Найти тему
Дороже Денег

Как поддержать команду в тревожное время: пять советов руководителям

Оглавление

Когда keep calm and carry on не работает

Anna Evdokimova / Tillanelli
Anna Evdokimova / Tillanelli

В неспокойные времена на плечи руководителя ложится двойная ответственность. Он должен не только контролировать результаты работы, но и прикладывать максимум усилий, чтобы его команда не погрузилась в состояние тревоги и страха.

Как создать для команды комфортные условия для работы в условиях стресса и неопределенности — рассказали эксперты Verno, которые занимаются обучением суровых руководителей мягким навыкам управления командой и бизнес-процессами.

Совет 1: Не делать вид, что ничего не происходит

Когда руководство избегает проблемной темы и делает вид, будто в мире ничего не изменилось, — это может посеять недоверие и тревогу в коллективе. Игнорирование проблемы только повышает градус волнения в команде. У сотрудников наверняка в голове целый вагон вопросов: что будет дальше с работой и зарплатой, стоит ли ждать сокращений. Не оставляйте их наедине со своими домыслами.

💡 Соберите общую встречу, расскажите о планах компании, дальнейших сценариях и постарайтесь честно ответить на все вопросы. При этом точно не стоит никого обманывать и говорить о том, в чем не уверены.

❌ Как не стоит делать

Говорить: «Ребята, все будет хорошо, никого не уволят, а зарплаты останутся прежними», если вы в этом не уверены.

✅ Как лучше поступить

Заранее обсудить все планы с вышестоящим руководством и попросить держать вас в курсе. Сказать своей команде, что пока никого увольнять не планируют, но вы — не экстрасенс и не гадалка. Заверьте, что при любых изменениях планов будете оповещать сотрудников.

Совет 2: Следить за настроением в коллективе

В любой непонятной ситуации важно сохранять здоровые отношения внутри команды. И показать готовность руководства к открытой коммуникации, даже если в коллективе собрались люди с разными взглядами.

💡Если назревает конфликтная ситуация — не усиливайте напряжение. По возможности вмешайтесь в спор и постарайтесь остановить оппонентов. Не факт, что в моменте люди будут в состоянии вас понять и отнесутся адекватно. Через какое-то время эмоции утихнут и к вашим словам прислушаются.

Также не стоит критиковать сотрудников за их позицию, какой бы она ни была, — нам всем важно чувствовать себя комфортно и знать, что нас выслушают и поймут. Попробуйте организовать общение в безопасных группах, где каждый может поделиться своими мнениями, опасениями и планами. Можно даже пригласить психолога и сделать что-то вроде сеанса групповой терапии для всех желающих.

❌ Как не стоит делать

Заявлять, какие политические взгляды и настроения компания не приветствует.

✅ Как лучше поступить

Создать отдельный чат, где команда может обсуждать ситуацию, мирно выпускать пар и высказывать свое мнение без страха быть «наказанной».

Совет 3: Не давать хаосу победить

Когда сотрудник в беспокойном состоянии, концентрация на работе дается ему непросто. Коллектив могут захватить апатия и хаос — и сильно повлиять не только на результаты, но и на общий настрой команды.

💡 Очень важно перед каждой встречей детально продумывать тайминг и заранее выносить основные тезисы для обсуждения. Если чувствуете, что на совещаниях или в рабочих диалогах обсуждение внезапно меняет вектор на стороннюю тему, то попросите команду «припарковать» этот разговор до следующей встречи. Или перенести его в специальное пространство, где можно открыть дискуссию по нерабочим вопросам.

Возвращению в привычное русло способствует рутина — она помогает отвлечься от чувства страха и неопределенности. Возможно, стоит разделить большие задачи на более мелкие, возродить утренние планерки, вернуть командные ритуалы, чаще синхронизироваться для обсуждения проектов. Поверьте, в такой ситуации многие не станут противиться этому, наоборот — скажут спасибо.

❌ Как не стоит делать

Обсуждать на рабочей встрече по продукту ситуацию в мире и делиться друг с другом новостями и переживаниями.

✅ Как лучше поступить

Сказать: «Давайте сейчас сконцентрируемся на работе, а обсуждения новостей оставим на другое время».

Совет 4: Предостерегать от необдуманных действий

Если сотрудник внезапно огорошил новостью, что хочет уехать из страны, не нужно его разубеждать и тем более запугивать. Однако если вы заметили, что он принял это решение, будучи в полной растерянности и панике, предостеречь от необдуманных действий будет не лишним.

💡 Спокойно выслушайте аргументы сотрудника, а потом задайте вопросы о том, есть ли у него план: хочет ли он оставаться в компании, решил ли вопрос с жильем и деньгами на первое время. Если складывается ощущение, что переезд или увольнение было спонтанным решением, попробуйте мягко объяснить, что релокация — то, к чему нужно готовиться заранее, предварительно взвесив все за и против. Предложите помощь в пределах своих возможностей.

❌ Как не стоит говорить

«Даже не думай! Потом ты точно пожалеешь о том, что уехал. Да и вообще, русских там не любят».

✅ Как лучше сказать

«Скажи, ты точно уверен в своем решении? У тебя есть какой-то запасной вариант? Что будешь делать, если дела пойдут не по плану? Не торопись с решением, если нужна помощь или консультация — обращайся».

Совет 5: Помочь расслабиться

В попытках абстрагироваться от страха сотрудник может уйти в работу с головой. Это не всегда хорошо — ведь у него есть все шансы выгореть на рабочем месте.

💡 Снизить градус тревоги без переработок и тотальных погружений в проекты помогают тимбилдинги, образовательные и велнесс-программы, а также курсы. Команда может переключаться на них вне рабочего времени и отвлекаться от напряженной обстановки.

❌ Как не стоит делать

Поощрять переработки в расчете на то, что это отвлечет сотрудников от напряженной ситуации в мире и ускорит рабочие процессы.

✅ Как лучше поступить

Пригласить команду поиграть в теннис, организовать лекцию по искусству или воркшоп по интересной для ребят теме, позвать тренера по йоге для групповых занятий после рабочего дня.