Дом с приведениями, райский остров, суета офисной жизни. Атмосфера книги постепенно затягивает читателя все глубже и глубже в сюжет истории.
Да, некоторые писатели умеют создавать эмоциональный климат небрежным росчерком пера.
Хорошая новость: умение создавать атмосферу в книге – это не врожденный дар. Этому можно научиться!
Создаем атмосферу с помощью выбора слов
Русский язык богат на синонимы. Вы можете подобрать тот, который лучше всего оттенит вашу историю, вдохнет в нее жизнь и даже избавит вас от абзацев ненужных описаний.
Вася сел на стул.
В этом предложении мы не можем ничего сказать ни о Васе, ни о его окружении, ни о эмоциях, ни о самом стуле.
Сравните:
- Вася опустился на стул.
- Вася упал на стул.
- Вася вскарабкался на стул.
- Вася плюхнулся на стул.
- Вася устроился на стуле.
- Вася присел на стул.
- Вася угнездился на стуле.
- Вася расселся на стуле.
В каждом этом примере мы получаем чуть больше информации о сцене.
Но нам необходимо постоянно выбирать подходящие слова для создания атмосферы, а не только в одном предложении.
Сравните:
- Каждое утро город погружался в хаос. Клаксоны автомобилей резко выдергивали из сна несчастных жителей дома, обреченных молиться на черный кофе и уповать на горячую воду в душе.
- С рассветом город оживал. Клаксоны автомобилей бодрой трелью извещали жителей дома о том, что пришло время вставать, готовить ароматный кофе и скорее спешить в душ, пока не закончилась благостная горячая вода.
Оба этих предложения повествуют об одном и том же, но атмосфера в них разная.
С помощью выбора слов вы можете судить о настроении героя, его отношении к происходящему.
Вы можете даже составить список слов, которые лучше всего подчеркивают эмоциональный фон вашей истории, и попытаться найти им место в тексте.
Создаем атмосферу через персонажа
Замечали ли вы в жизни людей, способных привнести свою особенную атмосферу к событию?
Сделать ее более драматичной, веселой? Или убить настроение у окружающих одним своим присутствием?
Наверняка у кого-то из ваших героев есть способность трансформировать эмоциональный климат вокруг себя!
Как он может это делать?
1. Через диалоги.
Для этого мы возвращаемся к пункту о выборе слов. Какие слова герой подбирает? А какие роняет? Он способен переключить картину вокруг себя одной фразой!
2. Через POV.
Если вы пишете от первого лица и хорошо проработали вашего протагониста, тогда читатель может глубже проникнуть в его голову и даже физически чувствовать его эмоции.
3. Язык тела, выражение лиц, выбор одежды и окружающих предметов.
Добавьте несколько ярких мазков – упомяните о каких-то отдельных деталях. Эти мазки способны задать интонацию сцене.
- На помощь ему неожиданно пришла девочка. Ей было 14. У нее были каштановые волосы, проколотая бровь и дерзкая надпись на футболке. Он решил, что проблем с ней не оберешься.
- На помощь ему неожиданно пришла девочка. Ей было 14. У нее были каштановые волосы, а на рюкзаке болтался розовый плюшевый мишка. Он решил, что проблем с ней не оберешься.
- На помощь ему неожиданно пришла девочка. Ей было 14. У нее были каштановые волосы, собранные в строгий, до боли тугой узел. Он решил, что проблем с ней не оберешься.
Такой прием «ярких мазков» больше подходит для описания второстепенных персонажей, когда необходимо в короткий срок передать ключевые качества героя и внести определенную эмоциональную ноту в сеттинг.
Также такая яркая деталь может стать дополнительным элементом страданий для вашего главного героя (ну, если вам кажется, что на его жизненном пути все идет слишком гладко).
Например: ваш главный герой-педант может испытать душевные муки, если окажется рядом с человеком, к пиджаку которого пришиты разные пуговицы.
Или если он слишком высокого мнения о себе – поместите его рядом с человеком, который головой задевает люстру и/или небрежно помахивает медалью за выдающиеся достижения в науке.
Совет: обворовывайте действительность. Списывайте персонажей с ваших знакомых.
- Как так получается у Васи, что все начинают его жалеть, даже если он получил повышение?
- Почему рядом с Катей всегда много детей, а все взрослые улыбаются?
- Почему Петю в любой компании признают лидером?
Поищите ответы на эти вопросы и это даст вам толчок к созданию «атмосферного» персонажа!
Создаем атмосферу через реакции
Этот пункт тесно связан с личностью персонажа, ведь во многом атмосферу он задает с помощью своей реакции на событие.
Если обстановка в сеттинге пугающая, тогда ваш персонаж должен быть напуган. (Даже на короткий момент)
ВАЖНО: Не стоит прямо писать о эмоциях персонажа! Показывай, а не рассказывай – помните такое правило?
Если он напуган, у него могут задрожать коленки, скрутить живот, на мгновение пропасть звуки, расшириться зрачки. Кровь может отхлынуть от его сердца, он может вжать голову в плечи.
Чтобы передать лучшим образом реакцию персонажа, вам стоит понаблюдать за собой и за окружающими. Тем более, что разные люди по-разному реагируют на одно и то же событие. Если ваши персонажи от испуга все побледнели, тогда у вас в книге есть только один персонаж, а все остальные – его клоны.
Например: И тогда дверь отворилась, явив жуткие последствия его деяний. Вася замер, глядя на то, что лежало на полу. Его зрачки расширились, и он только и мог, что повторять «Да как же это?». Петя дрожащей рукой схватился за горло. Он не замечал, что Марина настойчиво ищет его ладонь. И, кончено же, никто не обращал внимания на Машу, которая сжалась в комок в самом дальнем углу комнаты.
Что может вам помочь передать те или иные эмоции:
- физические признаки эмоции
- непроизвольные движения и тики
- выражение лица
- тон голоса
А каким еще способом можно создать атмосферу в истории?
В следующих статьях мы поговорим о значении ощущений и сеттинга для эмоционального климата вашей книги.