Все чаще и чаще мы сталкиваемся с такими проблемами у детей как: нарушение внимания, гиперактивность, проблемы с обучением, нарушения работы вестибулярного аппарата, нарушения осанки и т.п. Каждый родитель для своего ребенка всегда хочет лучшего- чтобы он рос здоровым, любознательным, умным и талантливым. Но не всегда получается, то, что запланировано. Если у ребенка присутствуют какие-либо из перечисленных проблем, нужно обратить на них внимание, не отмахиваться, как от чего-то несущественного - «с возрастом все это пройдет». А если не пройдет? и корень проблемы глубоко засел внутри и с возрастом он будет только расти и укореняться, нанося вред вашему ребенку? Вы слышали что-нибудь о мозжечковой стимуляции?
Нейромоторная коррекция или мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координаторных актов. Это позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций. Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра нарушениями поведения и внимания. Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом. Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Они позволяют улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.
Мозжечковая стимуляция: программа Learning Breakthrough (Balametrics) (перевод - «Прорыв в обучении»)
Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века. Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней. Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность.
В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
Кому она необходима?
Это прежде всего дети с:
-нарушением внимания;
-гиперактивностью;
-поведенческими расстройствами;
-нарушениями осанки;
-нарушениями работы вестибулярного аппарата;
-проблемами с обучением;
-нарушениями устной и письменной речи;
-нарушениями координации движений и моторной неловкости;
-дисграфии;
-дислексии;
-диспраксия;
-нарушениями аутического спектра;
-ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ.
Результаты
В возрасте 4-5 лет наблюдается:
-улучшение мелкой и крупной моторики;
-формирование графических навыков;
-развитие зрительно-моторной координации;
-улучшение координации, способности удержания баланса тела;
-улучшение работы артикуляционного аппарата и речевого аппарат в целом;
-снижение гравитационной неуверенности.
В возрасте 5-7 лет наблюдается:
-освоение сложных видов разнонаправленных движений (велосипед, лыжи, коньки, плавательные движения);
-развитие зрительно-пространственных представлений;
-улучшение координации, моторной ловкости;
-улучшение показателей внимания, таких как переключаемость, концентрация, объем, распределение;
-повышение самоконтроля и саморегуляции;
-стабилизация эмоционального фона;
-снижение гравитационной неуверенности.
В возрасте 7-9 лет наблюдается:
-улучшение показателей внимания - объема, переключаемости, концентрации, распределения;
-повышение самоконтроля и саморегуляции;
-улучшение графомоторных навыков;
-повышение школьной успеваемости и обучаемости;
-улучшение навыков социального взаимодействия;
-развитие эмоционально-волевой сферы.
Но существуют и противопоказания к занятиям:
-возраст меньше 4 лет;
-повышенная судорожная активность головного мозга;
-эпилепсия;
-острые инфекционные заболевания в стадии обострения;
-соматические и эндокринные заболевания в стадии обострения, требующие неотложной специфической медицинской помощи;
-психозы, психопатии, психотические состояния, расстройства личности, требующие специфического лечения
-при умственной отсталости метод малоэффективен.
Специалисты, использующие метод мозжечковой стимуляции:
инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный
руководитель, учитель – дефектолог, тифлопедагог.
Подытожив, хочу сказать родителям - наблюдайте за своим ребенком, разговаривайте с ним чаще, помогайте ему познавать этот огромный сложный мир и главное не упустите момент, когда ему может понадобиться Ваша помощь.