Жёстко и решительно ЦБ РФ пресёк панику на валютном рынке, возникшую в конце февраля, пиком которой стал рекордный курс в 120,38 RUB/USD 11 марта. Меры были приняты беспрецедентные.
С 28 февраля 2022 года более чем вдвое (с 9,5%, годовых до 20) была повышена ключевая ставка Центробанка, позволявшая отсечь от покупки валюты спекулянтов на кредитные средства. Этого оказалось мало, рубль резко дешевел. Уже 3 марта он превысил 100 RUB/USD.
Этого же дня ЦБ ввёл 30% комиссию для физических лиц, покупающих иностранную валюту на бирже. Рубль продолжил падение. 4 марта комиссия была понижена до 12%, но распространялась теперь не только на "физиков", но и на юридических лиц. Ограничения касались покупки долларов, евро и британских фунтов.
Всё это время Центробанк масштабно проводил валютные интервенции, стремясь погасить резко возросший спрос. С 18 февраля по 4 марта золотовалютные резервы Центробанка сократились на $34 млрд, с $643 млрд до $609 млрд, а к 25 марта составляли $604,4 млрд.
11 марта пик был пройден и к концу месяца курс вернулся к почти докризисным 84 RUB/USD. Видимо, те, кому нужно было срочно, затарились валютой по цене 100 руб. и выше, остальные не пожелали платить огромные комиссии, которые действуют при покупке валюты на бирже до сих пор.
Экспортёры продолжают продавать свои обязательные 80% валютной выручки на бирже и кто-то её всё-таки покупает, возможно, сам Центробанк, восполняя свои уменьшившиеся золотовалютные резервы.
Рынок покупки валюты с 12% комиссией совершенно некорректен, все рычаги находятся в руках только одного игрока – Центробанка и когда он ослабит свою железную хватку неизвестно. Так что я не стал бы сейчас говорить о реальном укреплении рубля, падении доллара и т. д.
Обстановка очень сложная, половина резервов ЦБ заморожены, против нас придумываются уже какие-то совсем оголтелые санкции и пока ничего не ясно. Что будет с инфляцией, как мы справимся с финансовыми трудностями, деньги у ЦБ есть, но ломается весь мировой сложившийся порядок отношений, как финансовый, так и во всех других сферах.
Видимо, основные трудности ещё впереди. А когда нам было легко?