Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Картина в деталях: «Жница» Казимира Малевича

Оглавление

Иконописный канон в авангарде, крестьянские серии в разных стилях и критика со стороны «серьезных» художников — читайте краткую историю полотна «Жница» и других работ, которые написал художник Казимир Малевич.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. ЖНИЦА. 1912. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. ЖНИЦА. 1912. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Иконописный канон и фовизм в одном полотне

Картину «Жницы» Казимир Малевич написал в духе неопримитивизма — художественной программы, которая появилась в начале 1910-х годов. Авторы этого направления создавали свои работы в основном с 1908 по 1913 год. Неопримитивисты отказались от академической живописи, в их полотнах можно проследить влияние русской фольклорной традиции и одновременно с этим — французского модернизма. Например, интенсивные яркие цвета и отсутствие светотени, как в полотне «Жница», — черта фовизма, французского модернистского течения начала ХХ века. А приглушенная цветовая гамма, плоскостная композиция и обратная перспектива, при которой предметы, удаленные от зрителя, изображаются укрупненными, — приметы русского иконописного канона.

Крестьянская серия Малевича

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. УБОРКА РЖИ. 1912. СТЕДЕЛИК МУЗЕУМ, АМСТЕРДАМ, НИДЕРЛАНДЫ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. УБОРКА РЖИ. 1912. СТЕДЕЛИК МУЗЕУМ, АМСТЕРДАМ, НИДЕРЛАНДЫ

Художник создал несколько серий, на которых изобразил «людей труда». Полотно «Жница» — это первая крестьянская серия, художник как раз работал над ней в начале 1910-х. В это время также появились «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи». Все — в стиле неопримитивизма: фигуры крестьян нарочито увеличены, написаны максимально просто и плоско. Вскоре художник перешел к кубофутуризму, а силуэты персонажей стал изображать геометрическими фигурами.

Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).

Казимир Малевич

«Кубистические Афросиньи»

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. КРЕСТЬЯНКА С ВЕДРАМИ И РЕБЕНКОМ. 1912. СТЕДЕЛИК МУЗЕУМ, АМСТЕРДАМ, НИДЕРЛАНДЫ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. КРЕСТЬЯНКА С ВЕДРАМИ И РЕБЕНКОМ. 1912. СТЕДЕЛИК МУЗЕУМ, АМСТЕРДАМ, НИДЕРЛАНДЫ

Яркие и вызывающие полотна авангардистов часто не находили отклика у публики и критиков. И хотя реализм и академические традиции, которых придерживалось самое влиятельное объединение второй половины ХХ века — Товарищество передвижных выставок, — уже отступили на второй план, само художественное сообщество было довольно консервативным. В 1890-х годах появился кружок «Мир искусства». Это было объединение художников, которые вдохновлялись прошлыми эпохами: барокко, рококо и петровским ампиром, — создавали хоть и не академические, но зрелищные и чувственные работы. Авангард с его игрой формами и цветами представители «Мира искусства» встретили весьма критично. Например, Александр Бенуа назвал крестьянок Малевича кубистическими Афросиньями, но при этом признавал мастерство Малевича-колориста.

А что бы сказал Кольцов или Милле, увидев такое поле с таким жнецом? Ведь дразнит-таки… чертова кукла, как вот эта кубическая Афросинья, что изображена со своим кубическим Ванькой, — а чем дразнит, кто это скажет? Во всяком случае, возникновение идеи такой картины и ее методическая в своем роде цельная разработка представляет собой очень важный документ для изучения художественной психологии наших дней. Что здорово, то здорово, и здесь, например, действительно здорово взято отношение красного поля к белому в фигурах и к их черной тщательной растушевке.

Малевич и новое направление русского авангарда

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. КОСАРЬ. 1912. НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, НИЖНИЙ НОВГОРОД
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. КОСАРЬ. 1912. НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, НИЖНИЙ НОВГОРОД

Казимир Малевич писал полотна не только в стилях неопримитивизма и кубизма. Первые его работы были импрессионистскими опытами, а во второй половине 1910-х годов он перешел к беспредметному творчеству. Художник стал основателем нового направления русского авангарда — супрематизма, абстрактной живописи, в которой сочетались простые геометрические фигуры. Одна из самых известных картин Малевича — «Черный квадрат» — сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве. А его полотно «Супрематическая композиция» продали на аукционе за 60 миллионов долларов.

Автор: Диана Тесленко