ранее : часть 1
Переход от чтения к знанию, а от знания к действию столь же неуловим, сколь и естествененн для развития идеи. Тут как в развитии мелодии — важна начальная идея, однако важна и взаимосвязь между различными частями в процессе аранжировки.
***
В том, как все мы учимся, есть различия. Но связаны они не теорией предпочитаемых стилей обучения, а с другими понятиями из когнитивной сферы. Одно из этих различий способность к тому, что психологи называют формированием структур. Или структуротворчеством. Это процесс, когда из нового материала выделяются основные идеи и складываются в согласованную ментальную схему. Иногда эти схемы называются ментальными моделями или ментальными картами.
Способные к структуротворчеству люди лучше осваивают новый материал. А обделенным в этом отношении сложнее отвлечься от несущественной или конкурирующей информации. Из-за этого они пытаются обрабатывать слишком много понятий, чтобы построить из них жизнеспособную модель (всеобъемлющую структуру), которая станет фундаментом для дальнейшего обучения
***
Восприятие у всех людей различается в зависимости от уровня их развития, но всегда базируется на двух составляющих. Первое — объект. Второе — значение и смысл этого объекта. Источник информации — объект; когда же мы объясняем себе, что значит эта информация, появляется значение. Смысл возникает только от нашей возможности ответить на вопросы "зачем" и "почему". И наше восприятие зависит от того, способны ли мы потребить не только значение, но и смысл того, что видим, слышим и чувствуем, осязаем и испытываем с помощью других органов чувств.
И восприятие данных, и даже понимание их значения — пассивный способ потребления информации. Только интерпретация значений в смыслы и активный режим восприятия позволяют "переварить" сообщение в знание. Эволюция информации от данных к сообщению и, наконец, к знаниям — серьезная работа мозга, особенно если мы имеем дело со смежными знаниями и для интерпретации нам необходимо обратиться к своей памяти, искать там предыдущие знания по этой и смежным темам и анализировать их взаимосвязи.
***
Модель или прототип — образец, созданный с целью продемонстрировать или протестировать какую-то идею. На моделях учатся. И моделирование полезно использовать при решении проблем. На ранних этапах решения проблемы модели стоит рассматривать как пробные шары. Они помогают оценить реакцию людей на ваши идеи.
Модели или прототипы не обязательно должны принимать форму физических объектов. Форма может быть любой: записи бесед, письменные черновики, небольшие видеосюжеты, рисунки, графика или физические модели объектов. Прототипы любых форм должны быть информативны. Они не обязательно должны выглядеть или работать как окончательные варианты решений и не должны совмещать обе эти функции.
Вы можете показать кому-то черновик делового письма или попросить совета по какому-то вопросу. Так вы уже начинаете процесс моделирования. Помните об этом, например, тогда, когда занимаетесь каким-то проектом, который все время откладываете на потом, не находя решения сразу. Если в голове у вас давно роятся планы написать сценарий для фильма или разработать дизайн нового платья, не дайте поймать себя на мысли о том, как вам сделать так, чтобы все это возникло прямо сейчас. Именно такой подход зачастую расхолаживает и не дает начать дело. Скажите себе, что вы сейчас в процессе моделирования вашего сценария или дизайна нового платья. Окончательный вариант может прийти позже
PS
Стараюсь замечать взаимосвязь между идеями из книг о музыке и чтением для практики. Вот заметка, где есть несколько хороших примеров
А еще обращу ваше внимание на заметку о взаимосвязях между процессами создания музыки и написания текстов. Думаю, она хорошо дополнит заметку о чтении. Потому как эти процессы — активного чтения и написания заметок — тесно связаны между собой. А музыка их объединяет 😉
Да, для чтения этих заметок понадобится подписка. Но если вы читаете мои заметки регулярно, то знаете об их пользе. И понимаете что делать дальше, если вдруг пока не читаете 😉
На сегодня все!
Читайте с интересом и для практической пользы 😉
блог о работе с информацией | онлайн-курс о чтении для практики