В преддверии российской премьеры фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». Владимир Жириновский потратил свой обеденный перерыв на просмотр главной кинопровокации года
Текст Александр Кондуков + Фото Сергей Анисимов (Rolling Stone, 2004)
В Государственной Думе на дверях приемной ЛДПР красуется лозунг «Здесь чистые руки и открытое сердце. Внутри пахнет сигариллами Сafe Creme. Идеальное место для того, чтобы посмотреть документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», получивший приз Каннского кинофестиваля и собравший в прокате более 100 миллионов долларов.
В картине речь идет о терактах 11 сентября и политике нынешней американской администрации. Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому «Фаренгейт» показался не шедевральной американской трагедией, а инструментом предвыборной борьбы.
Жириновский. Я за Буша. Я против демократов — Гора, Клинтона и вот нынешнего — Кэрри...
На экране. Съемки заседания Верховного суда. Камера постоянно выхватывает лица немолодых темнокожих женщин в мантиях. Одна из них подходит к микрофону и начинает давать комментарии по результатам голосования.
Жириновский. Новодворская. Такая же страшная... Против Буша в основном женщины. Красивых женщин в политике вообще никогда не бывает. Это всегда женщины, которые очень мучаются, не находят себя в семейной жизни, в какой-то другой профессии... Публичная политика им нужна, чтобы внимание к себе привлечь. Они же страшные. Обезьяны. А публичная профессия такова, что будут на них смотреть, хлопать... Реабилитация пороков.
На экране. Крупный план другой афроамериканки лет пятидесяти, которая уверенно и мрачно говорит в микрофон.
Жириновский. Вот что это такое? Чудовище. Лахова, Новодворская, Старовойтова, Кандализа Райс — все они обозленные и в основном мешают. И еще: демократы делают ставку на афроамериканцев, а это очень опасно.
На экране. Продолжается заседание, а в кадре время от времени возникают статистические выкладки.
Жириновский. Обычный зритель не поймет эту тонкую кухню. Конечно, он увидит, что фильм против Буша, но разобраться в доводах очень сложно. Может, это как-то влияет психологически на избирателя. Сенаторы, Кон-гресс...
На экране. Появляются рейтинги, судя по которым Буш-младший побеждает во Флориде с минимальным преимуществом.
Жириновский. Вот, пожалуйста. «Против Буша». «За Буша». «Против Гора». «За Гора». Но так же было и с Клинтоном, когда его импичмент рассматривался. Несколько голосов тогда все решили... Буш ближе к народу. Тупой он, любит кантри-музыку — это хорошо. Демократы, наоборот, оторваны от народа. Как и наши.
На экране. Ликует команда Буша, а будущий президент демонстрирует свою фирменную улыбку и делает брови домиком.
Жириновский. Конечно, нельзя сказать, что Буш — чисто народный президент. Он сам сын президента США, бывший губернатор. У него больше данных было для победы. Потом демократы не должны обижаться — они же 8 лет были у власти. Что ж им 12 лет страной управлять?
На экране. Частная хроника Буша, на фоне которой режиссер Майкл Мур говорит, что большую часть своего рабочего времени президент проводит на ранчо.
Жириновский. Мы его больше видим в неофициальной обстановке. С собакой он, и в гольф играет, и на машине за рулем. Простым американцам все это нравится. Они видят в нем своего парня. Падает с велосипеда, уже дважды упал. Когда играл в гольф, тоже упал.
На экране. Буш пьет пиво и счастливо улыбается.
Жириновский. А чего ему много работать-то? Лето, экономика отлажена. При необходимости он может с кем-то связаться, ему все доложат. Чего сидеть постоянно в кабинете? БАМ не надо строить, Чечни у них нет, голодных нет.
На экране. По-прежнему идет нарезка из частной хроники с ехидными комментариями режиссера.
Жириновский. Вот он на катере, на прогулке. Вот почесался, жарко ему. Чего такого? Людям это нравится .
На экране. Буш ползает по ухоженному газону ранчо.
Жириновский. И это тоже понравится — близость к земле. Все знает, умеет. Это лучше, чем наши чиновники. Путин — чиновник, Ельцин — чиновник.
На экране. Буш смотрит в камеру и невинно хлопает глазами.
Жириновский. Здесь видно, что человек добрый. В отношении меня тоже в свое время сделали фильм «Ястреб» (реж. Павел Чухрай. — прим. ред.) и пустили его накануне выборов в субботу. Но это только привлекло избирателей, а интеллигенция Москвы решила, что напугает. Мы тогда победили .
На экране. Крупным планом лицо Джорджа Буша-младшего, которого гримируют перед телеэфиром. Режиссер Мур специально замедляет изображение, чтобы были видны особенности мимики Джорджа.
Жириновский. Конечно, пытаются его в худшем виде подать. Они же противники, конкуренты. Думают, что эта манера поведения может вызывать социальное отвращение к нему .
На экране. Страшноватый стоп-кадр — Буш с неподвижным лицом косится в сторону.
Жириновский. Не может же он просто так сидеть. Пытается что-то вспоминать, думать. Если он будет слишком мертвый и каменный, то люди скажут — бесчувственный. Когда слишком бурно реагирует — тоже не нравится. Приходится искать средний вариант. Буш вполне нормально реагирует. Клинтон слишком много улыбался: демократ, такой слезливый, смазливый. Буш реже улыбается, и это правильно .
На экране. Буш с едва заметной улыбкой в уголках рта. За кадром звучит депрессивная, почти похоронная музыка.
Жириновский. Опять почесался, потрогал бровь... Обычный человек.
На экране. Толстый режиссер Майкл Мур с микрофоном в руках.
Жириновский. Вот он. Обогатился...
На экране. Знаменитые записи из новостных выпусков 11 сентября. На фоне почти черного экрана слышны крики раненых людей.
Жириновский. Я в тот день как раз подъезжал на поезде к Ейску. Искупались, и в шесть вечера были в администрации города. Вот эти кадры показывал Первый канал. Я думал, ядерная война начнется, честно. Америка была на пороге страшного кризиса — реально бомбят Нью-Йорк.
На экране. Снова появляются кадры отдыхающего Буша.
Жириновский. Это, конечно, может создавать специальное впечатление о его поведении. Его же несколько дней не было — как Сталина в 41-м, и только потом состоялось обращение к народу. Надо было, конечно, прийти в себя, осознать, что произошло...
На экране. Буш сидит на детском утреннике с книжкой «Мой домашний козел» в руках — в это время рушатся башни-близнецы.
Жириновский. Он должен был прекратить все это немедленно. Встретился со школьниками — и сразу в Вашингтон. А то, что Буш слабо реагирует... Он, может быть, все знал, был к этому готов.
На экране. Буш веселится с друзьями.
Жириновский. Его все время показывают гуляющим, на рыбалке. Как бы проморгал, не контролировал страну. На самом деле это был готовый сценарий. Надо было разбираться с Хуссейном, с «Аль-Каидой». Ему нужно было подготовить общественное мнение США и всего мира к будущим жестким действиям. И по Афганистану, и по Ираку .
На экране. Архивные кадры — отец и сын Буши общаются с богатыми арабами. Мелькают лица Усамы Бен Ладена и посла Саудовской Аравии в США.
Жириновский. У Бушей нефтяной бизнес, и им выгодно общаться с арабами — тогда цены на нефть будут высокими. В Техасе у них там «Лукойл» местный или ЮКОС. С арабами онИ деньги зарабатывают, а с Ираком решают военно-политические задачи .
На экране. Фотография молодого Бен Ладена в костюме и без бороды.
Жириновский. Уже три года его ищут, постоянные перебежки... Ни мертвого не показывают, ни живого. Как у нас Басаева: то убили, то ранили, то в Пакистане, то в Ингушетии. Завтра в Воронеже окажется... Цель любой политики — пугать. Всегда легче так проводить нужную линию. Гитлер пугал, Сталин пугал, Хрущев пугал, теперь вот Буш...
На экране. Архивные документы, сильно исчерканные маркером.
Жириновский. У нас это все невозможно. Юшенков пытался кассету провезти относительно взрывов в Москве, и у него прямо в аэропорту все отобрали. У них там свои свободы. Березовский на похожую информацию делал ставки, но он и сам уехал, и здесь все прижали...
На экране. Режиссер Мур — отлично виден его огромный живот.
Жириновский. Пытаюсь сбросить вес. Восемь килограмм у меня лишних. Но этот вообще как свинья. 150 килограмм. Меньше надо есть, и все.
На экране. Эпизод, касающийся огромного состояния Буша. Режиссер Мур подозревает, что будущего президента в свое время спонсировал Бен Ладен.
Жириновский. Должно быть много денег, чтобы общаться в любых кругах. Идеальный вариант — заработать самому. Тогда можно смелее действовать, и все будет проще. То, чего не хватает у нас сегодня. Захотел Ходорковский — но захотел слишком быстро и слишком резко. Думал все купить, но в России это не проходит. У них же — вполне приемлемо и нормально.
На экране. Буша снова обвиняют в том, что во время атаки террористов он находился далеко от места событий.
Жириновский. Борьба, борьба... Демократы отдохнули и теперь хотят вернуться в Белый дом. Но думаю, что Буш останется. В его руках военная машина, нефтяники... Впереди август, сентябрь, октябрь. За три месяца Буш может что-то резко добавить .
На экране. Режиссер Мур вкрадчиво говорит о преступном бездействии Буша.
Жириновский. Он может все три месяца не отдыхать, постоянно работать у себя в Белом доме. Может выступать чаще в Конгрессе, выдвигать какие-то новые идеи — в экономике, в социальной сфере. Он не сломается, все будет нормально. Сумеет выстоять и победит. Кэрри слаб, а Буш разгромил «Аль-Каиду», разбомбил Кабул...
На экране. Мур берет первое из бесконечной череды интервью с пострадавшими во время трагедии 11 сентября.
Жириновский. Я уже привык к таким технологиям. На какую-то часть избирателей это может и произведет впечатление, но я бы голосовал за Буша. Этот фильм не вызывает отрицательного к нему отношения. Все самое страшное было давно показано. Ничего нового. Это понравится афроамериканцам, интеллигенции, журналистам, писателям... Преподавателям... Но большая часть Америки, думаю, будет симпатизировать Бушу.