Найти тему

О некоторых видах исторической памяти

История для каждого человека имеет огромнейшее значение. Она позволяет узнать не только многое из того, что было в прошлом, но формирует в человеке чувство исторического восприятия себя и своих предков в историческом времени. «Истина историка и литературоведа всегда патриотична; ложь и подтасовка патриотичными быть не могут» - это слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Слово «историк» пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом и латинском языках оно означало повествование о тех или иных событиях. Но только достоверно предложенная информация, не входящая в противоречие с другими данными, может называться истинной историей. Ведь справедливо замечено, что «сочинить историю» ещё не значит стать историком, а «попасть в историю» не значит обессмертить своё имя. Отсюда и вывод, что люди, не отягощающие себя исследованием, сопоставлением и анализом исторических фактов преподносят своим читателям «квасной» патриотизм и умышленно искажают историческое сознание. Историю нельзя написать, её нужно изучать и исследовать с помощью фактов основанных на исторических источниках.

-2

Есть несколько типов исторических источников: а) вещественные (археологические), б) этнографические (обычаи, нравы, традиции), в) лингвистические (историческая лингвистика), г) фольклорные (произведения устного народного творчества), д) синематограф (фото, кино), е) фоноисточники, ж) письменные источники. А также данные географической среды и антропологии. Впрочем, наверное, не имеет смысла приводить общеизвестные истины для любого серьёзного исследователя.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Николай Заболоцкий.

Эти прекрасные слова поэта позволяют перейти к очень интересной проблеме – проблеме становления человеческого общества и его исторической памяти.

Историческая память у каждого отдельного человека своя, только ему присущая. Однако в памяти отдельного человека непременно присутствует память (на бессознательном уровне) – память его семьи, рода, этноса или народа к которому принадлежали его предки, и принадлежит он сам. Присутствует также память территории, на которой могли проживать его предки.

Мирча Элиаде (1907 - 1986)
Мирча Элиаде (1907 - 1986)

Согласно исследованиям философа-космолога Мирча Элиаде «… память об истинном и историческом событии или подлинном персонаже хранится в народе не более двух или трёх столетий», затем событие ассимилируется с категорией мифических действий (борьба с чудовищем, братья – враги и т.д.). Продолжая мысль М. Элиаде, мы можем предположить, что со временем и мифическая память (так её назовём) уходит в не бытиё и остаются лишь отдельные фрагменты, каких-то не ясных событий происходивших в далёком прошлом и обросших невероятными иносказаниями. Перед нами предстаёт область уже не мифа, а гипотетических фактов. Они представляют уже времена не мифической памяти дошедшей до нас в форме мифических сказаний, былин, легенд или сказок, имеющих в своей основе реальные события, обросшие невероятными описаниями в силу удалённости во времени и в соответствии с этим их приукрашивания; это времена когда человечество утратило свою историческую память о реальности происходивших когда-то событий в соответствии чему произошла глобализация их, как ориентир для подражания и ностальгию о возможной былой мощи своего народа или вождя, воина и т.д.. Эти события уже не отождествляются с каким-либо конкретным местом или мифическим персонажем. Можно сказать, что память людей затерялась в глубине веков. Следовательно, гипотетическая память отображает времена более отдалённые, нежели мифическая. В то же время, многие мифы, сказки и т.д., содержат в себе элементы как мифической, так и гипотетической памяти. Реальные люди предстают перед нами богами и полубогами, иногда отдельный персонаж предстаёт как целый народ (это уже форма гипотетической памяти). Все герои мифов (читай сказок, легенд и т.д.) наделены обычными человеческими качествами и, как правило, рядом сверхъестественных способностей отсутствующих у обычных людей. Однако, в отличие от гипотетических времён (где человек отображён властителем природы в виде какого-либо явления природы) мифические времена крепко связаны с конкретными территориями проживания того или иного этноса или народа. Сам человек более зависим от сил природы и космоса, и, как правило, занимает с ними одно целое пространство, в котором чётко прослеживается структурная многообразность мира. Сама природа, её стихии имеют человеческий образ (явное обожествление, а скорее элемент гипотетической памяти) и, несмотря на своё сверхъестественное происхождение, владеют лишь одной, как правило, способностью управлять какой-либо природной силой.

Мифическая память представляет довольно большой отрезок исторического времени и не существует отдельно от гипотетической и реальной исторической памяти. Ей нельзя отвести какой-то определённый отрезок времени, она постоянно переходит из мифическо-реальной в мифическо- гипотетическую.

Выделение гипотетической памяти из мифической возможно лишь с помощью исследований. Исследования позволяют вычленить, когда сверхреальная достоверность мифа не позволяет соотнести информацию с каким-либо событием.

Гипотетическая и мифическая история человечества дошла до нас в форме устных сказаний и преданий, которые позднее были занесены на письменные носители. Зачастую в этих сообщениях переплетаются разновременные факты и, как правило, приписываемые одному человеку (богу, герою). И переход от реального исторического события к мифическому, и тем более гипотетическому, бывает проследить очень трудно.

Отголоски гипотетического и мифического времени содержит ещё один материальный памятник человечества – живопись (настенные рисунки, рисунки на предметах быта, фрески).

Разделение гипотетического и мифического времени от реального исторического, позволяет сделать археология. Как правило, археологические находки, если их начинают соотносить с письменными памятниками, нередко входят в противоречие с ними. Главный критерий расхождений находится в области уровня развития человеческой общности на том или ином этапе исторического времени. В чём здесь дело?

Наша цивилизация на пути своего становления прошла множество этапов развития - палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, сейчас идёт железный век. И каждый из этих этапов отображён в письменных источниках (за исключением первых трёх), но наряду с далёким прошлым в мифах присутствует более современный этап развития. Он, как бы желанием людей одного времени перенесён в мир людей далёкого прошлого. Идеализируя своё прошлое, люди не могли примириться с убогостью старины и приукрашивали её.

Самым ярким примером для сравнения могут служить древнегреческие мифы. Они позволяют рассмотреть историю этого народа от разобщённости родовых общин до конгломерата греческих городов-государств. От пребывания в далёком каменном веке (вспомним циклопов и Одиссея), через скотоводство (миф о золотом руно – ведь древние колхи добывали золото, вероятно используя шкуры овец и миф о руне, скорее всего, связывался с успешностью скотоводства, приносящего прибыль, не меньшую чем золото), и наконец, к осознанию эллинов как единого целого народа.

В мифах, прошлое греков представлено как история яркого, самобытного ни в чём не уступающего, а подчас и превосходящего в своём развитии времена самих древних греков. В связи с чем, уместно будет привести ещё одно высказывание Мирча Элиаде: ««… для «первобытного мышления». …, все важнейшие акты повседневной жизни были явлены изначально богами и героями. Люди лишь повторяют до бесконечности эти образцовые и парадигматические действия»». Для древних греков историческая память в то время ещё сохраняла реальность далёкого прошлого, но ещё более отдалённое прошлое становилось уже не просто мифическим (золотое руно), но и гипотетическим (циклопы).

Попробуем подробнее, остановиться на мифе где Одиссей посещает остров Циклопов. И рассмотреть его с точки зрения гипотетической памяти.

-4

Циклопы в древнегреческой мифологии представлены как обобщённый собирательный образ. Каждый из них (циклопов) живёт отдельно в своей каменной пещере, обладает огромным ростом, имеет каменные орудия труда. Значит, мы вправе предположить, что каждый монстр – олицетворение одной родовой общины, не зря Одиссей и его спутники находились в этой пещере, замещая на какое-то время самого циклопа. Возможно это элемент гипотетической памяти о прародине Одиссея в период пребывания его пращуров в каменном веке. Появление овец в мифе можно увязать с появлением пастушеского скотоводства. Об архаизме периода говорит и начало мифа, когда Одиссей и его спутники могли найти себе пищу только с помощью собирания ягод, фруктов. Вероятно это обрывки мифической памяти об удалённом прошлом. Начало мореходства в этом мифе можно связать с бегством из пещеры циклопа и отплытием с острова. Однако нельзя забывать, что хоть Одиссей и выступает главным действующим лицом в этом мифе, но его спутниками были такие же люди как он сам. И, тогда, совсем необязательно этот миф связывать с прародиной самого Одиссея. Этот остров можно соотнести даже как обобщённый образ далёкого прошлого всех напарников Одиссея или какой-то племенной группы древних греков. Но, в любом случае этот сюжет напоминает переход от первобытного каменного века ко времени появления скотоводства и наконец, к скачку в развитии: появлению мореходства и овладению близлежащих территорий, т.е. к завоеванию греками новых земель. В связи, с чем появляется ещё одна версия этого мифа: когда под циклопами подразумеваются аборигенные жители острова, находившиеся в каменном веке. Однако, такая версия не столь убедительна, нежели первая. В мифе всё действие происходит в короткий отрезок времени, как акт одноразового посещения острова. Но, скорее всего, исходя из переплетения гипотетической и мифической памяти, перед нами длительный процесс перехода от одного этапа развития к другому. Следовательно, предполагаемые предки героев мифа жили на этом острове в очень отдалённом прошлом.

Как видим, историческая память древних греков через мифическую и гипотетическую позволяет им увязать себя с определёнными территориями и этапами развития, а также возможного ухода с этих территорий.

В отличие от письменных источников археологические показывают нам народы из мифов, как народы занимающиеся скотоводством, рыболовством, подчас пребывающие ещё в каменном веке. Их жизнь постоянно связана борьбой за существование. Они сильно зависят от капризов природы и животного мира. Но именно в этом и состоит изюминка мифов: приукрасить своё прошлое.

Историческая память хранит очень многое из своего прошлого, и именно исследовательская деятельность позволяет отделить реальное от наносного. Можно ошибиться в мелочах из далёкого прошлого, таких как – точное историческое время, место обитания ряда народов, этническая принадлежность племенных групп. Но в целом на саму структуру исторического развития – от простого к сложному, они не влияют. Хотя и от самой детализации множества мелких вопросов историческая наука только выигрывает.

На современном этапе развития человечества, гипотетическая память о прошлом получила своё новое отражение, в попытках объяснить необъяснимое в человеческой истории. Всё что представляется сверхфантастическим и непознаваемым для современного человека, через генетическую память и гипотетические представления, помогает самосознанию человека находить ответы в своей прошлой истории, которая трансформируясь, преподносит неожиданные результаты. Приблизившись к звёздам и не найдя многому объяснения, люди стали находить и связывать загадки вселенной с тайнами Земли. Произошла глобализация мифов, трансформировавшаяся с земного пространства в мир космоса. Человек вольно или невольно связал себя и космос как единое целое.

Вся человеческая сущность буквально кричит: «Мы во Вселенную возвращаемся, но не приходим новичками». Что заставило человека прийти к таким выводам? Новые технологии позволили провести сравнительные исследования. И человек оказался в шоке: он не знает самого главного – кто или что он сам? Он не знает, откуда появились на земле зачатки земледелия, точнее кем были привнесены. Масштабность мышления современного человека боится снизойти до простого земного объяснения – что процесс развития земледелия занимал несколько тысячелетий и не являлся одномоментным актом. Человек не знает, кто и как воздвиг пирамиды Древнего Египта. Зачем голодающим и бедным жителям острова Пасхи понадобилось создавать гигантские статуи – моаи и многое другое непознанное.

Однако многое из того, что когда-то казалось невероятным, в наши дни воплотилось в жизнь. Казавшиеся фантастическими некоторые детали мифов древних нашли применение в жизни. Так же и с космосом, чем больше узнаём о нём, тем больше находим параллелей в древних сказаниях. Но давайте зададимся вопросом: «Зачем древнему человеку, знавшему о движениях планет и увязывавшему их с земледелием в первую очередь, понадобились мегалитические постройки Стоунхенджа, рисунки пустыни Наска и многие другие познания связанные с космосом? Ответ, чтобы следить за звёздами и их расположением на небе – слишком прост. Он не объясняет желания древних получать знания, которые в силу развития цивилизации прошлого не могли быть использованы многие тысячелетия. И самое невероятное, как первобытное племя догонов, ещё в XX веке находившееся на уровне каменного века приобрело сверхточные знания о звезде Сириус (некоторые детали мифов догонов ещё не нашли своего объяснения, но ведь всё остальное подтвердилось только совсем недавно). Данные этого племени оказались точнее выкладок учёных о двойной (у догонов тройной) звезде Сириус.

Именно поэтому в силу множества невероятных фактов, у многих мыслящих людей возникает вопрос: Кто мы? Откуда появились на Земле? В чем состоит предназначение человека в этом мире? Многое из теории происхождения человека стало противоречить современным знаниям. То, что принималось совсем недавно за религиозные представления, верования вдруг в одночасье рухнуло. Человек оказался перед фактом реальности «первобытного мышления» древнего человека, подчас более точного, чем у человека современного. Так кто же мы – Человечки?

-5

Все космогонические легенды человечества говорят об одном и том же: вначале всего был хаос, потом что-то или кто-то появляется и возникает вселенная, планеты, животная и растительная жизнь и наконец человек современного вида. Но этот человек необычен, он обладает сверхъестественной силой с момента появления на земле. Он всесилен и могуч. Ему подчиняются силы природы и космоса. Перед нами прямо-таки человек сверхцивилизации. И человечество, достигнув современного уровня развития, пришло к выводу: возможно древние легенды доносят до нас вполне реальные вещи и факты. Углубившись в просторы космоса, человек познал, насколько он ещё мелок, как мало знает об этом пространстве. Но в то же время в сотни раз возросла вероятность, что мы не одиноки во вселенной. Человечество перешло на новый уровень знаний своего развития, а, следовательно, стало мыслить новыми категориями и понятиями.

-6

Некоторые возможно знакомы с сериалом «Звёздные врата». Герои фильма попадают в различные миры через гипотетическое устройство «Звёздные врата». Оказавшись на далёких планетах, они встречают людей не только таких же, как они сами, но зачастую имеющих земное происхождение в далёком прошлом. Знания и культуру, точнее их происхождение, на Земле авторы фильма приписывают гоаулдам, существам, похожим на змей. Эти змеи используют человеческое тело в качестве своих носителей и являются для всех людей богами.

Перед нами яркая форма переплетения современного стремления человека к познанию неосвоенного пространства, приобретению новых знаний и технологий, и … гипотетической памяти всего человечества в целом. Вступив на новый этап развития, начав мыслить другими категориями, человек естественно переосмысливает своё прошлое. Он начинает переселять героев древних мифов и легенд в новые миры, новые условия и … наделяет их сверхъестественными способностями в новых мирах. Правда, для человека современности ещё не совсем понятно: «Кто такие боги?». Но он прекрасно осознает, что они являются представителями инопланетных цивилизаций опережающих в своём развитии человечество на много тысячелетий. Однако и в этом случае человек противопоставляет богам других – уже сверхлюдей, обладающих подчас ещё большим могуществом, чем гоаулды или ораи. И как думается дальнейшее развитие человеческой цивилизации, в какой-то период времени, сделает богами уже представителей рода человеческого с Земли. Таким образом, гипотетическая память, совершив оборот от древних представлений о богах, завершит гипотетический круг памяти на самом человеке.

-7

«Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одарённый разумом, по имени Оанн. Всё тело у зверя того было рыбье, только под рыбьей головой у него была другая, человеческая, речь его также была человеческая. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, не принимая никакой пищи, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы, вводить законы и мерить землю, показал им, как сеять зерно и собирать хлеб, словом, обучил их всему, что смягчает нравы, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрёл. А когда солнце заходило, этот удивительный Оанн погружался опять в море и проводил ночи в пучине, ибо там был его дом. Он написал книгу о начале мира и о том, как он возник, и вручил её людям…» - именно так вавилонский жрец Берос, живший во времена Александра Македонского, повествует нам о происхождении одной из древнейших цивилизаций Двуречья – шумерской.

Так, кто же мы? И всё ли мы знаем о своей планете?