МЫ РУССКИЕ.
Шел 1985 год, была холодная как обычно для Оймяконского района, полюса холода, зима. Я после работы в Алданской топографической экспедиции ознакомившись со всеми достопримечательностями посёлка Чульман, половив хариуса в речке, поохотившись в тайге и обследовав все таежные уголки вокруг посёлка улетел в Якутск, где поработал Якутск сельхоз строй, поездил по командировкам и меня опять потянуло в Усть-Неру.
В Усть-Нере я ранее начинал свое знакомство с золото добычей. Прилетел я поздней осенью, старатели обычно по окончании сезона распускаются по отпускам. Остается только персонал на бурение скважин под вскрышу, да немногие бульдозеристы, шофера да ещё минимальное количество старателей для поддержания жизни в артели. Так что на работу в артель было тяжеловато устроится. И я устроился в Магадан Энерго Спец ремонт. Проработал я там не долго потому что до меня дошла информация что набирают людей на строительство нового прииска. Я узнал где находится руководство и решил попробовать устроится на строительство. Причем я обладал хорошей профессией электромонтажник и электромонтер пятого разряда.
Офис у начальника, или соучредителя строительства находился в общежитии. Прийдя в общагу моему взору открылась такая картина. Возле стен в коридоре стояли картонные коробки набитые луком. Вдоль стен как привидения бродили люди казахской национальности. Я нашел комнату где поселились руководители, постучал, ни ответа ни привета. Попробовал дверь, открыта. Когда я вошёл в комнату меня ошпарил резкий запах перегара и алкаголя. На столе лежали остатки закуски и стояли пустые бутылки из под выпитого виски. В комнате был бардак. Ну думаю Юрик ты и попал. Но было похуже. В комнате находилось два человека, сам начальник кореец Ким и механик москвич. Это я уже позже узнал. Хриплым голосом после бурного возлияния и очевидно только проснувшись, меня спрашивают
-ты кто
Я им отвечаю
-человек
-мы видим что ты не черт, зачем пришёл?
-я на счёт работы
-а ты кто
Я им объяснил что я уже давно на Севере, работал и на прииске, имею опыт по добыче золота, что я электромонтер, электромонтажник. А начальник мне
-деньги есть
Я ему не понимая вопроса
-нет
Начальник поворачивается к механику и говорит
-дай ему полтинник
Я в раздумье, думаю зачем мне эти пятьдесят копеек, они погоды не устроют, а у меня в то время как раз было туго с деньгами. Механник полез в карман, достаёт от туда 50 рублей и протягивает их мне. Вот думаю, подфартило. Значит хорошие люди, но моё первое мнение ошибочно. Затем начальник говорит приходи завтра с утра, поедешь на участок строительства на работу. Нам электрики нужны.
И так я одним махом, без всяких процедур, был принят на работу электриком. Но моё хорошее мнение о начальстве вскоре развеялось, по крайней мере на тот момент об одном из них.
Начальник сам кореец Ким , родом из Казахстана город Чилик. В Чилике и его окрестностях сколотил бригаду казах, пообещал им златые горы и привёз их в Усть-Неру. Что он им наговорил, почему они набрали столько лука я так и не узнал. Но в скором времени Ким пропал, а бедные казахи остались. Оказалось что он собрал с них деньги, якобы на развитие артели, с обещанием вернуть с большими девидентами. Но эта сделка была не зафиксирована, а только на словах. Собрав деньги он быстренько слинял в Амур золото, земля слухами полница, там опять провернул аферу и слинял уже оттуда . Может он теперь где нибудь на Филиппинах свои мемуары пишет, как он по всему Северу создавал артели.
Я на строительстве прииска Нерский, обслуживал буровые установки, свет в бытовках, устанавливал опоры освещения и тянул ЛЭП. Эта работа продолжалась у меня до весны. Весной при строящемся прииске, уже знакомое Вам лицо механик родом из Москвы, организовал старательскую артель "Рассвет". Я как человек уже имевший опыт добычи золота был включён в её состав. По ещё не растаившей Нере мы перебрались на другой берег с бульдозерами и другим оборудованием необходимым для добычи золота. Нам для промывки отвели два участка Тедергачи и Деберестяг. Они находились далеко в тайге, далеко от больших поселков. Связи не было, рация не брала, вертолёт прилётал один раз в месяц за золотом. Хорошо нам досталось жилье и ледник с продуктами от предыдущих хозяев. На этом месте раньше работали зеки, была их зона. На сопке стояла хата вертухаев. В леднике сохранилась мука ещё до военных времен, Совнархозовская, печенья, упаковка залита воском, много было макарон, сухого молока, рыбы. Продуктами мы были обеспечены. Нам повезло и с запчастями, достался склад по наследству. Но больше всего нам повезло с поварихой, она на материке, работала в ресторане, а в артели творила чудеса поварского искуства. Валюха сходит в тайгу, наберёт ягод, да такие пирожки нам напечет, просто пальчики оближешь. Напечет пышного хлеба, накоптит сала, сделает сметану из сухого молока. Ну просто Валюха искустница.
Я работал на участке Деберестяг, сам собрал из хламья промывочный прибор. Сварил из старых огнетушителей водопровод и сам на нем работал. Работали 12 через 12 без выходных, но мне доставалось тяжелее. Я был ещё сьемщиком и доводчиком драгметалла. Смена у меня длилась по 14-16 часов. Пока сделаешь съёмку золота с колоды, руки пухнут от холодной воды, пока здашь золото в золотоприёмный пункт, приходишь в барак, плюх на постель и готов уже храпишь. Барак был у нас из тонких бревнышек, между которыми были огромные щели. Лежишь и звезды считаешь. По среди барака стояла печь, сделанная из 200 литровой бочки. Топили когда наступила зима целыми бревнышками, так долго горели и было тепло с вечера.
А теперь расскажу о председателе артели, москвиче. Для его персоны срубили отдельный дом из добротных брёвен, паклей пробили все щели и мхом, установили добротную печь. Наш пред появлялся на участке как ясное солнышко, один раз в один месяц. Приедет привезет с собой горных мастеров и ящик коньяка, закроются и пьянствуют. На прииске нельзя, там жены. Выпивка закончится и они уезжают. Не спросят что нам нужно, как мы живём, все ли запчасти у нас есть, все по фиг. Да и нам они особо нужны не были, только путаться под ногами. Работу мы свою знали, золото мыли. Правда иногда говорили, "ребята, а что мы стараемся, может на материке уж деньги отменили", связи то небыло. Нас просто бог видно берег, простая травма, простой аппендицит, мог обернуться трагедией. Я сам целый месяц ходил на прибор с повреждённый ногой. Меня скинуло по моей расхлябонности ломом с отвала высотой с пяти этажный дом. Транспортёр заклинило, попал скальник между барабаном и основанием, он встал. Мне бы дураку его выключить и лезть выбивать, а я начал выбивать при включённом. Выбить, выбил, транспортёр поехал, я стоял и выбивал на краю отвала прямо на против барабана. Лом закусило и с силой ударило мне в грудь. Я полетел по скальнику вниз, прилетел, лежу, не могу пошевелиться. Рядом бульдозер толкает грунт, а я пикнуть не могу, ну думаю Михалыч настали последние твои денечки. Сейчас соскребет тебя вместе с грунтом и закопает и будешь ты Юрка лежать в этой мерзлоте вечно молодым. Вот такие были случаи.
Но мы работали и добывали золото стране. Осенью, а по тем меркам зимой промывка закончилась, впереди было бурение нового участка. Мы начали подводить итоги сезона. Нас на двух участках работало чуть более 20 человек, добыли мы за сезон 80 килограмм золота и рассчитывали на хороший трудодень. Рублей по 35 за смену, а смен было у каждого за двести. Но приехав с участка в контору нас ожидала очень неприятная новость. Золото добывали чуть больше 20 человек, в списках артели 115. Там была и жена преда и куча его родственников, куча горняков, которых мы не видели и их жены. Все занимали какую то должность в артели.
Вот так нас и прокатили, разделили честно заработанные нами деньги между нами и кучей бездельников.
Вы меня конечно извените, но этот мой рассказ не единственный, я публиковал ещё в январе, но из за отсутствия подписчиков 100 человек я не могу их повторить и ссылку мне не откроют. Вот такие дела. Материал редактировать не буду, если будут описки извените.