Найти в Дзене
MEDIA-MIG

Переселяя соотечественников

Оглавление
Фото: © РИА-Новости/Андрей Архипов
Фото: © РИА-Новости/Андрей Архипов

В конце марта в российском информационном пространстве все чаще стала упоминаться Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Активные разговоры об этом проекте начались 28 марта, когда заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев, возглавляющий с февраля Межведомственную комиссию по вопросам совершенствования государственной миграционной политики, на заседании этого органа предложил модернизировать программу из-за поменявшихся в последние годы условий внешней среды. Начало дискуссии на столь высоком уровне может свидетельствовать о том, что в скором времени, вероятно, программу, действовавшую с 2006 года, ожидают серьезные изменения. Находясь на рубеже грозящих кардинальных изменений содержания этой программы, сейчас самый благоприятный момент, чтобы обернуться и подвести промежуточные итоги этого проекта.

Факты

Согласно информации МВД, координирующего органа проекта, основными целями программы выступают «стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, содействие социально-экономическому развитию регионов и решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию». Госпрограмма принята на федеральном уровне в 2006 году, однако по факту начала действовать лишь в 2008-м. Регионы могут в добровольном порядке принимать участие в программе, а также вырабатывать собственные критерии отбора участников.

Мигрант соотечественнику рознь

Прежде всего, обратим внимание на правовые нюансы, дабы опередить, чем обычный трудовой мигрант отличается от переселенца.

Во-первых, трудовым мигрантом может быть гражданин любой страны, который хочет работать в России, а чтобы участвовать в программе переселения, необходимо быть соотечественником, то есть, согласно ФЗ от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», лицом, родившимся в одном государстве, проживающим либо проживавшим в нем и обладающим признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев.

Во-вторых, желающим получить статус переселенца потребуется написать заявление, собрав при этом определенный пакет документов, включающий паспорт, документы об образовании, свидетельство о рождении, документы о семейном положении, ВНЖ, если претендент на момент подачи заявления находится в России, копию трудовой книжки. Сначала кандидатуру изучает представительство МВД России в стране, где человек подает заявление. Далее, после первичного отбора, кандидатура изучается сотрудниками ФСБ. Гражданское ведомство, уполномоченное принимать окончательное решение по заявлению (орган зависит от субъекта), дает «зеленый» свет переселенцу или же, с учетом мнения силовых ведомств, — отрицательное заключение.

В это же время человек, просто приехавший в Россию на заработки, не претендует на получение ее гражданства, и в этой связи ему необходимо собрать другой пакет документов, а если он является гражданином страны ЕАЭС, то вообще освобождается от юридической волокиты, помимо получения миграционной карты и постановки на миграционный учет, если срок нахождения на территории РФ превышает 30 дней. Таким трудовым мигрантам даже не нужен патент на работу.

В-третьих, кардинально отличается степень поддержки государства: переселенцы получают гораздо больше льгот, нежели рядовые мигранты. Им предоставляют временное жилье, «подъемные» деньги (сумма зависит от региона), детям — места в школах и детских садах. Более того, к обустройству жизни соотечественника на новом месте подключаются региональные службы занятости, которые помогают прибывшим найти работу по специальности. Например, в Воронежской области, в одном из лидирующих по количеству переселенцев регионе страны, где пытаются привлечь людей именно в сельскую местность, потому что область остро нуждается в работниках сельского хозяйства, предусмотрена единовременная выплата на жилищное обустройство в сельской местности, которая составляет 50 000 рублей на каждого переселенца. Размер единовременной выплаты участнику Государственной программы на временное размещение составляет 16500 рублей.

Помимо правового статуса и связанных с ними льгот, отличаются и места работы двух категорий граждан. Так, большую часть мигрантов в России составляют низкоквалифицированные рабочие из государств Центральной Азии, в то время как переселенцы — преимущественно люди с высшим и/или средним специальным образованием, как того требуют региональные критерии программы.

Промежуточные итоги

Всего за 13 лет действия программы в Россию приехало около 1 млн соотечественников. В среднем, каждый год в страну приезжали 77 тыс. человек, тогда как миграционный прирост в России составляет порядка 250 тыс. человек. Вместе с тем, несмотря на разницу в цифрах, не нужно забывать, что данная программа позволяет привлечь людей в те регионы, которые традиционно не являются популярными у трудовых мигрантов. Тем более что программа позволяет привлечь в Россию наиболее образованных, культурно близких людей, что особенно актуально в связи с нехваткой таких специалистов, как врачи, учителя, преподаватели вузов.

Однако у программы есть слабые места. Первое, на что обращают внимание представители служб занятости населения, это то, что курирующим органом программы является МВД — ведомство, ориентированное на поддержание порядка и безопасности, тогда как программа преследует социально-экономические цели, что следует из указа президента. Из-за этого между гражданскими и силовыми ведомствами возникают трения, как произошло в случае с калужским губернатором, который на фоне этнических конфликтов в Обнинске в феврале 2022 года предложил вывести регион из программы. Из Главного управления по миграции МВД незамедлительно последовала реакция: «при реализации Госпрограммы Калужская область использовала свои полномочия неэффективно», а слова чиновников были квалифицированы как «громкие популистские заявления, которые могут спровоцировать нежелательные и необдуманные действия со стороны руководителей иных субъектов Российской Федерации». Выход из программы, по словам силового ведомства, может привести к нарушению прав русскоязычных соотечественников, а также к нежелательной реакции со стороны условного «русского мира».

Второе — недостаточно проработанное определение «соотечественник». Из-за такого широкого определения, которое было выработано еще в 1999 году, у силовых ведомств и исполнительных органов власти остается пространство для отказа претендентам в праве на участие в программе, что иногда приводит к судебным процессам: претенденты, получившие отказ, подают в суд на российские уполномоченные органы субъектов.

О назревшей необходимости переосмысления понятия «соотечественник» в конце марта высказался губернатор Калужской области Владислав Шапша. По его мнению, на этот статус может претендовать не всякий приезжий из республик бывшего СССР, однако только тот человек, который свободно владеет русским языком. Кроме того, есть необходимость в повышении прозрачности экзамена по русскому языку, от сдачи которого можно освободить граждан Украины, Белоруссии и приезжих из донбасского региона. Наконец, было бы полезно, по его мнению, создать в регионах адаптационные школы русского языка для быстрой социокультурной интеграции детей, приехавших из-за рубежа.

Итоги программы и предложения по ее модернизации говорят о том, что заинтересованность в существовании данного проекта есть. Особую актуальность данному проекту придает то, что на 4 апреля 2022 года, согласно исследованию демографического рейтинга регионов России РИА Новости, численность населения в России в 2021 году снизилась на 1,2 млн человек или на 0,83%. Основные причины — коронавирус и его последствия, а также снижение миграционного потока в страну. Более того, с начала боевых действий на Украине из России, по заявлениям Натальи Касперской, уехали «табуны» айтишников. Общее число покинувших страну остается неизвестным, так как подобная статистика не ведется, но, очевидно, что даже при возвращении некоторых эмигрантов на родину страна теряет наиболее образованных, конкурентоспособных на глобальном рынке специалистов. Программа переселения соотечественников не переломит этот тренд, но хотя бы частично компенсирует эмиграцию таких специалистов.

Больше о трудовой миграции в России и мире читайте на нашем сайте MEDIA-MIG.ru