@Forboflooringrussia
Удивительно, но отделка обычно не считается частью архитектуры.
Хотя здания украшались еще в древности. И не только здания, но и хозяйственные объекты, такие как: урны, ширмы, ножи и одежда. Украшать вещи - необходимость для игры человеческого духа и разума. Мы не бываем удовлетворены только лишь функционалом объекта, поэтому неотъемлемо добавляем декор. Тем не менее, это больше, чем просто игра или развлечение для глаз.
Мы украшаем свое имущество, чтобы отличаться от других: чтобы заявить о своей принадлежности к группе, племени, классу или нации. В этом отношении, украшение удовлетворяет насущную потребность, которая является частью нашей природы, как социального вида. В своем осуждении орнамента Адольф Лоос выразил сочувствие мастеру, который был вынужден тратить время и силы на всевозможные бессмысленные излишества.
Он считал орнамент эфемерным, своего рода "встроенным устареванием" зданий. Орнамент девятнадцатого века, против которого он выступал, действительно превратился в попурри неубедительных стилей эпохи возрождения. Однако рвение, с которым впоследствии орнамент был изгнан из архитектуры, предполагает, что амбиции модернистских архитекторов были вызваны более глубокими мотивами. Стремление к полностью абстрактной архитектуре, очищенной от каких бы то ни было украшений, повлекло за собой героическую (но трагическую из-за своей невозможности) попытку преодолеть человеческую природу и раз и навсегда избавиться от нашего стремления отличаться друг от друга. Все были бы равны, архитектура освободила бы нас.
Тем не менее, человеческую природу не остановить. Начнем с того, что сам Лоос имел пристрастие к натуральным материалам, таким как фигурный мрамор. Использование таких материалов неизбежно привело к возрождению декора, хотя и «органического», в архитектуре. Другие архитекторы, помимо Лооса, разделяли эти предпочтения, но именно в последние десятилетия современная архитектура обогатилась за счет сочетания абстракции с натуральными материалами различных текстур и узоров.
Теперь, когда догмы, кажется, пошли на убыль, пора пересмотреть художественное оформление. Декоративные элементы снимают массивность полов, стен и потолка; они меняют образ и изменяют пространственное восприятие. Каждый чуткий архитектор знает об этом и без колебаний использует, когда это подходит для его целей.
Пространственная эффективность декора архитектуры 21 века иллюстрируется тремя проектами, выбранными для этой статьи.
«Minna no Mori» Gifu Media Cosmos, г. ГИФУ, ЯПОНИЯ
Изначально, абстракция для японского архитектора Тойо Ито означала нематериальное или минималистичное. В этом отношении его архитектура полностью соответствовала целям модернистской архитектуры. Но особенно после того, как он открыл знаменитую публичную библиотеку в японском городе Сендай, он понял, что этот подход был для него слишком ограничивающим. По его мнению, абстрактность должна быть чем-то более сложным, более органичным; что-то способное к плавности и динамической геометрии; то, к чему люди могут относиться не только умственно, но и физически. К чему привело это изменение взглядов Тойо Ито можно судить по недавно завершенному зданию библиотеки: Minna no Mori Gifu Media Cosmos, в г. Гифу, Япония. Библиотека смотрит на гору Кинка с замком Гифу на вершине. Волнистая крыша перекликается с рельефом холмов, становясь, как-бы, единым целым с ними. Здание двухэтажное. На первом этаже находится архив, который окружен, среди прочего, выставочной галереей, многоцелевым залом и Центром обмена общественной деятельностью. А вот первый этаж представляет собой единое большое пространство без перегородок; в нем есть книжные полки, витрины и множество «островов» для чтения и просмотра.
Этот интерьер никак нельзя описать, как большое абстрактное пространство. Крыша волнистая, как и потолок. Дальнейшее смягчение пространства уносит потолок из перекрывающих друг друга слоев параллельных деревянных планок в трех направлениях. Полученный узор выглядит тканым, а осязаемость дерева контрастирует с кажущейся невесомостью, с которой оно парит над интерьером. Под выступающими вверх выступами потолка подвешены воронки из полиэстера, похожие на огромные куполообразные зонтики. Они висят над островками для чтения и стойкой администратора, создавая пространства внутри пространства, места с чувством укрытия.
Воронки служат не только для декоративных целей, их функция - передавать дневной свет в интерьер, рассеивать и смягчать его. Они также способствуют приятной циркуляции воздуха в здании. Воронки помогают превратить Minna no Mori Gifu Media Cosmos в очень энергоэффективное здание.
TATE BRITAIN MILLBANK PROJECT, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Требования по улучшению доступа, снижению энергопотребления и согласованию разрозненных частей здания - составили сложную задачу, с которой столкнулась лондонская архитектурная фирма Caruso St John, когда они принялись за задачу по реконструкции здания Tate Britain в 2007 году. Проект, который включал художественные галереи и общественные объекты, примыкающие к входу в Millbank, был завершен в 2013 году. Помимо ремонта и реконструкции, изменения включали открытие круглых пространств вокруг ротонды. Теперь этажи соединены новыми лестницами и лифтами. Были созданы два новых помещения, одно из них - гостиная для членов галереи Tate Britain, на верхнем этаже с видом на Темзу, а также кафе на цокольном этаже, куда можно попасть по изящно спускающейся винтовой лестнице из стали и камня. Tate Britain - это смесь архитектурных стилей.
Оригинальное здание, спроектированное Сиднеем Смитом в 1887 году, выполнено в неоклассическом стиле. С тех пор его несколько раз расширяли и всегда в другом стиле. В течение более чем столетия, многие архитекторы создавали это строение со своей подписью, в результате чего возникла очень яркая художественная галерея с какофонией архитектурных стилей. Архитектурное бюро Caruso St John обязалось по возможности смягчить резкие переходы. Чтобы избежать добавления стилистической какофонии, архитекторы искали вмешательства, которые не выделялись бы из существующего материала, но которые максимально уважали бы ее и которые обновили бы и обогатили последующий архитектурный опыт. Изменения можно рассматривать скорее как тонкую интерпретацию исторических стилей. Некоторые детали восстанавливают качества, которыми раньше обладало здание, другие - добавляют совершенно новые. Ярким примером подхода бюро Caruso St John является ракушечный мотив пола в ротонде. Намекая на бывшую мозаику из плитки, избегая при этом отсылок на какой-либо конкретный исторический стиль, он в равной степени обращается к настоящему и прошлому.
ROKSANDA ILINCIC МАГАЗИН, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Концепция дизайна нового магазина Roksanda Ilincic в лондонском районе Мейфэр была вдохновлена коллекцией, опираясь на игру геометрии и симметрии. Это здание является памятником архитектуры II категории, и для того, чтобы сохранить историческую материал существующего пространства, магазин представляет собой коробку в оригинальной рамке. Когда посетители входят, бывшая витрина остается нетронутой, а новая стеклянная ширма с внутренним входом указывает на современное вмешательство.
Окно служит, как промежуточное пространство между старым и новым. Стены представляют собой ступенчатые бетонные плиты, повторяющие форму цоколя. Слои слегка неравномерны, создавая впечатление богато поставленного трехмерного рисунка. Пол - композитный мраморный паркет в елочку. Сзади - стеклянная стена, которая отражает стеклянную витрину в передней части магазина. Общая цветовая палитра нейтральна, с отдельными всплесками цветов или зеркальным отображением некоторых полок и перил, которые простираются по помещению, чтобы направлять посетителей через это пространство. Отдельно стоящие блоки сделаны из глянцевых лакированных окон, нержавеющей стали и бетона из розового золота и имеют цоколи для витрин, касс и кресел. Существующие колонны заключены в угловой ромбовидный кожух, сделанный из нержавеющей стали, полированной розовым золотом, с мягким отражением. Внизу, VIP и офисные помещения представляют собой сочетание ярких цветных блоков и мягкой отделки, что контрастирует с помещениями магазина на первом этаже. Стены обшиты тканевыми панелями, и каждая комната имеет свой цвет - от желтого, бежевого, розового, фиолетового и бордового. с отдельными вспышками цветов или зеркальным отображением некоторых полок и рельсов, которые вьются по комнате, чтобы направлять посетителей через пространство.