#EDU #ECO
Аристотель вырос в семье "метеков" (смотрим лекцию #2 кто это такие Метеки) и не во всём соглашался с Платоном. Например, Аристотель защищал частную собственность с той логикой, что люди относятся ответственно и аккуратно к личному, чем к общественному. Эта проблема стала известна как "проблема общей собственности".
Также как и Платон, Аристотель обращал внимание на то, как образуется и функционирует домохозяйство и управлением им. "Естественный" способ обогащения позволял греческому гражданину и его семье жить вполне комфортно, производя блага и обменивая их на другие блага.
Аристотель считал, что блага имеют конечную природу, поэтому у этого типа обогащения есть конечная цель ["разумная достаточность" - Герберт Саймон 1957 год]. Он утверждал, что стремиться нужно к такому количеству благ, которое удовлетворяет нужды человека в соответствии с его положением в обществе, в противовес стремлению к максимизации своего заработка. Процесс максимизации заработка (сегодня - прибыли) он называл "неестественным".
{Вспомним Македонского царя - Мидаса, имеющего способность превращать всё, чего коснется, в золото. Метафор такого, что человек, который стремится к максимально возможному богатству, рискует умереть от голода} - как же это трагекомедично в текущих реалиях и как же отдаёт насущным.
Аристотель считал кредитные сделки и процент особенно порицаемыми формами "неестественного" обогащения. {Позвольте дать вам еще один остыл к великому произведению Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" про старуху ростовщицу. Также запрет на ростовщичество встречается и в Ветхом Завете, и в Коране. В своей "Исповеди" Аврелий Августин (354-430 г. н. э.) внедрил некоторые идеи Платона и Аристотеля в христианском мировоззрении}.
Справедливость - тема, которая регулярно встречается в трудах Аристотеля. Например, в сочинении "Никомаховая этика" он затрагивает тему справедливости распределения.
Аристотель разделяет "потребительную ценность" вещи и ее "меновую ценность". Потребительная ценность отражает объективную полезность вещи для удовлетворения какой-то потребности, а "меновая ценность" - количество денег (или других благ), которые можно получить в обмен на неё.
Внимание производителя должно фокусироваться именно на потребительской ценности, а не на количественной. ("качество" и "количество" - важные категории диалектического материализма).
Как и Платон, Аристотель не предлагает никакого позитивного анализа формирования цен. Вместо этого он описывает норму, которой цены, как предполагается, должны следовать. Цены должны гарантировать должное распределение богатства и почестей. Социальный статус тех, кто принимает участие в обмене, должен уважаться и воспроизводиться рынком. Если перевести это утверждение на язык нашего времени и использовать пример Джозефа Стиглица (1943 год), мы получим, что банковские клерки должны получать такую зарплату, которая обеспечивает им пропитание и жилье для себя и своих семей. Экономика, таким образом, является сообщницей тех принципов, на которых основан полис, город-государство.
У Аристотеля было "особое" отношение к физическому труду, он также как и Платон ратовал за стратификацию общества. Физ. труд должен выполняться низшими слоями обществами и рабами, и презираем верхними слоями; в физическом труде отсутствует достоинство, а значит, и ценность.
В следующей лекции (а их я постараюсь регулярно выставлять каждую среду) рассмотрим как развивали учения древних уже учителя христианской церкви, а также что было позаимствовано из Библии и римского права.