Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Помнится, когда я только начинал эту рубрику в прошлом году, то, признаться, как-то сразу... возненавидел её, назвав даже "энергетическим вампиром" - настолько убыточной с точки зрения авторского времени и нервов она оказалась... А сейчас, знаете, - пообвыкся как-то, иной раз даже, выбирая день XIX века или двадцатого, сам не без удовольствия погружаюсь в последний... Главное тут - не переборщить со "зверем", не нагнетать и попытаться найти что-то симпатичное, уютное. Что мы сегодня и попытаемся сделать!
Итак, сегодня:
- Влюблённая большевичка Мария Андреева
- Дневник Николая II: жизнь как праздник
- Один день из жизни русской эмигрантки Ирины Кнорринг
- Голод в Миллерово... и не только там
- Китайское кино forever
- Оптимистичный Ангарск 1968-го
- Железная маска советского кино
- Что смотреть по телевизору после работы? Берём красный карандаш
- Это страшное слово - "инфляция". А мы думали, такое только "у них" бывает...
- "Подруга поэтов" глазами Блока
Раньше у нас, бывало, всё Чехов столетие предварял, а сегодня - дебют цикла, но в чём-то очень схожий с Антоном Павловичем, которого, кстати, уже без малого год как нет... Итак, тоже Ялта, 19 апреля 1905 года. Актриса Мария Фёдоровна Андреева - гражданская жена Горького (не правда ли - какое очаровательное совпадение? Тоже актриса!) - пишет Константину Пятницкому, журналисту и соучредителю книгоиздательского товарищества "Знание".
"... Хорошо бы, чтобы хоть что-нибудь решилось — ну, хоть где будем жить на даче, и поселиться на лето уже на месте. Ужасно надоело жить и фактически и морально на бивуаках. Еще больше это нужно потому, что Алеше очень хочется писать, а для этого ему надо усесться прочно на месте. Хотя пока не пройдет этот проклятый суд — все не будет спокоен. С нетерпением жду от Вас известий, не будут ли Алеше чинить препятствий для житья на даче в Финляндии. Ему самому очень хочется жить там, да и полезно это ему, должно быть, во всех отношениях. Меня тревожит только по временам опасение: а вдруг как его сейчас после суда на лето засадят куда-нибудь? Этого никак не может быть, как Вы думаете?..
Он задумал не то рассказ, не то сценки «Охранное положение». Исправнику в небольшом городе объявили, что его уезд находится на положении очень усиленной охраны, и что из этого воспоследовало, целый ряд комических эпизодов: как он ходит всюду, преисполненный своей важности, и берет усиленно взятки; как его супруга, которая до того очень дорожила своей кухаркой и была с ней любезна, кричит ей: «Ты посмей у меня только — на две недели без суда в кутузке посидишь…» И шьет себе в честь «охранного положения» новое «бордовое» платье. А исправник жалуется уездному врачу: «Нет, вы подумайте, как мне тяжело! Подумайте! Одно это сознание, что я всякого без всякого суда и ответственности на две недели посадить могу. Это мне все нервы расстроило!» — Когда он рассказывал, мы просто на пол садились от смеха.
… Ах, хоть бы поскорее разрешилось это напряжение, «буря бы грянула, что ли"
Упоминаемый здесь суд на Горьким действительно должен был состояться вот-вот, причиною намечавшегося процесса было написанное им после страшных событий 9 января воззвание с такими, например, строками: "Так как Николай Второй был осведомлен о характере рабочего движения и о миролюбивых намерениях его бывших подданных, безвинно убитых солдатами, и, зная это, допустил избиение их, – мы и его обвиняем в убийстве мирных людей, ничем не вызвавших такой меры против них... Мы заявляем, что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием". Смело! Сейчас за подобное... ну, мы знаем - что. Власть же тогдашняя трогать Горького... не решилась, и не от того, что "не до него было" (как раз наоборот, соблазн был очень велик), а из опасения раздуть и без того полыхающий по всей России революцьонный пожар.
Ох, и интересная дамочка - эта Мария Фёдоровна Андреева! О ней в самую пору романы писать!
Ещё с юности - любимая модель Репина и Крамского. Скандальный роман с Саввой Морозовым (бонус - капризная прима МХТ). Между прочим, член РСДРП с 1904 года, причём, это было не просто обладание модной "корочкой", а реальная деятельность - взять хотя бы обеспечение партии финансами в годы подполья. Увлечение Горьким - до такой степени, что на время ушла из МХТ (чем, перекрестившись, воспользовался Станиславский, протежировавший вместе с Чеховым Ольге Книппер). По письму заметно: Андреева - человек увлекающийся, страстный, "слова "много" партизан". С какою детальностью она описывает насущные дела Горького, с каким обожанием пересказывает его новый замысел (между прочим - совершенно не смешной, что-то от "недогоголя", правильно, что Горький так и не осуществил его)... Ни дать, ни взять - чеховская Душечка. Не станем погружаться в перипетии дальнейшей её судьбы (повторюсь - крайне насыщенной людьми и событиями), но к 1905-му Андреева - уже типаж колоритнейший.
Безмятежным и вызывающе-беспечным выдалась суббота 19 апреля 1914 года у самодержца, пребывающего о ту пору с семейством в Крыму.
"В 9 час. отправился с теми же (судя по записи от 18 апреля - Комаров, Дрентельн и Сухих - РР) на Красный камень. Дальше ехать нельзя было из-за снежных сугробов, преграждавших дорогу. Прошли пешком за вершину Авинда и вернулись в Ливадию в 12 час. День стоял отличный, наверху было так же тепло, как внизу. Днем играли в теннис. В 6 час. у меня был Воейков. После всенощной обедал внизу"
На завтра распорядок дня Государя не поменяется.
"Опять задул холодный ветер. Встал поздно и погулял недолго до обедни. После завтрака разговаривали в комнате, т. к. на дворе было свежо. Поехали в Массандру, погуляли там и возились на сене, приготовленном на площадке Алексея. Пили чай дома одни. В 6 час. принял Сазонова. К 7 1/2 с дочерьми прибыли на яхту. Обедали в кают-компании и смотрели веселый кинематограф в нашей столовой. Вернулись в Ливадию в 11 1/2 час"
Судя по одному и тому же времени - "6 час", более одного приёма в день Император себе не позволяет. Нынче - дворцовый комендант. Завтра - министр иностранных дел. Достаточно. В понедельник - и вовсе прогулка на яхте. Было бы позволительно оправдать монарха - мол, в отпуске человек, то, сё... Кабы вовсе не читать его дневника. Работою Николай Александрович себя точно не утруждал, так и вспоминается его "а на нас возложить...", мгновенно ставшее мемом того времени.
Мало, практически ничего не писал я в нашем цикле о судьбах русской эмиграции. Сегодня восполняю этот пробел и приглашаю в постоянные соавторы русскую поэтессу Ирину Николаевну Кнорринг - женщину с очень непростой, трагическою даже судьбой. Родившись в дворянской помещичьей семье (отец - историк, дед по матери - статский советник) в Самарской губернии в 1906 году, она сполна перенесла все невзгоды своего сословия: сперва - бегство в Харьков, после - исход из Крыма, к описываемому нами сегодня времени - жизнь в тунисской Бизерте. На броненосце "Георгий Победоносец" размещалась школа школа Морского корпуса, где Ирина и училась. Почитаем запись из её дневника от 19 апреля 1924 года, ей тогда вот-вот стукнет 18 лет.
" Ну, экзамен я сдала, но только на 11. Спрашивали как раз то, что я, собственно говоря, мало готовила. Я учила формулы, выводы, все сложное, а от пустых вопросов терялась. Так расстроилась, что остальной день проревела, сегодня взяла на 18 дней велосипед. Много каталась и очень устала. Вчера с Васей встретилась в лавке, почему-то стало неловко. Я, кажется, действительно настолько взвинтила себя, что стану его ненавидеть. Он тоже, мне кажется, избегает встречи со мной. С тех пор не был у нас. Мне жаль, что его не стало, только того, прошлогоднего, милого и приветливого Васю"
Обычная запись обычной девушки... Всё обыденно. Такое могла бы написать и курская гимназистка в каком-нибудь 1872-м, и ленинградская школьница в 1935-м... Если только не знать - что такое "русская Бизерта". 34 корабля Черноморского флота. Около 6 000 человек. Нет средств, идёт "натуральный обмен" последних семейных ценностей на продовольствие. Помните незабвенного булгаковского женераля Чарноту, торгующего "красными комиссарами"? "Не бьётся... не ломается... а только кувыркается!" На берег французские союзнички (Бизерта была французской колонией) сперва вовсе не разрешали выходить, после дозволили... Церковные службы сперва проходят всё на том же "Георгии Победоносце", после - на квартире в Бизерте. Некоторые двинулись оттуда дальше, многие остались. Кое-кто - навсегда. Уже в октябре того-же 1924-го на кораблях в последний раз спустили Андреевские флаги. Далее - у каждого свой путь. Кнорринги - после того, как Ирина получила аттестат зрелости - выбрали Францию...
А между тем в Советской России спустя 13 лет... безобразия творятся! И даже "перегибами на местах" это уже не назвать. Прямая контрреволюция! Именно об этом информирует Председателя ЦИК товарища Калинина военнослужащий 13 Донского Казачьего полка товарищ Кобец П.Д. из далёкого Миллерово 19 апреля 1937 года. Сам текст, пунктуация и орфография оригинальны.
" Доношу Вашего сведения о том, что в Азово-Черноморском крае в гор Миллерово, как можно выразиться, ни больше, ни меньше, руководящий аппарат состоит из одних контрреволюционеров, которым придется поплатиться, и крепко поплатиться, головой за ихние контрреволюционные проделки. В чем именно зарактерна ихняя контрреволюционная проделка? Это характеризуется тем, что они начали уже откровенно проделывать на глазах населенной массы гор Миллерово, что даже неграмотный человек и тот скажет, что здесь руководство контрреволюции, которое наша партия и правительство немедленно должны уничтожить, как паразитов!
Ведь Вы поймите меня, тов Калинин! До чего дошло в этом городе Миллерово - населенная масса народа для того, чтобы купить килограмм хлеба, становится в очередь на целые сутки вперед, что в течение суток очередь формируется около каждого ларька в затылок от 2500-3000 человек. Да этого мало, некоторым приходится стоять по двое суток и без куска хлеба уходят домой, где дети по 4-5 сидят без хлеба. Получить от матери-отца не удается потому, что очередь уже дошла, а хлеба не осталось, нет в ларьке и пекарне, и т.д. и т.п. Еще один жуткий случай: народ уже не в состоянии простаивать на ногах до 24-30 часов, что в очередь вынужден тащить табуретки, скамейки, где уже на них просиживают по целым суткам. А некоторые в ночное время ложаться спать кто где попало, по углам, на сырой и холодной земле, что еще раз доказывается то, что арод заболевает всевозможными заболеваниями и т.д., что в результате вышеперечисленных фактов масса начинает обостряться недовольствами на советское правительство.
Еще раз прошу Вас, товарищ Калинин, - требуется немедленная отправка сюда комиссии рабочего контроля для установления прямых виновников и привлечения их к судебным органам"
Ситуация. описанная "тов. Кобец П.Д.", действительно ужасна! Но справедливости ради следует отметить, что местные власти, увы, тут не при чём. Голод в СССР был не только в начале 30-х, но и в 36-37 годах, причём, практически повсеместно. Сохранилось великое множество свидетельств об аналогичных "миллеровским" фактах в Ленинградской, Воронежской, Куйбышевской областях, на Урале... "Стало жить весело — целыми днями стоим в очередях за хлебом. Дохозяйничались!" "Царь Николай был дурак, но зато хлеб был пятак и то белый и без очереди, сколько хочешь"... И это ещё не самые контрреволюционные реплики "из народа" относительно происходящего! Страшное, страшное время... Пользуясь своими возможностями, предлагаю поскорее перелистнуть страницы нашей "векорамы", да и перенестись сразу в пятидесятые!
... и не просто в какие-то там "пятидесятые", а в совершенно конкретный 1954-й год, для чего прочитаем статью Н. Чекова прямо из Пекина в номере "Советской культуры" (ценою в 40 коп) от вторника 19 апреля. Название - чрезвычайно актуальное для наших сегодняшних кинопрокатчиков, лишившихся сразу... всего: "Новые китайские фильмы".
"На экране мелькнул огромный иероглиф "вань" - конец. Окончился очередной сеанс в кинотеатре "Шоуду". Но зрители не поднимаются с мест.
Проходит несколько минут, и под дружные аплодисменты всего зрительного зала на сцену выходит небольшая группа людей. Так началась одна из встреч пекинцев с коллективом творческих работников, создавших интересный. содержательный фильм "Разведка через Янцзы" - о борьбе китайского народа за свободу и независимость своей родины. Это яркий эпизод небольшого сражения, разыгравшегося на берегах могучей реки в 1949 году между наступавшими частями народно-освободительной армии и гоминдановскими полчищами, пытавшимися закрепиться на этом водном рубеже. Фильм повествует об отваге и мужестве китайских разведчиков и партизан.
Фильм "Разведка через Янцзы", созданный Шанхайской киностудией, смотрится с неослабным вниманием от начала до конца. В этом большая заслуга режиссера Тан Сяо-дани, проявившего подлинно художественный вкус в экранизации талантливо написанного сценария Шень Мо-цзюня. Хорошая игра актеров делает персонажи жизненными, убедительными. Герои фильма наделены яркими, индивидуальными характерами, и вместе с тем им присуще общее качество - преданность делу народа, понимание стоящих перед ними задач.
Шанхайская студия выпустила также художественный фильм "Происшествие". На конкретном примере, взятом из жизни, показано, как в новом Китае женщина, освободившись от феодальных пут, заняла полноправное положение в обществе"
Вот так неожиданно прошлое запросто может стать реальностью. Лишённые голливудской "подпитки", отечественные кинопрокатчики в отчаянных попытках спасти бизнес и сохранить хотя бы половину своей аудитории всерьёз размышляют - чем и кем заменить кассовые блокбастеры? Уже называются Южная Корея, Индия (о, эти индийские фильмы!..) А Китай чем вам плох? Там, знаете ли, тоже... люди живут. И у нас снова... типа дружба. Так что - готовимся. Неизменные поп-корн, газировка, пиво и... "интересный, содержательный" фильм "Разведка через Янцзы" по талантливо написанному сценарию Шень Мо-цзюня! Крррасотища!
Если бы в СССР не существовало сибирского Ангарска и газеты "Знамя коммунизма", их непременно следовало бы выдумать! Во всяком случае, цикл "Век мой, зверь мой" точно стал бы много беднее. Откуда бы мы черпали этот неиссякаемый поток оптимизма, которым веет буквально каждый заголовок выпуска от пятницы 19 апреля 1968 года? "Успехи рационализаторов", "Год начат по-ударному", "Основной показатель перевыполнен", "Растут ряды ударников", "Знамя у швейников"... Я ничего не выдумываю, и это только первая полоса! А вот - прелесть какая: "Вокзал готовится"!
"Предмайский воскресник провели работники железнодорожной станции Ангарск. Наведена чистота вокруг вокзала, на перроне, на железнодорожных путях. В теплице вокзала буйно растет рассада цветов. Скоро она будет высажена на привокзальной площади. В этом году намечено ввести в строй и вторую теплицу. Уже сейчас работники вокзала готовятся к переходу еа летнее расписание поездов. Составляется план мероприятий, касающихся нового летнего сезона"
Да уж, могу только представить себе, что творилось на ангарском вокзале до воскресника: сколько народу тогда курили - хорошо помним. Все, много и везде! Окурки лежали возле урн, на тротуарах, на рельсах, возле скамеек, на газонах... Непонятно только - почему бедных работников станции вывели на воскресник? Пятидневная рабочая неделя в СССР - уже год как! Понятно, что работают они посменно, но... как же привычный "субботник"?
Замечательная новость для любителей футбола! Знай наших!
"ТАШКЕНТ. Еще один контрольный матч провел "Старт". Его противником была клубная команда "Восток" - победительница розыгрыша первенства Туркестанского военного округа. Перед этой игрой "Восток" встречался с командой "Рыбак" (Находка) и одержал победу со счетом 1:0. "Старт" играл в следующем составе: Подаюров, Титов, Королев, Лапшин, Вакарчук, Сербин, Оглоблин, Даньшин, Дерменев, Добромыслов, Мелис, Шкребтиенко, Казмирчук, Сушенков. Встреча закончилась победой "Старта" со счетом 2:1"
А у кого сегодня пятница? А кто у нас в кино сегодня вечером пойдёт? Лидер предпочтений, несомненно, французский "Мужчина и женщина" Лелуша в "Юности" - только, поди, билетов - не достать! Выходящие из зала точно будут напевать удивительную светлую мелодию Франсиса Лея.
В "Мире" премьера - "Николай Бауман". Вы знаете, хочу заметить - не самый плохой историко-революционный фильм СССР! А какое там замечательное созвездие актёров: Игорь Ледогоров в заглавной роли, Элина Быстрицкая - Мария Андреева (см начало статьи!), Ефим Копелян - Савва Морозов, а ещё - Игорь Дмитриев. Ирина Мирошниченко, Сергей Никоненко, и даже дебют Александра Калягина!.. Это ж какое-то киноманское пиршество.
Но мой личный фаворит на сегодня - "Казнены на рассвете" в "Октябре" - об Александре Ульянове. Не смейтесь только, я сейчас объяснюсь!
Исполнителю главной роли Вадиму Ганшину удалось не то, что «оживить» хрестоматийный образ, но и сделать его… можете не верить, просто посмотрите!.. каким-то сексуальным символом эпохи - если такое сравнение вообще применимо к семье будущего вождя революции. Немногословный, чуть расслабленный, но с ощущением исходящей от него скрытой силы (убеждений, конечно), с удивительным обаянием – о да, охотно веришь, что за ТАКОГО брата Володя Ульянов точно мог поклясться не оставить от этого государства камня на камне! И опять же - хотите верьте, хотите нет - но в каждом кадре с Ганшиным словно феромонами набрызгано... снимайся "Казнены на рассвете" в девяностых - сцены соития Ульянова с подругами по убеждениям были бы более, чем уместны! После столь громкого дебюта Ганшин снялся лишь в семи картинах. Служил в театре Ленинского Комсомола. Затем – трагедия: тяжелая болезнь (облитерирующий эндартериит, то же, что было и у знаменитого Павла Луспекаева), сперва из-за тромба оставившая его без ноги (пришлось ампутировать), а затем приведшая его к раннему (в 41 год) уходу.
Для поколения даже нынешних «… кому за пятьдесят» лицо Ганшина может быть однозначно знакомо по одному фильму, зато – какому: «Последнее лето детства» Рубинчика, замечательно тонко прочувствованной и на удивление изящно стилизованной экранизации Рыбакова... Такое, знаете ли, "Время, вперёд" с уклоном в романтику московских реалий времён НЭПа. Ганшин играл там фотографа-рецидивиста, промышлявшего хищением мануфактуры – и как играл!.. А его совместная сцена с Евстигнеевым-Навроцким – это, судари, дорогого стоит, это – учебник актерской игры.
А сейчас давайте перенесёмся в год 1978-й, придём вечерком с работы, учёбы, кто как, и, конечно же, - за телепрограмму. Что там - 19 апреля, в среду? Начнём с первого канала.
18-45. - Песня далёкая и близкая. Наверняка что-то лирическое, вроде Ольги Воронец или казачьего хора. Но может быть и народная самодеятельность!
19-30. - Художественный телефильм "Месяц длинных дней" 3-я серия. Премьера, между прочим! "О работниках типографии, совмещающих труд с лечением и отдыхом в профилактории, о разных человеческих судьбах". В ролях - Сергей Абрикосов, Михаил Глузский, Всеволод Санаев и Александр Лазарев. Вообще такого не помню.
21-00. - Программа "Время". По части профессионализма подачи материала, неагрессивности и какой-то уютности - вне конкуренции до сих пор.
21-30. - Художественный телефильм "Мариэтта Шагинян". Фильм 2-й. О ком - понятно, но следов такого фильма в Сети не нашёл. Наверное, всё же "документальный", а не "художественный"
22-20. - Тираж "Спортлото"
22-30. - Р. Щедрин. "Озорные частушки" Фильм-балет. Вероятно, намёк на то, что завтра на работу?
Вторая программа. Это вообще хоть кто-то смотрел?
19-30. - "Горизонт"
20-30. - "Рабочая гарантия москвичей"
21-00. - Композитор А.П.Бородин
21-30. - Справочное бюро
21-45. - "Подмосковные встречи". Вечер передовиков социалистического соревнования Щёлковского района Московской области. Похоже, "вторую" кнопку в 1978-м можно было сразу заклеивать скотчем или чем там ещё:.. Изолентой?
"Учебная" третья программа к вечеру вообще прекращала свою жизнедеятельность (зато по четвергам днём там показывали интересные художественные фильмы с субтитрами, фамилию редактора которых почему-то запомнил на всю жизнь - С.Ээро). Переходим сразу к четвёртой.
19-00. - М.Горький - мастер слова и жизни. Несомненно. Но смотреть что-то не хочется!
19-35. - Концерт ансамбля "Русь" г. Владимира
20-05. - "Формула радуги". Документальный фильм
20-30. - Концерт камерной музыки
21-00. "Скалы зовут". Документальный фильм
21-30. - "Непрошенная любовь". Художественный фильм. Помню, по рассказу Шолохова. Одинокие старики выхаживают раненного продармейца. В конце Иван Лапиков, провожая выздоровевшего молодца исполнять свой долг, жалобно хрипит: "Ворочааайся..."
Так, выбор сделан. Берем красный карандаш и отчёркиваем: до 21-30 будем смотреть первую программу, а затем таки четвёртую. Отбой - в 11-00, после фильма.
Всё, происходящее с нами сегодня, уже когда-то было! Или 100 лет назад, или... 27. Чтобы убедиться в этом, давайте прочитаем заметку в "Аргументах и фактах" от 19 апреля 1995 года с длинным, но выразительным названием "С МАРТА 1990 ПО МАРТ 1995 г. ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ В 4350 РАЗ. Цены съели зарплату".
Главным фактором, подрывающим уверенность в завтрашнем дне, в устойчивости своего жизненного положения, большинство россиян считает инфляцию. По опросам общественного мнения, в этом отношении на второй план отступает даже рост преступности и безработицы. Инфляция наполняет наши кошельки все более толстыми пачками денег, опустошая наши потребительские корзины. Она поглощает наши доходы, действуя в качестве самого жесткого и неотвратимого налога.
КАЖДЫЙ из нас пытается подсчитать общий рост цен, сравнивая сегодняшние и давнишние цены на хлеб, сахар, колбасу, другие продукты. Такие подсчеты очень эмоциональны, но они, понятно, недостаточны для определения истинных масштабов инфляции. Здесь не обойтись без добротной статистики.
Не секрет, что в советские времена статистику цен всячески фальсифицировали ради пропагандистского эффекта. Скажем только, что и после 1985 г. статистику безбожно искажали, что позволяло вплоть до 1990 г. скрывать спад производства и кризис экономики, начавшийся фактически много лет назад. В последние два-три года рост цен получает более правдивое отражение в российской статистике. Беда только, что официальные публикации фиксируют движение цен за неделю, месяц, в лучшем случае год, без более отдаленной ретроспективы.
Статистическая обработка этих сводок позволяет получить следующие итоги за 5 лет.
Показатели на конец соответствующего периода (число раз от уровня цен в начале 1990 г.)
Мы видим, что до 1992 г. инфляция как бы "готовилась к прыжку". Сначала практика договорных цен, затем робкое повышение цен на продукты при Н. Рыжкове и значительно более резкое при В. Павлове привели к тому, что к моменту либерализации розничные цены оказались в 3,6 раза выше, чем два года назад. Затем начался их стремительный бег, а вернее, свободный полет.
Больше всего подорожали услуги. Это и понятно: раньше основную часть расходов коммунальных и транспортных предприятий государство покрывало из своего бюджета, как-то компенсируя этим исключительно низкий уровень заработной платы. Сохранить былые субсидии в условиях спада производства, при бюджетном дефиците государство просто не в силах. К сожалению, можно предвидеть дальнейшее подорожание услуг (частично оно уже объявлено местными властями).
Добавим, что расчеты многих экономистов дают еще более высокие показатели инфляции. Так, прямое сравнение стоимости стандартного набора из 19 продуктов питания в ценах января 1990 г. и марта 1995 г. свидетельствует об удорожании более чем в 5000 раз. Рацион россиян вряд ли выходит за круг продуктов, фигурирующих в этом наборе, и если принять для продовольствия данный индекс (5000), то общий рост потребительских цен к началу нынешнего апреля составит 5470 раз.
Но даже придерживаясь официальной статистики, можно констатировать: с марта 1990 по март 1995 г. средняя заработная плата выросла примерно в 1200 раз при росте цен в 4350 раз. Нетрудно подсчитать, что покупательная способность нашей зарплаты составляет сейчас чуть больше одной трети от уровня 1990 г.
А завершить наше "сегодня" хочется чем-то... терпким, чуточку скандальным и манким. Да, капризничаю, но, кажется, заслужил - день вроде выдался очень занимательным, и я, признаться, подустал немного. Предлагаю сходить в ресторан вместе... с Александром Блоком, написавшим стихотворение "В ресторане" 19 апреля 1910 года. Считается, что посвящено оно блоковскому увлечению - актрисе, танцовщице и художнице, приме "Бродячей собаки" Ольге Судейкиной. "Двух муз беспечная подруга" - писал о ней Михаил Кузмин. Свою яркий путь Ольга Глебова-Судейкина завершила в бедности в тесной парижской квартирке в окружении безумного количества птиц, которых обожала. Чахотка добила её всего-то в 59 лет. Но в нашей памяти она навсегда останется такой, какой увидел её Блок - тогда, в 1910-м... Наверное, в чём-то безумно стильном и в платье от Ворта - последняя коллекция!
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре – фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Таким (или примерно таким) увиделся мне день нынешний, а уж хорош он был или плох - судить всяко не мне. Любые исторические аллюзии - всего лишь совпадения и не более того! Вам только показалось!..
С признательностью за прочтение,мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие публикации цикла "Век мой, зверь мой...", "Ежемесячное литературное приложение" к нему, циклы статей "Размышленiя у параднаго... портрета", "Однажды 200 лет назад..." с "Литературными прибавленiями" к оному, "И был вечер, и было утро", "Я к вам пишу...", "Бестиарий Русскаго Резонёра", а также много ещё чего - в гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ"
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу