Найти тему
Город на память

«Город на память». 225. Улица Орджоникидзе и дом-коммуна Николаева

8 марта 2016 года/

Изюминка улицы Орджоникидзе - дом-коммуна, построенный по проекту архитектора Ивана Николаева в 1929-1930-х годах. Со временем архитектурная диковина пришла в аварийное состояние, без слёз не взглянешь, но реконструкция спасла разрушающееся здание. А ещё этот сюжет - самый музыкальный из краеведческих, ведь в одном из цехов Станкостроительного завода теперь располагается концертный клуб.

Проект студенческого дома-коммуны на 2000 мест был заказан Текстильстроем под общежитие Текстильного института. В плане здание, состоящее из трёх корпусов, напоминает самолёт. Спальный корпус представляет собой длинный восьмиэтажный объём в форме параллелепипеда с прямоугольными выступами в торцах. Санитарным корпусом главное здание соединено с трёхэтажным общественным корпусом, через который осуществляется вход в здание.

В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. Выходящие на север шедовые световые фонари, характерные скорее для промышленной архитектуры, создают в общественном корпусе равномерное освещение. В оформлении корпусов широко применены приёмы конструктивизма: горизонтальные окна, козырьки, плоская кровля.

«Город на память» уважает авторские права других фотографов и правообладателей, поэтому ограничивается ссылками на первоисточник.

Смотрите старые фотографии: Дом-коммуна. 1930-1935 гг.:

1930—1935 Дом-коммуна студентов московского Текстильного института

Спальный корпус. 1933 год:

1933 Дом - самолёт Николаева во 2-м Донском проезде

Коридор спального корпуса. 1929-1940 гг.:

Студенческий дом-коммуна, коридор спального корпуса

Общественный блок. 1929-1940 гг.:

Студенческий дом-коммуна, справа общественный блок, слева объём пандуса

-2

Несмотря на жёсткую экономию металла в стране, Николаеву было разрешено в порядке эксперимента широко использовать сталь в каркасной конструкции. Сейчас фрагмент каркаса выставлен во дворе как музейный экспонат.

-3

Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня жильцов: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки (всего таких кабин было 1008) — и направляется в санитарный корпус, где проходит как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения корпуса. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину.

В 1968 году дом-коммуну реконструировали под общежитие Института стали и сплавов: был перестроен первый этаж, а комнаты увеличены за счёт части коридоров. Реконструкция осуществлялась по проекту архитектора Якова Белопольского при участии Ивана Николаева. К концу 1980-х годов здание находилось в плохом техническом состоянии, в 1996 году общежитие было расселено. Долгое время здание пустовало, часть его находилась в аварийном состоянии.

Проект реконструкции, начатой в 2007 году, предполагал переустройство жилых помещений в соответствии с современными требованиями. Авторы проекта — В.Кулиш и Н.Зайцева, научный руководитель А.Кудрявцев).

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

Реставрация завершена.

-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29

Улица Орджоникидзе, 11 – Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе – один из первенцев советского станкостроения, вошедший в строй в 1932 году. Предприятие прошло путь от выпуска первых отечественных револьверных станков и токарных многошпиндельных автоматов до головного завода, производящего большую номенклатуру сложного оборудования для автоматизации производственных процессов. В 1939 году за успехи в создании новых типов станков и широкое развитие стахановского движения коллектив награждается орденом Трудового Красного Знамени.

В октябре 1941 завод был эвакуирован на Урал, оставшаяся часть работников выпускала продукцию для фронта. Среди заводчан, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт, четверо стали Героями Советского Союза. Любопытно, что на заводе началась трудовая биография будущей певицы, народной артистки СССР Людмилы Зыкиной. В годы Великой Отечественной войны школьница Зыкина работала токарем и за самоотверженный труд была удостоена звания «Заслуженный орджоникидзовец».

С 1946 завод приступил к выпуску агрегатных станков, а затем и к созданию на их базе автоматических линий. В 1947 году автоматические линии станкозавода для обработки блока цилиндров ЗИЛ-150 отмечаются Государственной премией СССР, а в 1952 году эту же премию получают создатели гаммы специальных станков для нарезания резьбы на нефтяных трубах и муфтах. Одновременно завод делает значительный шаг вперед в развитии традиционного для него производства автоматов и полуавтоматов.

В 1960-1970-е годы освоен выпуск крупных систем автоматических линий по обработке блоков цилиндров и головок блока автомобильных и тракторных двигателей. Продукция завода получает высокую оценку на международных выставках и ярмарках. За большие успехи в создании и оснащении промышленности высокопроизводительным оборудованием коллектив Московского станкостроительного завода в 1975 году награждается орденом Ленина, а в 1982 году – орденом Октябрьской революции.

Смотрите старые фотографии: 1958 год:

1958 Цех станкостроительного завода им. Орджоникидзе

Ветераны производства узнали на этом снимке 17 цех, сейчас здесь сетевой магазин спортивных товаров.

Смотрите старые фотографии: Внутренний двор завода. 1954 год:

1954 Завод им. Орджоникидзе

Вряд ли заводчане могли представить, что случится с родным предприятием всего через десять лет. По информации сайта http://sovprom.info/, «многочисленные нарушения при проведении процесса приватизации и бездействие правоохранительных органов в начале 1990-х годов способствовали силовому захвату контроля над предприятием, давлению на сотрудников и отчуждению их акций. Несмотря на заявления новых акционеров погасить долги и развивать предприятие, завод начал деградировать. Земля была выкуплена фактически за бесценок. Выпуск станкостроительной продукции к началу 2000 годов был сведен к нулю, в то же время рос, как на дрожжах, бизнес-парк «Орджоникидзе 11», сдающий в аренду помещения умирающего завода».

-30

Каждый вечер от метро «Ленинский проспект» к Станкостроительному заводу тянется вереница сотен, а то и тысяч горожан. Нет, это не пролетарии спешат на ночную смену, а меломаны желают увидеть и услышать любимых музыкантов – зарубежных или отечественных. Концертный клуб, оборудованный в цеху, несколько раз менял названия – Б1 Maximum, ГлавClub, YOTASPACE. Это не единственный столь вместительный клуб в столице, но, на мой субъективный взгляд, по сумме факторов – афиша, свет, звук, ценовая политика, адекватность секьюрити – превосходит конкурентов. Как и во всех московских клубах, здесь запрещено курение, нельзя проносить еду и напитки.

Избранное из фотопита YOTASPACE:

-31

Армен Григорян, «Крематорий»

-32

Илья Лагутенко, «Мумий Тролль»

-33

Гарик Сукачёв

-34

Валерий Сюткин

-35

Борис Гребенщиков, «Аквариум»

-36

Глеб Самойлов

-37

Хелависа, «Мельница»

-38

Дмитрий Ревякин, «Калинов Мост»

-39

Александр Ф.Скляр

-40

Юлия Чичерина

-41

Финальная часть улицы Орджоникидзе резко сужается и уходит в сторону Ленинского проспекта, а основная магистраль продолжается уже как улица Вавилова. На протяжении многих лет здесь базировался 3-й таксомоторный парк, организованный решением исполкома Моссовета в 1960 году. По самой свежей информации, территория таксопарка отдана под застройку жилого комплекса «Байконур».

Смотрите старые фотографии: На территории таксомоторного парка. Отправка детей в пионерский лагерь. 1970-1975 гг.:

1970—1975 На территории ТМП №3

-42

Смотрите старые фотографии: Заводская железнодорожная ветка. 1980 год:

1980 Пересечение ул.Вавилова и МОЖД

В тоннеле под улицей Вавилова проходят пути Московской Окружной железной дороги. Отдельная ветка вела от находящейся поблизости станции Канатчиково к заводу «Красный пролетарий» и Станкостроительному заводу, она была разобрана при строительстве Третьего транспортного кольца. А вот у МОЖД есть шанс на возрождение в новом качестве – для перевозки пассажиров. По всему кольцу ведётся строительство новых платформ и создание транспортно-пересадочных узлов.

Смотрите старые фотографии: Путепровод над линией железной дороги. 2000 год:

2000 Путепровод на трассе улицы Вавилова

Рельсы тогда были демонтированы для подготовки к строительству ТТК. На старой фотографии на заднем плане виден заводской недострой, ставший позднее большой ямой, в которой в 2007 году началось строительство торгового центра «Гагаринский».

-43
-44

Строительство торгового центра «Гагаринский»

-45
-46
-47

Завершается улица Орджоникидзе возле северного павильона метро «Ленинский проспект», одной из скучных кафельных станций, построенных в 1960-е годы. Подобный аскетизм в оформлении был вполне оправдан – жители строящихся спальных районов с нетерпением ждали, когда метро дотянется и до них. В центре зала расположен неиспользуемый третий выход, который планируется задействовать для пересадки на станцию «Площадь Гагарина» Малого кольца Московской железной дороги.

-48

Ретроавтомобиль и ретротрамвай

-49

Путеводитель - это алфавитный указатель всех публикаций «Город на память» с активными ссылками.

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест

#городнапамять #москва #советскаяархитектура #конструктивизм #дом_коммуна #орджоникидзе #фотопрогулка #история