Работать по предоплате или нет? Этот вопрос волнует если не всех, то очень многих помогающих специалистов.
Самая главная причина - наши сомнения по поводу своей ценности: действительно ли я смогу дать пользу за ЭТУ оплату? Причем интересно, что эти мысли посещают не только начинающих специалистов, но и вполне себе опытных консультантов.
Здесь вспоминается фраза "Умный человек всегда сомневается и только дураки в любой ситуации самоуверенны"
Помните про уровни компетенции по Грайсу?
- Неосознанная некомпетентность.
- Осознанная некомпетентность.
- Осознанная компетентность.
- Неосознанная компетентность.
Так вот, даже на четвертом уровне, когда вы уже не осознаете насколько вы компетентны, вы можете начать сомневаться и обесценивать свою работу.
Почему? На мой взгляд, на уровне Неосознанной компетенции специалист в процессе работы действует как бы интуитивно, не подыскивая и анализируя варианты решения, а он их "просто знает, без аргументов".
Именно в этот момент ему может казаться, что он действует "не совсем научно, обоснованно". Возникает желание еще подучиться, узнать больше. И тем самым возникает вопрос его ценности для клиентов.
Да, это не реальность. Это, если хотите, его фантазия. И тем не менее, такое может быть.
Я проводила интервью на эту тему с высококлассными специалистами и половина из них подтверждает мою гипотезу.
А что же происходит на других уровнях компетенции?
На первом (неосознаваемая некомпетентность) человек даже не задумывается "умеет или нет, знает или нет, поможет или нет". Он уверен и полон решимости. Даже вскользь полученная информация придает ему статус специалиста в собственных глазах. Обычно такая позиция свойственна студентам или выпускникам без практики.
На втором уровне компетентности как раз начинаются сомнения в ценности себя как специалиста. "Я понимаю, в чем я компетентен, в чем нет. Осознаю, сколько всего я еще не знаю". Хотя на самом деле, такой специалист, как правило, имеет достаточный багаж знаний и опыта. К тому же он нацелен на развитие своего профессионализма, что уже само по себе является большим плюсом для его клиентов.
Наиболее адекватна самооценка на третьем уровне - Осознанная компетентность. Достигая его специалист чувствует себя уверенно и легко удерживает баланс между даваемой им пользой и получаемым вознаграждением.
А что же по поводу предоплаты?
Лично для меня, предоплата - это ответственный подход обеих сторон сделки к общему делу. Можно сказать, гарантия.
Специалист гарантирует квалифицированную работу. Клиент гарантирует серьезность желания работать со своим запросом.
Какой должна быть предоплата: 100-процентной, 50 на 50 или чисто символической - решает каждый специалист исходя из своих убеждений, ощущений.
Я использую 100% предоплату и всегда говорю клиенту, что у него есть возможность "оставить чаевые".
Предоплате меня научил случай с подругой моей клиентки. Она обратилась ко мне по рекомендации. Консультация должна была состояться перед несколько дней. Накануне вечером я ей написала с просьбой подтвердить, что встреча в силе. И тут выяснилось, что у нее поменялись планы. И "ах, да, спасибо, что написали, а то я совсем забыла вас предупредить".
Консультация была запланирована на 8 утра в субботу. Надо ли говорить, что узнай я о срыве консультации "по факту", была бы сильно расстроена.
Были в моей практике и другие случаи - когда клиент, заплативший предоплату, после консультации переводил еще денег со словами "Спасибо".
Теперь я беру предоплату. Всегда. И рассказываю клиенту о возможности "оставить чаевые".
МИНЕНКО ЕЛЕНА - практикующий психолог, арт-терапевт, специалист нейрографики, коуч.
Вдохновляю Мечтать, Творить, Достигать, Быть собой!
С удовольствием стану Вашим проводником к желаемым переменам 🤗