С легкой руки шведской писательницы Эллен Кей (1849–1926) XX век с самого начала получил название «век ребенка», поскольку во всех сферах общественной деятельности огромное внимание стало уделяться вопросам детства и связанным с ними проблемам. Это в первую очередь юридическое закрепление прав ребенка, социальная ответственность взрослых за здоровье и всестороннее развитие личности, формирование комфортной среды воспитания, обеспечение качественного образования и многое-многое другое. В это же время наблюдается значительный рост производства книг для детей, настоящий книжный бум. Прогресс в области детской литературы сопровождается и попытками разобраться в качестве книжной продукции. Начинает складываться единое сообщество критиков детской литературы, которые призывают к более ответственному и вдумчивому выбору книг для детского чтения.
Для детей, еще не умеющих читать, выделяют особый «жанр» детской книги – так называемые книжки-картинки, характеризующиеся синкретизмом вербальных и визуальных средств выражения, а также их особым соотношением в пространстве книги.
Каким же требованиям должны отвечать книжки-картинки по своим внешним и внутренним достоинствам? В первую очередь, что рисовать? Для того чтобы пробудить в ребенке живой и деятельный интерес, необходимо предложить ему наблюдение над чем-то близким и знакомым, над предметами, вызывающими у него радостные переживания и составляющие его интимный круг: мама, няня, братья и сестры, собака или кошка, обстановка детской, предметы одежды, игрушки, обычные занятия. Чем младше ребенок, тем меньше должны ему встречаться в книге малознакомые или совершенно незнакомые предметы. То же самое можно отнести и к деталям изображения.
Далее за отдельными, внешне ничем не связанными предметами могут идти сочетания предметов, их группы, сцены из жизни. Такое усложнение картинки потребует от ребенка больше внимания и вдумчивости. При этом необходимо соблюдение следующих условий:
1) Группы и сцены должны изображать непременно конкретные предметы в реальной обстановке;
2) Состав каждой группы или сцены должен быть невелик (две–три фигуры);
Общая развивающая направленность картинки должна быть опять-таки близкой ребенку (лучше всего из области лично пережитого: дружба, радость, удивление и т. п.).
Следует задуматься также, какие требования предъявляются к художникам, работающим в области иллюстраций для самых маленьких? Как рисовать книжки-картинки? Получается, художник крайне ограничен в выборе средств (и сюжетных, и изобразительных), поскольку всегда должен считаться с законами детской психики. Картину, которая восхищает взрослых, ребенок не поймет по причине недостатка общего и эстетического развития. Изображения для детей до 5–7 лет должны быть поневоле примитивными, простыми по форме и легкими по содержанию. Рисунок должен иметь крупный размер, ясность и определенность контура, обязательно присутствие цвета, нельзя предлагать детям младшего возраста рисунков-ребусов. Соответствие этим требованиям позволяют художникам в полной мере проявить свою индивидуальность и талантливость.
Для создания полноценной книжки-картинки необходимо также наличие хорошей полиграфии. Качественная плотная бумага, чистое и художественное (с технической стороны) печатание рисунков, красивое расположение на листе, удобство пользования изданием (формат, толщина и т. д.). Все это имеет большое эстетическое значение в любой книжке с картинками.
Как же оценивать иллюстрации в книжках-картинках и в целом в книгах для детей? Ситуация неоднозначная. По мере рецензирования книг, рассчитанных на детскую читательскую аудиторию, критики детской литературы обращали большую часть внимания на тексты и выработали развернутую систему критериев и оценок, раскрывающих достоинства и недостатки произведений для детей. Общим пунктом всех критических замечаний является признание обязательной художественности текста. Особенностью именно детской литературы считается наличие в каждом тексте дидактического элемента. Задачей любого автора для детей становится, таким образом, нахождение определенного баланса между художественностью и дидактичностью, не позволяющему впасть в излишнюю тенденциозность или сентиментальность. Хорошая детская книга должна иметь: 1) живое и интересное изложение; 2) доступность содержания; 3) правдивость повествования; 4) бодрое и жизнерадостное настроение; 5) образность языка. В то же время критика рисунков к текстам крайне шаблонна и ограничивается пределами фразы «хорошая картинка».
По этому поводу В. С. Мурзаев замечает в статье "Чем должна быть книжка-картинка", что снисходительное или невежественное отношение к картинке в корне принижает эстетику детской книги, и критика должна быть гармоничной, как должен быть гармоничен текст с картинкой. Единственным выходом из этой ситуации является привлечение к делу оценки иллюстраций художников-критиков. К деятельности общих комиссий по осмотру и оценке детских книг должна быть привлечена и «художественная» комиссия.
Таким образом, на книжки-картинки следует обратить особое внимание со стороны идейных, художественных и педагогических требований, поскольку именно с ними в жизнь ребенка входит красота, ими побуждается познавательный интерес, закладываются основы эстетического воспитания, прививается культура чтения.