Отрубленные головы
Кельты по мимо прочего любили отрезать головы своим врагам и привязывать их к конским поводьям. После возвращения с поля битвы они выставляли их в домах или святилищах. Считалась, что это принесет в дом богатство и изобилие и поможет задобрить духов. Кельты верили, что человеческая голова является вместилищем души.
Голова такой же символ для кельтов как крест для христиан. Диодор Сицилийский говорит, что галлы бальзамировали головы в масле и считали бесценными сокровищами. Ливий говорит тоже самое, сообщая об украшенных золотом человеческих головах, используемых кельтами в качестве чаш для питья. Человеческие черепа выставлялись в особых нишах в храмах в Рокепертюзе и Антремоне.
«Головомания» также отчетлива видна в многочисленных ирландских сказаниях: «Похищение быка из Куальнге», «Мобиногион». Кельты считали, что боги и герои никогда не садились за стол пировать, не поставив перед собой отрубленную голову.
Археология подтверждает, что это наиболее важный культ кельтов: найдено огромное количество голов из камня и дерева.
Божества и культы
В кельтском пантеоне имеется множество имен Богов, но похоже что на обширной территории почитался один и тот же тип божества, которого каждое племя называло по-своему и имело свои культовые легенды о нем. Среди кельтских богов можно выделить 3 группы:
1. Боги на все руки.
2. Боги конкретных явлений и предметов - те кто занимался какой-то определенной сферой общественной жизни.
3. Боги над богами – старшие боги или прародители.
В каждом племени существовал свой божественный отец, которого короли, вожди и простые люди считали своим предком. Цезарь говорил: «Галлы все считают себя потомками отца Дита (Дагда в Ирландии) и говорят, что таково учение друидов». Дагда являлся священным всеобщим богом предком. Изображают его как огромного война с дубинкой и котлом. У континентальных кельтов Дагда был известен под именем Сукелл.
Супругой Дагды была богиня войны Морриган которая могла принимать обличье ворона и влиять на исход битвы с помощью волшебных сил и прорицаний. Дагда и Морриган заведовали всеми сторонами жизни.
Кроме этой четы есть еще множество богов с более ограниченными сферами влияния: бог-кузнец, божественный целитель, бог словесных искусств, божество покровитель священного колодца или реки. Однако «бог на все руки» мог при надобности заняться любой из этих сфер. Похоже, что божественный социальный порядок у кельтов соответствовал порядку в племенной иерархии.
Есть еще скудные данные о существовании группы более «привилегированных» божеств. Своего рода «боги» самих богов, то есть прародители. Среди них: Ану (та что вскармливает богов), и Бригита.
Культ рогатого бога
Звали его Кернунн, обладатель оленьих рогов, олень же часто его сопровождает. Он носит на шее торк – священное украшение. Также его сопровождает змея с бараньей головой или рогами. Бог-олень часто изображен сидящим на земле, что говорит об обычаях, галлов, которые не использовали кресел и сидели на полу. Культ этого бога был распространен повсеместно и похоже особо почитался друидами. Есть свидетельства об этом божестве в рукописях Уэльса и Ирландии. Значимость этой фигуры для кельтской религии подтверждает факт демонизации этого образа христианскими священниками, которые стали считать его символом дьявола.
Тем не менее бога-оленя кельты всегда изображали мирным, а культ его как известно исповедовал плодородие и сельскохозяйственное процветание.
Был еще и 2-й тип рогатого бога. Он скорей воспринимался как бог войны нежели земледелия, изображали его в виде головы с рогами быка или обнажённого война с четко очерченным фаллосом.
Животные и птицы
Животные и птицы играли важную роль в кельтской мифологии. К птицам кельты относились с почтением. Предполагается, что друиды предсказывали будущие смотря за полетом птиц и слушая их крик.
Журавль считался зловещей птицей, у кельтов есть его мясо было запрещено. Вид журавля обычно принимали враждебные богини или сексуально распущенные женщины.
Вороны считались лживыми и опасными, в них превращались ирландские богини войны, также они были слугами и вестниками некоторых богов.
Кабан считался излюбленной добычей и пищей героев. Толи страсть кабана к плодам священного дерева – дуба, толи его физическая сила и героическая оборона обеспечили кабанам почетное место в кельтской мифологии.
Лошадь почиталась у кельтов со времен глубокой древности. Бык хотя и имел подчиненную роль тоже был очень важен для местных культов.
Некоторым водным существам посвящено множество сверхъестественных легенд. Например, лосося считали хранителем мудрости Иного Мира, так как он поедал орехи священного дерева, которые падали в пруд.
Собака тоже получила свою долю почета в кельтской религии и культе. Многие божества ассоциировались с собаками и были оборотнями.
Представление кельтов об Ином мире
Кельты верили в жизнь после смерти. Для них иной мир был источником наслаждений и благ. Многие захоронения кельтов были усыпаны различными предметами, которые умерший должен был забрать с сбой. Чтобы попасть в иной мир не нужно было хорошо вести себя по ходу жизни. Никакого понятия о добре и зле у кельтов не было.