Ярилин день.
Ярилин день.К какому из праздников подходит это название сказать трудно, в восточнославянской мифологии их как бы два: Ярило-Вешний праздновался 22 апреля и Ярило –Мокрый (Троян), праздник проходил 22 мая. У славян Солнце было главным почти во всех праздниках, их смело можно назвать Солнцепоклонниками. Здесь интересно заметить.
Масленица 22 марта, встреча весны, сжигают чучело Марены ,катаются на санях, игрища, пекут блины-символ Солнца!
Ярило-Вешний, ровно через месяц, 22 апреля. Этот праздник ждали весь год, потому что наконец то пришло тепло и наступило время сева. Мужчины с раннего утра идут славить Солнце, женщины готовят угощение, молодёжь, как и всегда идёт собирать требу. В этот день начинали пахоту и готовили землю к севу. Всё это происходило празднично, различными ритуалами. Например, закапывали в землю мешочек с зерном и проводили над ним заговоры на урожай. Делили каравай на малые доли, или выпекали малые хлебцы, совершали над ними заговор на здоровье и раздавали людям, этот хлеб считался целебным. Праздник как правило проходил на возвышенности, на Яру.(Сеяли, кстати, Яровые). Выбирали юношу, самого красивого и смелого, ЯРОГО. Вот сколько слов, используемых и сегодня мы получили от Ярилы-бога весеннего Солнца.
Жрец уходил с избранным юношей в лес или рощу, давал ему напутствие, сажал на белого коня и отправлял на праздник. Юноша во всей красе, с венком из первых цветов на голове, на босу ногу, появлялся перед народом, под всеобщее ликование. Затем он начинал объезжать поля. И где ступала его нога там впоследствии расцветали цветы и дружно колосилась рожь. В этот день проводился важный обряд –«Отмыкание Земли», или по другому-заРод. С этого дня появлялись росы, и начинали буйно расти травы. После завершения всех обрядов начинался «пир на весь мир». В этот день пекли куличи, готовили яичницу, было много сладостей, квас и медовуха. Насытившись играли и веселились. Играли с яйцами, их так же красили, как и сейчас на Пасху. Молодёжь гуляла до темна, ходили в гости в соседние селения. Бои разъЯрённых , в том числе и между избранными олицетворять Ярилу юношами были повсеместно. Хороводы, песни, пляски и любовь.
Ровно через месяц,22 мая, праздновался Ярило-мокрый (Троян). Пасётся скотина и летают пчёлы под покровительством Велеса, сверкают грозы и гремят громы под управлением Перуна, растеклось тепло по земле под властью Сварога. Отсюда и название праздника Троян, под управлением трёх богов. Если Ярило-Вешний больше мужской праздник, то Ярило-Мокрый женский. Девушки с утра шли собирать росы, «купались в росе», плели венки, благо цветов уже было вдоволь, наряжали берёзку и любовались вместе с парнями, которые как всегда были неподалёку, своей красотой. Славили Солнце, простирая руки в том направлении откуда оно всходило. В этот день с наряженной берёзкой обходили поля. Может быть ,так многие считают, посвящали в этот день юношей в воины, но я всё таки склонен к тому ,что это делали на Перунов день, а вот девушек поздравлять с совершеннолетием могли вполне. Ну а потом ,как всегда праздновали. Ели , пели и плясали, и про нас не забывали. И любили, и резвились, поздно ночью расходились. Завтра будет новый день, и мы будем жить вечно!
Ну а Купала 22 июня!
Дай мне руку и помчимся!
ТЫ похитил мой покой!
Целый год во снах мне снился,
А теперь передо мной!
Вьются волосы льняные
И струятся по плечам.
Очи ясно-голубые,
Я поверила очам.
ТЫ принес тепло и ветер,
Солнце залило поля.
День стал снова чист и светел,
Приукрасилась земля.
Там, где ступишь ты на землю,
Разноцветье трав ковром.
Зверь и птица тебе внемлют,
Оживает все кругом.
Приударь коня лихого,
И помчимся, хватит спать!
На рассвете дня младого
лето поспешим встречать!
Е.Корытцева