Найти тему
Иеромонах Прокопий

Всякое ли милосердие - истинное?

Когда мы входим в жизнь человека, находящегося в сложной ситуации, мы изучаем эту ситуацию, проверяем и помогаем решить какой-то вопрос. Но помогать пожизненно мы не можем. Хотя кто-то из людей, христиан, и берет на себя такой крест – благочестивую ношу – берет на свое попечение каких-то людей...

Здесь надо понять в чем вообще заключается суть христианского милосердия. Если не понимать учения о вечной жизни, о загробной участи души, то учения о милосердии не понять. Мы знаем, что в западных конфессиях милосердие выродилось только в некую социальную помощь – когда бедным раздают пирожки, бесплатные обеды… Это, в принципе, неплохо. Но где же тогда Церковь? Зачем же тогда приходил Христос на землю? ведь пирожки-то мы можем и сами раздавать. С такой социальной функцией могут запросто справиться и государственные органы.

Учение о вечной жизни, вкратце, состоит в том, что в течение земной жизни мы формируем в себе то состояние, ту совокупность переживаний и навыков, которую мы берем в жизнь вечную.

Мы знаем, что в нашей жизни есть такие люди, поместив которых даже в самое устроенное место, хоть в пятизвездочный отель, на курорт – они найдут и там повод к тому, чтобы жаловаться, повод для конфликтов. Такие люди сформировали в себе в течение жизни и зависть, и гнетущее чувство гордыни – когда человек мучается от того, что кто-то его обошел.

Соответственно и в жизни вечной такие люди будут дальше развиваться в своем направлении. Они не способны вступить в общение с Богом и в общение с другими людьми, которые их ожидают в Небесном Царствии.

Только если человек развился в добре, в любви, если стяжал здесь внутренний мир – с этим внутренним миром он переходит в жизнь вечную.

И милосердие является путём к достижению этого состояния. Многие духовные авторы говорят, что одержимому страстями человеку ничто так не помогает, как деятельное милосердие к больному, ребенку, родственнику. Те люди, которые этот путь прошли, стали светлыми. Они готовы к Царствию Божию, потому что их гордость перегорела.

Но если нет понимания вечной жизни, если люди понимают вечную жизнь как некую гостиницу, в которую мы должны купить себе билет – эдакое католическое понимание вечности – то таким же образом они понимают и милосердие, что это просто сумма каких-то дел, которыми можно откупиться.

Только когда милосердие сопровождается работой нашей души, оно приносит нам пользу. Есть люди, которые имеют возможность помогать. Но смысл не в том, что ты просто перевёл деньги на карточку, а в том, что ты вошёл в жизнь человека, которому помогаешь, попытался потрудиться чтоб дотянуться до него, попытался воспринять его как равного – только тогда твое милосердие окажет тебе пользу. Надо, конечно, соблюдать здесь разумную меру, ведь мы не можем входить в жизнь всех людей по полной программе – иначе просто потеряем самих себя. Но если в двух словах суммировать учение духовных авторов о милосердии – милостивый и на Небе будет переживать блаженство, и еще в земной жизни научится общаться с людьми - получать «обратную связь» и от нее испытывать радость.

Но тот, кто решится на милосердие сам по себе – не ради добродетели, не ради Христа («кто не собирает со Мною – тот расточает» - сказал Иисус) – не преуспеет. Когда человек, начитавшись о добром влиянии милосердия, что оно делает людей счастливыми и блаженными, решает заняться благотворительностью, то, делая ставку на достижение личных эмоций, эгоистических по сути целей (многие даже из-за этого становятся учителями, идут в волонтёры), в итоге этого не получает, именно потому что он эгоист. Напротив, наступает глубокое разочарование, отчаяние, выгорание. А если бы он об этом не думал и просто с верой помогал людям – он бы и так достиг этой радости.

Фрагмент проповеди на Евангельское чтение о милосердном самарянине 29.11.2020 г

Слушать полную версию

#милосердие #благотворительность #внутренний мир #добрые дела #помощь людям #милостыня #православие

#христианство #соловки #соловецкий монастырь