Найти в Дзене
Э-эскизы

История отношений России и Китая. Аблазин-2, Нерчинск – 17-й век

Фёдор Головин в молодости. Картина неизвестного художника.
Фёдор Головин в молодости. Картина неизвестного художника.

После первой осады (1685) и сдачи нашими китайцам (манчжурам династии Цин) опорного пункта Албазин – мы вернулись и его восстановили! Началась вторая осада, которая длилась дольше, потому что с нашей стороны были учтены ошибки предыдущих столкновений. Вторая крепость Албазин была уже построена по китайским образцам (наши всегда быстро перенимали новые военные технологии) – срубы были внутри и снаружи засыпаны грунтом, в котором вязли ядра мощных осадных орудий китайцев. Наши тогда держались в осаде почти год (июнь 1686 – май 1687), и крепость так и не сдали – начались переговоры.

Личность Фёдора Алексеевича Головина (1650 – 1706)

Был очень близок и любим Пётром (Великим) Первым. Первый Кавалер утверждённого Петром Ордена Андрея Первозванного, соответственно, награждал этим орденом самого Императора. В основном был дипломатом, практически – основатель всей системы дипломатических представительств Российской Империи. Однако и лично участвовал в боях и военных операциях Петра Великого, за что и заслужил любовь и уважение Царя.

Был главным нашим представителем при подписании Нерчинского договора с Китаем в 1689. Однако был туда (Нерчинск, приамурье) отправлен ещё царевной Софьей, ей же и был награждён по возвращеньи – за однозначный дипломатический успех.

Тут надобно сказать, что наше посольство сопровождал совсем не маленький военный отряд: порядка 500 (Пятисот) стрельцов и около 1 500 (Одна тысяча пятьсот) конных казаков. Плюс, мы, как мне кажется, могли бы, в случае чего, набрать порядка 2 000 (Двух тысяч) местных. Численность китайских войск, подведённых к месту переговоров, составляла около 15 000 бойцов при явном их превосходстве в артиллерии.

Небольшое тактическо-дипломатическое отступление

Понятно, что превосходство китайцев (тогда ещё, в основном, манжуров) было просто подавляющим! В то же время, они уже знали, как дерутся русские – насмерть! Просто нам никогда не было чего особо терять, кроме своей чести и боевого братства. На самом деле, моё мнение: если бы тогда под Нерчинском дошло до войны мы бы победили! Но, что есть победа в конкретных военно-политическо-географических обстоятельствах?

Да, мы их победили бы, отправив к их манжурьским «предкам» тысяч 10. Остальные бы бежали без оглядки, но – а сколько наших бы осталось? По моей оценке – не более двух сотен организованных и боеспосбных. Возможно, позже к нашим бы ещё присоединилось сотни три, но – не больше! И что делать с одним батальоном «полномочному» посольству Всея Руси?

Мне кажется, что и китайцы, и наши – всё это прекрасно понимали! Всё же, для дипломатических переговоров, тем более, под прицелом пушек – дураков не направляют!

Последствия Нерчинского договора

На самом деле – их практически не было для местного населения. И у нас, и даже у китайцев просто не было финансов этот договор воплотить, что называется, «в жизнь» - как жили, так и жили! Как раньше в бурятский посёлок мог приехать вооружённый отряд и потребовать «ясак» пушниной, так и дальше всё так и было! А чей это был отряд – казаков или маньчжуров – какая разница?