Как часто находясь в магазине и рассматривая полки с товарами вы обращаетесь за помощью к интернету? Наверное, с тех пор как у вас появился интернет в кармане это действие стало привычкой, выполняемой с таким же постоянством, как просмотр даты изготовления. Делают это не все, у кого есть возможность, но у всех, кто начал этим заниматься, поиск низких цен, да и просто помощи у каких-то людей где-то вдали превратился в занудное постоянство. Маниакальное желание не прогадать.
Лично мое мнение, времена, когда отзыв нужно было специально и очень долго искать, а потому выбор строился на более сложной и при этом простой на уровне действий, системе, жизнь была менее нагруженной и более продуктивной.
Может ли повышенная эффективность стать проблемой? Одна забавная интернет поговорка, отраженная сегодня в десятках вариаций, гласит: если вы ищите ответ даже на самый узкопрофильный вопрос, то вы вскоре увидите, что кто-то задавал его лет 10 назад (на вопросах Мэил.ру) и уже давно получил ответ. Вопросы даже о чем-то что кажется совершенно новым весьма цикличны и даже самый глупый вопрос будет не только повторяться из раза в раз, но также часто получать полноценный ответ.
В поисках ответов можно подумать, что в реальности уже не существует уникальных ситуаций, и при должном поиске можно найти готовый ответ на любую проблему в жизни. И хотя это совершенно не так, ведь не существует инструкции для человеческого существа в любой ситуации, есть лишь помощь, подводящая к цели (или медвежья – уводящая от нее).
Что же касается обозначенного в теме рынка товаров и услуг, продукции которая в принципе может появиться на глазах у человека из большого города, так сказать основного потребителя, можно легко заметить, что все что можно узнать о новом товаре разобрано по полочкам еще на выходе товара на рынок, или у самых прогрессивных - ещё до выхода.
Так работает система, заточенная на продажи. В нашем капиталистическом мире, обществе потребления создать товар, который будет необходим, выдержать конкуренцию, сложность производства и логистики без постоянной, агрессивной рекламы попросту невозможно. О товаре или направлении услуг должны знать, да еще и так знать, чтобы в бесконечном потоке информации современного общества не потеряться и потому маркетинг развивается быстрее всего.
Сама по себе узкость инфосферы человека городского, посещающего стандартизированные магазины (буквально одинаковые в большинстве городов) и изучающего определенную сферу СМИ, пользующегося соц.сетями и в принципе интернетом, все давно подсчитано и подгадано. Расчеты базируются на таком большом количестве информации, собираемой на протяжении такого большого периода, что ошибка в предложении товара становиться минимальной, согласуемой только с сопротивлением мозга навязчивым идеям.
Теряется ли от понимания этого чувство первооткрывателя, что было у нас, когда мы ехали в другой город, чтобы найти там новый магазин с такими товарами, которых мы никогда даже и не видели до того? Конечно. Но крупные производители могут даже это чувство вернуть за счёт правильной и интересной подачи, чего мы, впрочем, давно не встречали. А малые, что производят действительно новые товары, и при этом столь малы, что используют для своего пиара лишь Интернет с прямым объяснением своей продукции, просто переносят зону поиска первооткрывателя в места, где вы проводите большую часть своего дня – в интернет.
Физическим магазинам, огромным гигантам, интересно продавать лишь то, что будут покупать, а значит это будут узнаваемые вещи и популярные бренды, а в сети что-то новое вы и в принципе не найдете просто потому, что вы, грубо говоря, даже не будете знать как это найти.
Сфера интересов, в которую нас затаскивают поисковики и сервисы, сродни нашему собственному мозгу, который не нуждается в постоянном притоке чего-то нового, он экономит энергию, а интернет не хочет распылять вас на что-то что может вам не понравиться, ведь тогда вы, скорее всего, уйдете к конкурентам.
А это значит, что в ситуации, в которой вы хотите узнать, что за продукт вы видите перед собой на полке, прямо и честно, обратившись к интернету, посмотрев, что пишут люди или обойщики, вы во первых со сто процентным результатом найдете отзывы, но во вторых отзывы эти будут столь же ненастоящими и рекламными, как любая брошюрка с описанием товара из 19 века. Пользы от этого будет как от слов случайного человека в толпе, собравшейся вокруг бродячего торговца где-то на диком западе. Если вам решили всучить дрянь, то говорить о ней будут так же, как и о чем-то хорошем.
Люди социальные существа.
Именно возможность анализировать не только свой, но и чужой опыт вывели нас из примитивного общества в современный. И именно, потому что способность учиться на чужом опыте заложена в нас природой эту особенность так же легко использовать в торговле.
Кто-то заказывает позитивные отзывы, кто-то негативные, кто-то просто ведётся на провокации и пишет отзывы не от себя, а от навязанного мнения. Это ни для кого не является секретом, скажите вы, но ведь кто-то пишет настоящие обзоры, честно хочет помочь другим, для этого и существуют подобные сайты. Но то что в своей изначальной идее полезная вещь, легко превращается в оружие, если не имеет никакого другого контроля, кроме собственно общественного мнения. «Судьи кто?» —спрошу я и буду иметь ввиду полное отсутствие репутации у большинства специализированных сайтов, не являющихся агрегаторами мнений. Да и агрегаторы зарабатывают именно на том, что подтасовывают нужные мнения тогда, когда в этом возникает нужда.
Они могут создать для нас удобную подачу и хоть и могут не обманывать, выставляя вперед лучшее, факт остаётся фактом, аналоговый мир не существует внутри математической модели, но при этом радость первооткрывателя, которую получали все наши предки, даже в простейших мелочах мы легко меняем на уверенность.
Уверенность в том, что продукт нас устроит.
Это чувство похоже на чувство защищённости в городе, где каждый двор находиться под камерами. Вот только запись преступления не только не спасает от преступления, но и чаще всего не помогает осудить виновников.
А ведь на самом деле это касается всей нашей жизни. Вот только какая-то часть только кажется фальшивой. С самого первого продукта, с самого первого дизайна мы воздействуем на разумы других людей заставляя их проникнуться нашими интересами. И это нормально, животные соблазняют и играют, друг с другом, так же делаем и мы. Расслабляя постоянно активный разум, мы можем, например рассказать о любимом сериале и от всей души просим посмотреть его. При общении знакомых, связанных социальным взаимодействием людей, мы не попадаем автоматически в фальшивый мир, в котором все выбрали за нас, хоть и проходим через такой же процесс.
На описание влияет множество факторов проецирования, не просто от лидера мнений, ведь он просто мем (мета-мнение), но множество косвенных мелочей. В конечном итоге именно окружение и интересы формируют личность. И, наверное, это мое мнение, если на формирование этого влияют отзывы людей, не привязанных к окружающему именно вас контексту, это плохо.
Да, конечно, в обществе потребления продукты формируют личность, это нормальный, естественный процесс, такой же как формирование личностей в разных исторических культурах, внутри, к примеру индийских каст, феодальных сословий или по принципу выбора профессий. Это нормально.
Но вот отзывы в интернете, даже если и являются отражением реального мнения, недостаточно помогают нам, ведь мы не верим в реальность таких мнений заранее.
Давайте в этот раз не будем смотреть реальные примеры отзывов… их много, вы их отлично знаете и сами прекрасно выстраиваете свою таблицу - над какими-то легко смеяться, над другими можно действительно задуматься – все хорошо разобрано по полкам. Вы и так их постоянно смотрите!
Где-то смеётесь, где-то верите и следуете (так думаю чаще), где-то пропускаете мимо, стараясь как можно быстрее забыть, потому что внутри себя уже приняли решение и просто ищите ему подтверждение (неуверенность гложет изнутри).
Все просто – если у нас есть желание искать отзывы, значит у нас достаточно мотивации взять и попробовать. По крайней мере принять решение о том стоит ли это покупать или не время, но барьеры в осознании собственных действий, упреки со стороны и изнутри… да неважно в чем, в любом действии можно легко упрекнуть, заставляют нас искать одобрения.
Просмотр отзывов - плаванье в фальшивом мире, наполненном множеством рекламных текстов, простого информационного шума, который мешает нам просто потратить одну секунду на выбор, чтобы тут же (ну или в ближайшее время, некоторые вещи нравятся сразу, о становятся нелюбимы вскоре), получить простой и понятный ответ - нравиться ли это нам само по себе или нет.
Мы забираем у себя возможность открыть Америку, почувствовать что-то самому, потому что знаем - в популярной сетевой игре ты или читаешь инструкции, или не добиваешься ничего, проигрывая раз за разом и чувствуя, что живешь как-то не так.
Просто и понятно.
Нам нужны лидеры мнений и даже убегая от них, специально не смотря обзоры от продажных блогеров, телевизионщиков и рекламщиков, вот он простой человек, такой же, как и я, подскажет стоит ли покупать эту шариковую ручку.
Но по факту все отзывы в целом, выливающиеся в общий рейтинг это, такой же лидер мнений, только более обезличенный. Интернет, как высший советчик, или идите к Гуглу, дабы найти ответы на все свои вопросы.
Как же сильно это изменило все восприятие мира... Можно даже подумать, что все это смешало фальшивку и реальность, но нет, конечно же нет. Это было всегда, просто у нас было больше времени, больше свободы, чтобы тратить пробелы в полной загруженности нашего мозга на изучение фальшивок.
Когда нет времени разбираться и чинить санузел, телефон, телевизор, делать ремонт дома или машины что мы делаем - ищем специалистов чтобы работу сделали они. У специалиста одной области должно быть время только на нее и, если хочется, на дополнительные хобби. В вакууме так, не будем смотреть что от бедности и своеобразности действий махинаторов, приходиться учиться разбираться во всем, ведь так и должно быть.
Мы хотим благодарить, готовы переплачивать за советы специалистов, приходя в магазины с кучей консультантов, но уже почти не осталось тех, кто верит в то, что они будут помогать выбрать нужную вещь. Они будут искать возможности повысить свой заработок и эффективность продаж. Потому мы ищем советов где-то ещё. И получаем их, хотя по факту они могут оказаться точно такими же.
Но все же Интернет безличен и ему (как нам кажется) безразлично, потому мы, даже зная что многие мнения продажны, а опыт незнакомых людей бессмыслен для нас, все равно бежим за помощью к советам во всемирной сети.
Вся суть в нашем мышлении. Мы верим в образы больше, чем в реальных людей. Так и должно быть, слишком много знаний посещает нас, при том, что на сосредоточение остается слишком малое количество времени. Но об этом поговорим в следующем материале этого блока.