Найти тему
Философия отдыха

Жан-Поль Бельмондо: «Мой козырь – раскованность»

Он многие десятилетия украшал нашу жизнь своей улыбкой и своими фильмами, он делал нас счастливее. В сентябре 2021 года этот мир покинул один из самых успешных и известных французских актеров – Жан-Поль Бельмондо. В апреле года нынешнего ему исполнилось бы 89.

В 19 ЛЕТ ОН СТАЛ  ЧЕМПИОНОМ ПАРИЖА ПО БОКСУ И ЧЛЕНОМ СБОРНОЙ ФРАНЦИИ В ЭТОМ ВИДЕ СПОРТА
В 19 ЛЕТ ОН СТАЛ ЧЕМПИОНОМ ПАРИЖА ПО БОКСУ И ЧЛЕНОМ СБОРНОЙ ФРАНЦИИ В ЭТОМ ВИДЕ СПОРТА

Боксер? Актер?

Бельмондо родился 9 апреля 1933 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Его отец Поль Бельмондо – известный французский скульптор, чьим именем названа одна из улиц Парижа, а мать Сара Мадлен Рейно-Ричард – художница.

Сцена увлекала мальчика с детства. Родители любили театр, приобщали к нему и детей. Бабушка, бывшая балерина, жаловала цирк – и внуки, в том числе Жан, не пропускали ни одной цирковой премьеры. Когда в 1989 году актеру присудили авторитетную премию «Сезар» за блестящую роль в «Баловне судьбы» Клода Лелуша (драме о миллионере, имитирующем собственную смерть, чтобы фактически начать жизнь сначала), Жан-Поль отказался принимать статуэтку, так как та была создана скульптором Сезаром, пренебрежительно высказывавшемся о работах отца Бельмондо.

На съемках фильма «Чудовище» Клода Зиди, 1977 год
На съемках фильма «Чудовище» Клода Зиди, 1977 год

И все-таки в юности Бельмондо отдавал предпочтение спорту: играл на позиции футбольного вратаря, провел девять любительских боксерских поединков. И в 19 лет, став чемпионом Парижа по боксу в полусреднем весе и членом сборной Франции в этом виде спорта, даже задумывался о профессиональной боксерской карьере. Но вместо этого поступил на актерский факультет парижской Высшей национальной консерватории драматического искусства. Большинство педагогов обращали внимание на дар юноши, притом указывали, что его внешность вряд ли позволит стать успешным актером. Как же они ошибались!

Кадр из фильма  «На последнем дыхании» режиссера Жан-Люк Годара, 1959 год
Кадр из фильма «На последнем дыхании» режиссера Жан-Люк Годара, 1959 год

Одна «Феррари» на двоих

Кинодебют Бельмондо состоялся в 1956 году – он снялся в короткометражном фильме «Мольер». В 1958 году последовали работы в фильмах «Обманщики» и «Будь красивой и молчи», где главную роль играл Ален Делон. Делон был младше Бельмондо на два года. На одну съемочную площадку они впоследствии выходили достаточно часто.

О начале их творческого пути Бельмондо вспоминал: «Он и я – это день и ночь. С самого начала наши карьеры шли параллельно. Мы оба «выстрелили» в 1960 году: он в «На ярком солнце», я – в «На последнем дыхании». Работали с одними и теми же режиссерами. На съемках он был сосредоточенным, я – раскованным. Мы были известны и могли себе позволить выбирать роли. В кино хватало места для нас обоих. Часто изображали одних и тех же персонажей – гангстеров и одиночек». Однако не все было «спокойно в датском королевстве». Без инцидентов не обходилось.

Натти Тардивель  и Жан-Поль Бельмондо
Натти Тардивель и Жан-Поль Бельмондо

После премьеры гангстерской картины «Борсалино» (1970) Жака Дере Бельмондо подал на Делона в суд, так как на афишах – вопреки их договоренности – в качестве продюсера и исполнителя главной роли была упомянута только фамилия Делона. По контракту это должно было выглядеть так: «Адель продюксьон» представляет Жан-Поля Бельмондо и Алена Делона в фильме «Борсалино». А в результате была оставлена подпись: «Ален Делон представляет». Бельмондо задело, что его обманул человек, которого он на тот момент уже считал своим другом. Судебный процесс он выиграл.

Первое время Бельмондо игнорировал попытки Делона примириться, но через пару лет дал интервью, в коем утверждал, что конфликт надуман, а их вражду разрекламировали журналисты: «Я рад сказать вам, что мы с Аленом по-прежнему друзья. Мы знаем друг друга не первый день, нам нечего делить, поэтому все попытки нас стравить обречены на провал. Мы с Аленом всегда были в добрых отношениях. Нам было приятно играть вместе, а затем ходить друг к другу в гости. В Марселе мы обошли все кабаки. У нас было много общего».

Все последующие годы актеры действительно оставались в самых что ни на есть дружеских отношениях и хорошо отзывались друг о друге. «Играть с Делоном – одно удовольствие, – утверждал Жан-Поль. – Это все равно что мчаться на ''Феррари''». Делон не медлил с ответом: «Я восхищаюсь им. В течение 30 лет мы вместе бежим стометровку. Нас связывает братство. Моя жизнь – это его жизнь. А его жизнь – моя. Всё, что касается его, касается и меня». В автобиографической книге «Лучше прожить тысячу жизней, чем одну» Бельмондо посвятил несколько теплых страниц своим взаимоотношениям с Делоном. После кончины Жан-Поля Делон в эфире телеканала CNews поделился своими переживаниями: «Я абсолютно подавлен... Это была часть моей жизни, мы вместе начинали 60 лет назад»...

 Ален Делон и  Жан-Поль Бельмондо в фильме «Борсалино», 1970 год
Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо в фильме «Борсалино», 1970 год

Страницы фильмографии

Имя Бельмондо стало «широко известным в узких кругах» после того, как в 1958 году он сыграл главную роль в короткометражной картине режиссера Жан-Люка Годара «Шарлотта и ее парень». А вот следующая роль молодого актера вошла в историю #мирового кино. В картине того же Годара «На последнем дыхании» Бельмондо сыграл молодого бандита Мишеля Пуакара. Провокационный, смелый, динамичный и новаторский, этот фильм произвел фурор. Лента стала первой в череде картин французской «новой волны», а исполнитель главной роли не только проснулся знаменитым, но и стал символом целого поколения. Потом Жан-Поль много играл романтических героев: в фильмах «Чочара» (1960, вместе с Софи Лорен) Витторио Де Сики, «Женщина есть женщина» (1961) Жан-Люка Годара, «Вор» (1967) Луи Маля, «Сирена с Миссисипи» (1969) Франсуа Трюффо.

После картины «Человек из Рио» (1964) Филиппа де Брока Бельмондо стал играть авантюристов и харизматичных циников в комедиях и боевиках, исполняя самостоятельно практически все трюки в них (это позволяло недюжинное здоровье). Актеру не нравились стереотипные роли, и он предпочитал выбирать разные образы – от священника до гангстера, от коммуниста до хулигана, от венгра до цыгана.

С середины 1960-х и до середины 1970-х Жан-Поль работал как одержимый. Он снялся в сорока картинах. В те годы увидели свет «Безумный Пьеро» (1965) Жан-Люка Годара, «Великолепный» (1973) Филиппа де Брока, «Чудовище» (1977) Клода Зиди и другие фильмы. В конце 1970-х актер несколько сбавил темп, однако все равно снимался успешно и много. В разные годы вышли «Неизвестный в доме» Жоржа Лотнера, экранизация романа Виктора Гюго «Отверженные» Клода Лелуша, «Дезире» Бернара Мюра, «Один шанс на двоих» Патриса Леконта.

«Он один из самых талантливых актеров своего поколения. Он может отыграть в одной и той же сцене двадцатью разными способами, и все они будут правильными», – говорил о нем режиссер Жан-Пьер Мельвиль. А Бельмондо, где бы он не играл, всегда воплощал на экране неукротимый оптимизм и человечность.

Жан-Поль  Бельмондо с дочерью Стеллой
Жан-Поль Бельмондо с дочерью Стеллой

Символ кино

В 2001 году Бельмондо перенес тяжелый инсульт. Жан-Поль практически онемел и долго не мог нормально ходить. Благодаря активным занятиям с физиотерапевтами он сумел вернуться к активной жизни. В 2008 году зрители увидели его в роли бездомного в фильме «Человек и его собака» (ремейк картины Витторио Де Сики 1952 года). Эту ленту режиссер Франсис Юстер снял специально для знаменитого актера. О фильме Бельмондо сказал, что «на этих съемках был счастлив как никогда».

В 2015 году актер, выпустив картину о самом себе под названием «Бельмондо глазами Бельмондо», объявил о завершении #кинокарьеры и тихо удалится на покой, изредка появляясь на фестивалях и кинопремьерах друзей. Всего на его счету более восьмидесяти ролей. В чем секрет его успеха? Сам он говорил о себе так: «Мой козырь – раскованность. Это ощущение свободы пришло в профессию из моего характера».

Бельмондо был любимцем не только режиссеров и зрителей, а еще и тех, кто озвучивал его героев на других языках. В нашей стране голосом Бельмондо стал Александр Клюквин. «Когда я с ним работал, то понимал, что прикасаюсь к легенде, к эпохе. Я понимал, что Бельмондо – один из символов кино, один из символов Франции», – рассказывает Клюквин.

Сам Бельмондо, впрочем, вовсе не считал себя символом. «Увы, меня иногда принимают слишком всерьез, отыскивая смысл в моих действиях, в которых нет ничего, кроме поиска радости», – говорил он. Так давайте же вспомним о великом актере с улыбкой.

#знаменитости, #личная жизнь звезд, #актер кино, #бельмондо, #личность, #легенда, #талант, #творческий путь