Найти тему

Мозжечок- ключ ко всему!

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с такими проблемами у детей как: нарушение внимания, гиперактивность, проблемы с обучением, нарушения работы вестибулярного аппарата, нарушения осанки и т.п. Каждый родитель для своего ребенка всегда хочет лучшего- чтобы он рос здоровым, любознательным, умным и талантливым. Но не всегда получается, то, что запланировано. Если у ребенка присутствуют какие-либо из перечисленных проблем, нужно обратить на них внимание, не отмахиваться, как от чего-то несущественного - «с возрастом все это пройдет». А если не пройдет? и корень проблемы глубоко засел внутри и с возрастом он будет только расти и укореняться, нанося вред вашему ребенку? Вы слышали что-нибудь о мозжечковой стимуляции?

Нейромоторная коррекция или мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координаторных актов. Это позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций. Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра нарушениями поведения и внимания. Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

Мозжечок (выделенная область)
Мозжечок (выделенная область)

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом. Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Они позволяют улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

-3

Мозжечковая стимуляция: программа Learning Breakthrough (Balametrics) (перевод - «Прорыв в обучении»)

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века. Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней. Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность.

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.

Балансировочная доска Бильгоу
Балансировочная доска Бильгоу

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности. Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Балансировочная доска Бильгоу с комплектом оборудования для нее
Балансировочная доска Бильгоу с комплектом оборудования для нее

Кому она необходима?

Это прежде всего дети с:

-нарушением внимания;

-гиперактивностью;

-поведенческими расстройствами;

-нарушениями осанки;

-нарушениями работы вестибулярного аппарата;

-проблемами с обучением;

-нарушениями устной и письменной речи;

-нарушениями координации движений и моторной неловкости;

-дисграфии;

-дислексии;

-диспраксия;

-нарушениями аутического спектра;

-ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ.

Результаты

В возрасте 4-5 лет наблюдается:

-улучшение мелкой и крупной моторики;

-формирование графических навыков;

-развитие зрительно-моторной координации;

-улучшение координации, способности удержания баланса тела;

-улучшение работы артикуляционного аппарата и речевого аппарат в целом;

-снижение гравитационной неуверенности.

В возрасте 5-7 лет наблюдается:

-освоение сложных видов разнонаправленных движений (велосипед, лыжи, коньки, плавательные движения);

-развитие зрительно-пространственных представлений;

-улучшение координации, моторной ловкости;

-улучшение показателей внимания, таких как переключаемость, концентрация, объем, распределение;

-повышение самоконтроля и саморегуляции;

-стабилизация эмоционального фона;

-снижение гравитационной неуверенности.

В возрасте 7-9 лет наблюдается:

-улучшение показателей внимания - объема, переключаемости, концентрации, распределения;

-повышение самоконтроля и саморегуляции;

-улучшение графомоторных навыков;

-повышение школьной успеваемости и обучаемости;

-улучшение навыков социального взаимодействия;

-развитие эмоционально-волевой сферы.

-6

Но существуют и противопоказания к занятиям:

-возраст меньше 4 лет;

-повышенная судорожная активность головного мозга;

-эпилепсия;

-острые инфекционные заболевания в стадии обострения;

-соматические и эндокринные заболевания в стадии обострения, требующие неотложной специфической медицинской помощи;

-психозы, психопатии, психотические состояния, расстройства личности, требующие специфического лечения

-при умственной отсталости метод малоэффективен.

Специалисты, использующие метод мозжечковой стимуляции:

инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный

руководитель, учитель – дефектолог, тифлопедагог.

-7

Подытожив, хочу сказать родителям - наблюдайте за своим ребенком, разговаривайте с ним чаще, помогайте ему познавать этот огромный сложный мир и главное не упустите момент, когда ему может понадобиться Ваша помощь.