Осенью 2017 году я выложил на you tube видео https://youtu.be/qZcr0Vzvln0
И дал ссылку на это видео в сообществе Blackmagic (BM) в соц сети ВК. https://vk.com/bmpocket
Собственно это и дало первых подписчиков моему Ютуб каналу https://www.youtube.com/user/TheDeltvideo и потом понеслось и поехало...
Тогда ребята с форума засыпали меня вопросами, как такое могло произойти? Неужели мини камера BM реально использовалась в новостном эфире ВГТРК?
Сейчас я решил написать статью в Дзен: где подробно расскажу как, почему и что это был за тест?
От ВГТРК поступила заявка, что они хотя попробовать в своей студии облегченный операторский кран Polecam https://polecam.com. Компания, в которой я работаю ООО"ТПЦ" является официальным дилером Polecam в России.
Что такое Polecam :
Это легкий мобильный операторский кран, на управляемой голове "pan tilt head" находится легкая мини камера весом не более 200 грам.секции крана выполнены из облегченного карбона и стрела крана устанавливается на обычный штатив для видео камер.
Вес крана обычно в сборе не превышает 30 кг и установить такой операторский кран можно в любом месте, где встанет обычный видео штатив, а иногда и без штатива. Оператор может носить всю конструкцию на жилете, если стрела не превышает двух метров:
Собственно ВГТРК предполагало провести тест, посмотреть Полекам в деле и использовать его на некоторых передачах. Предполагалось использование нескольких элементов операторской спец техники на разных передачах. Кран телескоп конечно мог бы закрыть все задачи, но он очень большой и мешал бы в ограниченном пространстве студии работе оператора Steadicam, который мог бы ходить и гулять по всей студии. Также телескоп мешал бы своими габаритами телеге Магнум которая в студии уже была :
Предполагалось, что мобильный кран Polecam должен выносится на определенные передачи в определенное время, на определенные пролеты и подводки, а потом уносится чтоб не мешать другой операторской спец технике, которая уже была в студии.
Кран Polecam хорош своей легкостью, но тут есть один нюанс. Это использование на Polecam мини камер, которые могут отличатся по картинке от канальных студийных камер.
В студии ВГТРК используются канальные камеры HDC-1550R
Камеры Sony 1500 серии - это самые популярные камеры отечественного телевидения на сегодняшний момент.
На кране Polecam по умолчанию используются камеры Toshiba ik-hd1. Но на тест мы привезли боле новую, боле чувствительную модель Тошибы с большими настройками : Toshiba ik-hd5
Также мы взяли на тест, что бы показать дирекции ВГТРК новую камеру Aja. Камера AJA ROVOCAM только недавно выша в 2017 году и была на то время новинкой. (Вес чуть больше 800 грам). В ней уже был управляемый Zoom объектив. Дистанционное управление оператора крана трансфокатором. На Тошибу надет объектив Fujinon, который имеет фиксированное значение фокусного расстояния.
Предполагалось показывать на тесте именно эти две камеры.
Blackmagic micro studio camera 4к (BMMSC 4k) наша компания хотела купить. Предполагалось, что мы будем использовать ее на планах Бюди шот и на волейбольной сетке при съемах спорта, для крепления на музыкальные инструменты во время съемки концертов, а также в статичных планах на интернет трансляциях. С объективом samyang 7 5mm fisheye micro 4/3. Поэтому мы взяли камеру на два дня в представительстве BM, что бы ее посмотреть.
Взять на тест BMMSC 4к и показать дирекции, режиссеру и оператору постановщику (ОперПост) ВГТРК было моей личной инициативой.
Вообще сразу скажу, что к технике BM в высших вещательных кругах сложилось негативное восприятие особенно в то время.
Немного из истории BM:
В России где то в 2009 + годах начали появляться первые усилители и распределители компании BlackMagic. Качество и надежность этих модулей оставляло желать лучшего. Пропадали сигналы по среди трансляции и потом появлялись вновь, микшерные пульты зависали и т.д и т.п. В первых камерах BM, которые они делали якобы для бюджетного кинематографа, было очень много "косяков" Поэтому у "тру бродкаст" настоящих эфирных бригад было плохое мнение о BM
Но с годами техника BM улучшалась и становилась надежнее и надежнее. Я всегда симпатизировал этой компании и знал, что у них получится!!!
Камера Blackmagic micro studio camera 4 вышла в 2015 году и была на то время в целом уже не плохой камерой! и главное достаточно надежной. Единственный ее косяк, точнее не косяк, а недоразумение это то, что у нее было крепление mft а матрица дюймовая super16 с кроп 2.7. Я до сих пор хочу задать вопрос разработчику в BM, - Зачем? Зачем вы это сделали?
Хорошо раннее BM выпускал BMPCC
Она вышла в 2012 году и там было также mft байнет и сенсор super16 кроп 2.7. Я спорил со старожилами форума BM в VK зачем они так поступили, на что один из сторожил форума тогда доказал, что это был очень оригинальный и чертовски правильный ход!!! Если камера была для бюджетного кинематографа, то у многих кинематографистов да и вообще энтузиастов и любителей видео съемки, осталось много винтажной кино оптики super 16 на старые пленочные кинокамеры! Получалось, маркетологи BM убивали двух зайцев! С одной стороны на современный байнет micro 4/3 можно поставить кучу mft объектив Panasonic, Оlympus с другой стороны через переходник mft-PL можно ставить винтажную кино оптику.
Круто! Просто гениальный ход! Но только потом компания Blackmagic продолжила делать камеры для другой аудитории, но с той же матрицей и тем же креплением. Микро Студио камера BMMSC 4k была сделана для бюджетных эфиров, интернет трансляций и т д. Но зачем скажите мне Нам вещателям матрица размера super 16 размер 1" то есть 2.7 кроп?
Я очень подробно об этом пишу так как хочу, чтобы вы поняли всю суть.
Мне кажется у лидера и создателя компании BM, Грант Петти (Grant Petty) просто не было в то время других контрактов на поставку других матриц . Была только эта матрица 1" , но делать другие камеры очень хотелось)))
Что придумал Блек Мейджик? как вы думаете?
Он придумал переходник с повышающей стекляшкой на 1.3 переходником mft на b4-maunt на размер матрицы 2/3. И стал официально продавать такой сетап вещателям. Гениально?))
Сейчас уже эти переходники не выпускаются BM. Есть такие же, компании FotodioX. скоре всего это одни и те же, но были перебрендированны BM
BM молодцы! Но какое отношение это имеет к тесту камер ВГТРК и крану Polecam? Да самое прямое! Из за того что вся родная оптика mft для камер Panasonic - Olympus с кропом 2, а у матрицы в BMMSC 4к кроп 2.7
То есть подобрать сверх широкий, легкий объектив не получится.
А теперь поговорим о том на столько важно на телевидении, да и в кино на всю операторскую спец технику: краны, стедикамы, коптеры, слайдеры, пауки и так далее, ставить именно супер широкий объектив!
Давайте определимся, что такое штатный объектив, а что супер широкий?
И так штатным объективом на полный кадр считается 24-70мм , на APS-S 18-55mm, на MFT 12-32mm, и на 2/3 b4 от 7.6 мм- 136мм -17 крат зума и выше
Объектив с супер широким или сверх широким углом на полный кадр считается 16-35мм, на APS-S 10-20мм, на MFT 7-14mm и на 2/3 b4 maunt это от 4.3 на 12 крат и стоят они от 4 000 000 рублей)
На всех топовых эфирах на операторской спец технике: краны , стедикамы, телеги, пауки всегда ставятся объективы "суперширики" от 4.3мм. Вообще на сленге телевизионщиков их называют просто "Ширик", стандартный объектив от 7.6 на 17 крат, называют "штатник" , а от 7.6 - до 500мм и более телевики которые дают от 80 крат увеличения и выше называют "Слонами". Почему на телевидении ставят ширки на все, что движется, ползает и летает? Потому, что план в движении на супер широком угле будет смотреться анаморфно, богато, круто, дорого и т д. Голливудно одним словом).
Так вот в чем на мой взгляд ошибка Гран Пети и BM в концепции этой камеры. Камера удобного размера, она идеальна для установки на машины, краны Polecam, квадро коптеры. В рекламном буклете BlackMagic она и была изображена на Полекаме и Коптере. Но увы супер широкую оптику на нее найти сложно. Если мы ставим самый широкий объектив микры: Olympus 7-14мм 2.8f то кроп 2.7 съедает угл и получается обычный штатник 12-24mm. Если ставим штатник то получается вообще телевик.
Поэтому я очень ждал и до сих пор жду от BM, что они наконец то догадаются выпустить вторую марку этой камеры с полноценной матрицей 4/3 !!.
В 2018 году они выпустили новый Pocket 4K с полноценным сенсером от Sony, размером микро 4/3 и шикарной картинкой. Камера bmpcc 4k стала мировым хитом:
Но увы дальше BM стал делать камеры для видеографов, в похожем корпусе, но с разными матрицами, а мини камеру "маленький крепкий кубик" идеальный для операторской спецтехники, они обновлять не стали.
Когда мы заехали в студию новостей ВГТРК, я осознал, что время у меня очень ограничено. Нам давали на тесты и эксперименты по 30 минут в каждый час. Поскольку новости выходят каждый час, то мы все уносили и потом опять приносили. Я был в смене с оператором Сергеем Малыгиным. Когда я собрал Полекам с Тошибой 5д то они все: - мой оператор, режисер и опер-пост студии, активно занялись творческими поисками! Они ходили туда сюда, переносили все с место на место, заставляли меня ходить и изображать ведущих. Короче времени у меня на то что бы все отстроить, свести картинки, провести полноценный тест сравнение трех камер и все это записать на рекордер было в обрез.
Toshiba ik-hd5 как я и говорил в видео: на ней был сильно выкручены детали. Мы всегда ставим такой уровень апертуры иначе она становится по ощущению мыльной если сравнивать с Sony 1550. Картинка получается жесткой, но это не самый большой минус. Большой минус, что этой камере конечно не хватает ДД (динамический диапазон). Причем если в верхнем пороге можно поиграться knee то в низу играться бесполезно. Прорисовки теней и цветовой гаммы в тенях у этой камеры нет от слова почти совсем, но шумов там в тенях хоть отбавляй. Конечно Toshiba - это промышленная камера, точнее медицинская, созданная для вкручивания в микроскоп и съемки операций на глазах. Она хорошо отрабатывает на спортивных состязаниях, где лупят прожектора и света валом. Но работа в студийном, творческом, приглушенном свете, не конек Тошибы.
Зато у Toshiba ik-hd5 есть громадный плюс для работы на большом телевидении! Этот плюс перекрывает все ее минусы. У нее большое количество настоек нужных для вещательного телевидения и главное возможность двинуть баланс в черном. Красный в черном и Синий в черном, а также есть фазовое матрицирование. Ни одна другая мини камера этим набором функций не обладает!
На сколько важно сведение в черном я напишу в другой статье.
Когда я поставил Aja Rovocam, на тот момент эта камера была новинкой, она очень понравилась оператору- постановщику. Он даже сказал , отсутствие сведения в черном это решаемая проблема. Черный цвет у Aja ему понравился больше чем у Sony 1550. И он пообещал "двинуть черный" на всех Sony, их в студи 3 штуки, под Aja.
В принципе тест был закончен. Aja утвердили! BM микро не кто уже не хотел смотреть. Творцы разошлись, но я на последние 15 минут последнего отведенного на тесты часа все же ее поставил и попросил Сергея полетать на кране. Записал все для себя , ну и в итоге для вас конечно тестовые видео !) Объектив на BM в итоге стоял мой SLR Magic 8mm F4
Объектив темный. Дыры 4 явно не хватает. На камере было 6 дБл. или даже больше. Но надо отдать должное BM, он даже при усилении в +12 дБл. почти не шумит. В отличии от Тошиба, даже при таком усилении сигнала BM micro хорошо рисует тени. Но сенсер "слепой". Хочется еще подымать экспозицию на одни стоп. Лучше на два с запасом. В камере порог 16 дБл. я не помню сейчас точно.
Есть крутой светосильный объектив от Laowa.
Он бы решил проблемы и подошел бы я думаю идеально. По своему весу и светосиле. Но увы у меня его нет.
Выводы:
Это был очень интересный тест. Надеюсь когда ни будь еще получится протестировать камеры разных брендов на таком уровне.
Компания Тошиба продала свой видео отдел компании Canon и теперь Toshiba ik-hd5 называется Canon ik-hd5. Эта камера и по сей день остается одной из лучших решений для кранов Polecam да и просто как мини камера.
Про компанию Aja и про все их камеры и юниты я буду писать отдельную статью. Это очень крута компания с крутым названием.
Ну а Blackmagic micro studio camera 4к (BMMSC 4k) я бы очень хотел увидеть от компании Блек Мейджик в обновленном варианте с новой матрицей.
Рынку мобильной операторской спец техники реально нужен универсальный вариант такой мини камеры: с минимальным весом, со всеми нужными интерфейсами (SDI обязательно) , и конечно дистанционным управлением всеми параметрами камеры (не по фай фай а по проводам).
Дорогой читатель и надеюсь подписчик, постав лайк и напиши, нужно ли мне писать подобные статьи дальше?