США и т.д.), данный, так называемый «европейский», формат розничных магазинов предусматривает: просторные клиентские зоны, бутиковый уровень торгового оборудования, дизайнерские решения стилевого брендинга, мерчандайзинг (выкладка товара на прилавки) товаров с большим расстоянием друг от друга и т.д., подобные форматы розничных ювелирных магазинов ранее были не свойственны для розничного ювелирного рынка РФ. В России, до появления магазинов Sunlight, розничная торговля была представлена в формате магазинов прилавочного типа с небольшими торговыми площадями с большим ассортиментом украшений, «нагромождённым» на ограниченном полочном пространстве - подобный формат можно назвать «азиатским», т.к. он присущ магазинам стран Ближнего Востока и Азиатского региона (магазины ювелирной сети «585» типичный пример «азиатского» формата розничных ювелирных магазинов). Можно практически с уверенностью сказать, что формат современного, модного и стильного ювелирного магазина, каким на сегодня его представляют потребители, в Россию принесли - Sunlight и Pandora.
- Отдельно наши независимые эксперты отметили уровень менеджмента ювелирной компании Sunlight. Владельцы и руководители Sunlight – люди не публичные и на просторах интернета можно найти буквально несколько интервью, данные ими авторитетным бизнес-изданиям Forbes и РБК (для ознакомления смело кликай по ссылке). После выхода на рынок «фамильного бренда» - SERGEY GRIBNYAKOV в 2014 г., Сергей Гребняков стал больше «светиться» в прессе и давать интервью, но преимущественно в отраслевых интернет изданиях (смело кликайте по ссылке для перехода). «Мотором» Sunlight безусловно является ее совладелец Сергей Грибняков, который пришел в ювелирный бизнес в конце 90-х в возрасте 22 лет и в силу своей молодости просто не мог иметь за плечами богатого жизненного опыта и трудового стажа в других отраслях бизнеса, но несмотря на это, обладая прекрасными предпринимательскими способностями, управленческой харизмой и рыночным чутьем, за 25 лет кропотливого и упорного труда смог построить одну из самых узнаваемых ювелирных компаний России. По мнению наших экспертов Сергей Грибняков - настоящий Self-made (селф-мейд – человек, достигший успеха собственными силами, т.е. дословно – «сделал себя сам») предприниматель которых в российском ювелирном бизнесе можно буквально пересчитать по пальцам на одной руке…
- При ответе на вопрос о причинах успехов ювелирной компании Sunlight, нельзя не отметить их маркетинговую активность и рекламные кампании. «Однодолларовые» ювелирные подвески в виде подарка, при совместных промо-акциях с различными игроками FMSG рынка, и нескончаемые SMS рассылки – уже во всю копируются другими участниками ювелирного рынка. Скидки на товар, при скачивании мобильного приложения и оформления заказа через него, даже если покупатель уже стоит у кассы в магазине, используемый как как способ «нагона» количества установок мобильного приложения, теперь вовсю применяется многими ритейлерами и не только на ювелирном рынке, а вирусная акция – «Мы ликвидируемся» давно стала интернет мемом в современной России. Можно с уверенностью констатировать, что Sunlight является законодателем трендов по маркетинговому продвижению и рекламе на ювелирном рынке страны, «фишки» которого постоянно копируются другими участниками рынка.
Проблемы и будущее
На вопросы об имеющихся проблемах ювелирной компании Sunlight и будущих перспективах развития компании наши эксперты и специалисты отметили следующее:
- Чтобы Sunlight не делал для своего развития, это был почти всегда путь «по лезвию ножа» или «пан либо пропал» — это и создание новой рыночной ниши с необычной системой дистрибьюции, и открытие первой в России «европейской» ювелирной розничной сети, и создание онлайн канала продаж ювелирных изделий и т.д. и т.п. На пути к достижению своих целей Sunlight не гнушается общественно неприемлемыми методами, невзирая на мнение потребителей, бизнес сообщества и социальную ориентированность…
На просторах Интернет можно найти тысячи отзывов: от сотрудников компании Sunlight о «нечеловеческих» условиях работы и гигантской нагрузки на продавцов в магазинах сети; об ювелирных изделиях Sunlight, которые постоянно ломаются, потому что сделаны из «фольги», не попадают в пробу при проверке и т.д.; о навязчивой рекламе и постоянной спам SMS рассылке; обмане/введении в заблуждения покупателей о характеристиках и ценности покупаемых изделий и т.д.
Sunlight - никогда не считал, что как-то обманывает покупателей или вводит их в заблуждение, а его представители заявляли – что «хитрить» и «обманывать» — это не одно и тоже… Эксперты нашего Ювелирного Клуба с этим не согласны.
Sunlight часто сам провоцирует любые скандалы, т.к. считает, что любой «хайп» вокруг марки, пусть даже негативный – всегда лучше чем его отсутствие.
- У многих специалистов ювелирного рынка складывается впечатление, что Sunlight находится на ручном управлении своих владельцев, которые пытаются полностью контролировать все процессы и дают «порулить» руководителям направлений и подразделений компании больше формально/номинально.
- Шансы Sunlight сохранить свое лидерство на розничном ювелирном рынке страны в ближайшие несколько лет оцениваются экспертами ювелирного рынка как высокие, но не 100%, т.к. выход на розничный рынок изначально производственной ювелирной компании SOKOLOV, которая позиционирует свои магазины по аналогии с Sunlight в «европейском» формате, безусловно отнимет долю потребителей у Sunlight и он снова может перейти на вторую позицию по товарообороту, проиграв борьбу за лидерства «наступающей на пятки» ювелирной сети «585», которая придерживается «классических» ценностей и форматов торговли и имеет своего «традиционного и консервативного покупателя», не участвуя «в войне «европейских» торговых сетей».
В следующей нашей статье о лидерах ювелирного рынка России мы расскажем Вам о ювелирной сети «585».
Оставайтесь с нами и становитесь опытными и компетентными потребителями ювелирных украшений!
Благодарим за внимание, ждем лайки и комментарии :):):)
Подписывайтесь на наш канал - https://zen.yandex.ru/jewelry_club
Будем рады видеть Вас в наших сообществах в социальных сетях:
https://vk.com/jewelry_club_rus
https://www.instagram.com/jewelry_club_rus/
Telegram канал - @jewelryclubrus