Найти тему

Кому учиться сложнее всего?

Мы продолжаем разговор о школьной учебе, мотивации к ней и причинах, мешающих детям учиться.

Не секрет, что школьная система удобна и выгодна далеко не для всех. Школьные программы достаточно часто не рассчитаны на уважение индивидуальности ребенка, отстаивание его личных границ, признание права на самостоятельное мышление и свою точку зрения, - а ведь это именно то, чего мы сегодня ждем от взрослого, уверенного в себе человека; во многом это базис ментального здоровья. Тем не менее, школа в том виде, в котором она существует сейчас, - большие группы учеников (30 человек и более), остающиеся с одним педагогом в течение урока, до 8 уроков по 45 минут, отсутствие возможности выходить на прогулки в течение учебного дня, необходимость усвоения программы всеми учениками в одном темпе, погоня за оценками и присутствие нездоровой конкуренции, - оказывается наиболее неудобна нескольким группам учеников. Каким же именно?

- чувствительные, сентиментальные, ранимые дети, которые боятся причинить другим вред, огорчить или расстроить старших. Для них выговор от строгой учительницы может оказаться одним из самых травмирующих воспоминаний в жизни. Такие дети со слабым типом темперамента часто становятся "любимчиками" учителя, которых, увы, презирает весь остальной класс;

- медлительные, флегматичные дети, которым не так быстро удается усваивать материал, как всему остальному классу. Они быстро привыкают считать себя отстающими, и, как правило, не прилагают никаких усилий, чтобы это исправить; порой при развитом интеллекте такие флегматики даже попадают в классы коррекции. Вместе с тем такие ребята могут буквально преображаться во внешкольной деятельности, занимаясь любимым делом и реализуя свои увлечения. Похожий портрет как раз дан в упомянутом нами ранее стихотворении Агнии Барто "Тупица", - медлительный мальчик, которого все привыкли считать неспособным, ведет себя совсем иначе во дворе, играя в футбол, - в любимой игре он заводила;

- дети с остро развитым чувством перфекционизма. Требуя от ребенка только лучших результатов и не довольствуясь ничем иным, мы порой можем сослужить ему медвежью услугу. Дети, привыкшие всё делать идеально и быть первыми в классе, скорее всего, рано или поздно столкнутся с тем, что какие-то вещи не даются так легко как остальные, а тот или иной учитель считает ребенка недостойным получать "пятерки" по его предмету; такое потрясение может сильно травмировать психику ребенка.

Мы продолжим наш разговор в следующих статьях. Оставайтесь с нами! У нас интересно!