Найти тему
Mixed Arts

И целого Мура мало. Владимир Жириновский смотрит фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11»

Владимир Жириновский. Фото: Сергей Анисимов
Владимир Жириновский. Фото: Сергей Анисимов

В преддверии российской премьеры фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». Владимир Жириновский потратил свой обеденный перерыв на просмотр главной кинопровокации года

Текст Александр Кондуков + Фото Сергей Анисимов (Rolling Stone, 2004)

В Государственной Думе на дверях приемной ЛДПР красуется лозунг «Здесь чистые руки и открытое сердце. Внутри пахнет сигариллами Сafe Creme. Идеальное место для того, чтобы посмотреть документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», получивший приз Каннского кинофестиваля и собравший в прокате более 100 миллионов долларов.

В картине речь идет о терактах 11 сентября и политике нынешней американской администрации. Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому «Фаренгейт» показался не шедевральной американской трагедией, а инструментом предвыборной борьбы.

Фото: Сергей Анисимов
Фото: Сергей Анисимов

Жириновский. Я за Буша. Я против демократов — Гора, Клинтона и вот нынешнего — Кэрри...

На экране. Съемки заседания Верховного суда. Камера постоянно выхватывает лица немолодых темнокожих женщин в мантиях. Одна из них подходит к микрофону и начинает давать комментарии по результатам голосования.

Жириновский. Новодворская. Такая же страшная... Против Буша в основном женщины. Красивых женщин в политике вообще никогда не бывает. Это всегда женщины, которые очень мучаются, не находят себя в семейной жизни, в какой-то другой профессии... Публичная политика им нужна, чтобы внимание к себе привлечь. Они же страшные. Обезьяны. А публичная профессия такова, что будут на них смотреть, хлопать... Реабилитация пороков.

На экране. Крупный план другой афроамериканки лет пятидесяти, которая уверенно и мрачно говорит в микрофон.

Жириновский. Вот что это такое? Чудовище. Лахова, Новодворская, Старовойтова, Кандализа Райс — все они обозленные и в основном мешают. И еще: демократы делают ставку на афроамериканцев, а это очень опасно.

На экране. Продолжается заседание, а в кадре время от времени возникают статистические выкладки.

Жириновский. Обычный зритель не поймет эту тонкую кухню. Конечно, он увидит, что фильм против Буша, но разобраться в доводах очень сложно. Может, это как-то влияет психологически на избирателя. Сенаторы, Кон-гресс...

На экране. Появляются рейтинги, судя по которым Буш-младший побеждает во Флориде с минимальным преимуществом.

Жириновский. Вот, пожалуйста. «Против Буша». «За Буша». «Против Гора». «За Гора». Но так же было и с Клинтоном, когда его импичмент рассматривался. Несколько голосов тогда все решили... Буш ближе к народу. Тупой он, любит кантри-музыку — это хорошо. Демократы, наоборот, оторваны от народа. Как и наши.

На экране. Ликует команда Буша, а будущий президент демонстрирует свою фирменную улыбку и делает брови домиком.

Жириновский. Конечно, нельзя сказать, что Буш — чисто народный президент. Он сам сын президента США, бывший губернатор. У него больше данных было для победы. Потом демократы не должны обижаться — они же 8 лет были у власти. Что ж им 12 лет страной управлять?

На экране. Частная хроника Буша, на фоне которой режиссер Майкл Мур говорит, что большую часть своего рабочего времени президент проводит на ранчо.

Жириновский. Мы его больше видим в неофициальной обстановке. С собакой он, и в гольф играет, и на машине за рулем. Простым американцам все это нравится. Они видят в нем своего парня. Падает с велосипеда, уже дважды упал. Когда играл в гольф, тоже упал.

Один из героев фильм в компании режиссера Майкла Мура
Один из героев фильм в компании режиссера Майкла Мура

На экране. Буш пьет пиво и счастливо улыбается.

Жириновский. А чего ему много работать-то? Лето, экономика отлажена. При необходимости он может с кем-то связаться, ему все доложат. Чего сидеть постоянно в кабинете? БАМ не надо строить, Чечни у них нет, голодных нет.

На экране. По-прежнему идет нарезка из частной хроники с ехидными комментариями режиссера.

Жириновский. Вот он на катере, на прогулке. Вот почесался, жарко ему. Чего такого? Людям это нравится .

На экране. Буш ползает по ухоженному газону ранчо.

Жириновский. И это тоже понравится — близость к земле. Все знает, умеет. Это лучше, чем наши чиновники. Путин — чиновник, Ельцин — чиновник.

На экране. Буш смотрит в камеру и невинно хлопает глазами.

Жириновский. Здесь видно, что человек добрый. В отношении меня тоже в свое время сделали фильм «Ястреб» (реж. Павел Чухрай. — прим. ред.) и пустили его накануне выборов в субботу. Но это только привлекло избирателей, а интеллигенция Москвы решила, что напугает. Мы тогда победили .

На экране. Крупным планом лицо Джорджа Буша-младшего, которого гримируют перед телеэфиром. Режиссер Мур специально замедляет изображение, чтобы были видны особенности мимики Джорджа.

Жириновский. Конечно, пытаются его в худшем виде подать. Они же противники, конкуренты. Думают, что эта манера поведения может вызывать социальное отвращение к нему .

На экране. Страшноватый стоп-кадр — Буш с неподвижным лицом косится в сторону.

Жириновский. Не может же он просто так сидеть. Пытается что-то вспоминать, думать. Если он будет слишком мертвый и каменный, то люди скажут — бесчувственный. Когда слишком бурно реагирует — тоже не нравится. Приходится искать средний вариант. Буш вполне нормально реагирует. Клинтон слишком много улыбался: демократ, такой слезливый, смазливый. Буш реже улыбается, и это правильно .

На экране. Буш с едва заметной улыбкой в уголках рта. За кадром звучит депрессивная, почти похоронная музыка.

Жириновский. Опять почесался, потрогал бровь... Обычный человек.

Режиссер Майкл Мур (справа) ведет репортажную работу
Режиссер Майкл Мур (справа) ведет репортажную работу

На экране. Толстый режиссер Майкл Мур с микрофоном в руках.

Жириновский. Вот он. Обогатился...

На экране. Знаменитые записи из новостных выпусков 11 сентября. На фоне почти черного экрана слышны крики раненых людей.

Жириновский. Я в тот день как раз подъезжал на поезде к Ейску. Искупались, и в шесть вечера были в администрации города. Вот эти кадры показывал Первый канал. Я думал, ядерная война начнется, честно. Америка была на пороге страшного кризиса — реально бомбят Нью-Йорк.

На экране. Снова появляются кадры отдыхающего Буша.

Жириновский. Это, конечно, может создавать специальное впечатление о его поведении. Его же несколько дней не было — как Сталина в 41-м, и только потом состоялось обращение к народу. Надо было, конечно, прийти в себя, осознать, что произошло...

На экране. Буш сидит на детском утреннике с книжкой «Мой домашний козел» в руках — в это время рушатся башни-близнецы.

Жириновский. Он должен был прекратить все это немедленно. Встретился со школьниками — и сразу в Вашингтон. А то, что Буш слабо реагирует... Он, может быть, все знал, был к этому готов.

На экране. Буш веселится с друзьями.

Жириновский. Его все время показывают гуляющим, на рыбалке. Как бы проморгал, не контролировал страну. На самом деле это был готовый сценарий. Надо было разбираться с Хуссейном, с «Аль-Каидой». Ему нужно было подготовить общественное мнение США и всего мира к будущим жестким действиям. И по Афганистану, и по Ираку .

На экране. Архивные кадры — отец и сын Буши общаются с богатыми арабами. Мелькают лица Усамы Бен Ладена и посла Саудовской Аравии в США.

Жириновский. У Бушей нефтяной бизнес, и им выгодно общаться с арабами — тогда цены на нефть будут высокими. В Техасе у них там «Лукойл» местный или ЮКОС. С арабами онИ деньги зарабатывают, а с Ираком решают военно-политические задачи .

На экране. Фотография молодого Бен Ладена в костюме и без бороды.

Жириновский. Уже три года его ищут, постоянные перебежки... Ни мертвого не показывают, ни живого. Как у нас Басаева: то убили, то ранили, то в Пакистане, то в Ингушетии. Завтра в Воронеже окажется... Цель любой политики — пугать. Всегда легче так проводить нужную линию. Гитлер пугал, Сталин пугал, Хрущев пугал, теперь вот Буш...

Режиссер Майкл Мур, один из самых успешных документалистов мира
Режиссер Майкл Мур, один из самых успешных документалистов мира

На экране. Архивные документы, сильно исчерканные маркером.

Жириновский. У нас это все невозможно. Юшенков пытался кассету провезти относительно взрывов в Москве, и у него прямо в аэропорту все отобрали. У них там свои свободы. Березовский на похожую информацию делал ставки, но он и сам уехал, и здесь все прижали...

На экране. Режиссер Мур — отлично виден его огромный живот.

Жириновский. Пытаюсь сбросить вес. Восемь килограмм у меня лишних. Но этот вообще как свинья. 150 килограмм. Меньше надо есть, и все.

На экране. Эпизод, касающийся огромного состояния Буша. Режиссер Мур подозревает, что будущего президента в свое время спонсировал Бен Ладен.

Жириновский. Должно быть много денег, чтобы общаться в любых кругах. Идеальный вариант — заработать самому. Тогда можно смелее действовать, и все будет проще. То, чего не хватает у нас сегодня. Захотел Ходорковский — но захотел слишком быстро и слишком резко. Думал все купить, но в России это не проходит. У них же — вполне приемлемо и нормально.

Позже Майкл Мур снимет фильм уже о Трампе — Фаренгейт 11/9
Позже Майкл Мур снимет фильм уже о Трампе — Фаренгейт 11/9

На экране. Буша снова обвиняют в том, что во время атаки террористов он находился далеко от места событий.

Жириновский. Борьба, борьба... Демократы отдохнули и теперь хотят вернуться в Белый дом. Но думаю, что Буш останется. В его руках военная машина, нефтяники... Впереди август, сентябрь, октябрь. За три месяца Буш может что-то резко добавить .

На экране. Режиссер Мур вкрадчиво говорит о преступном бездействии Буша.

Жириновский. Он может все три месяца не отдыхать, постоянно работать у себя в Белом доме. Может выступать чаще в Конгрессе, выдвигать какие-то новые идеи — в экономике, в социальной сфере. Он не сломается, все будет нормально. Сумеет выстоять и победит. Кэрри слаб, а Буш разгромил «Аль-Каиду», разбомбил Кабул...

На экране. Мур берет первое из бесконечной череды интервью с пострадавшими во время трагедии 11 сентября.

Жириновский. Я уже привык к таким технологиям. На какую-то часть избирателей это может и произведет впечатление, но я бы голосовал за Буша. Этот фильм не вызывает отрицательного к нему отношения. Все самое страшное было давно показано. Ничего нового. Это понравится афроамериканцам, интеллигенции, журналистам, писателям... Преподавателям... Но большая часть Америки, думаю, будет симпатизировать Бушу.