Найти тему
Sunny Blues

«BEATLES» и «ROLLING STONES»: первая встреча

Оглавление

THE BEATLES и THE ROLLING STONES - две величайшие группы в истории рока. И однажды они встретились. Как это было, когда эти две группы пересеклись в первый раз?

Мик Джаггер, Джон Леннон и Иоко Оно
Мик Джаггер, Джон Леннон и Иоко Оно

BEATLES пришли на ROLLING STONES

Басист ROLLING STONES Билл Уаймен вспоминает, как он поднял голову во время выступления RS и увидел в зале BEATLES.

Знаковая встреча произошла в клубе Crawdaddy в Ричмонде. На календаре было 14 апреля 1963 года. BEATLES уже выпустили два хита №1 в Британии - Please Please Me и From Me to You.

Роллингам же оставалось еще 14 месяцев до их первого визита на вершину хит-парада с песней It’s All Over Now.

«В середине сета мы подняли глаза и увидели четыре силуэта, одетые в кожу, которые стояли прямо перед эстрадой среди всех этих детей, танцевавших и веселившихся вокруг», сказал Билл Уаймен, отметив, что Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр «полностью игнорировались публикой».

«Я повернулся к Чарли Уоттсу и сказал: «Это же BEATLES!» У них были уже два или три больших хита №1, и они были похожи на завсегдатаев рейв-вечеринок в Англии того времени».

STONES, 1963
STONES, 1963

Неутомимый рассказчик гитарист RS Кит Ричардс так представляет эту историю: «Мы играем в пабе… Короче, мы рубим наше шоу, и все вокруг отлично проводят время, понимаете? Я резко оборачиваюсь: стоят эти четверо парней в черных кожаных пальто. О, f......! Смотрите, кто здесь!»

Гастрольный менеджер BEATLES Нил Аспиналл рассказывал, что в тот вечер STONES были просто «нормальными» - не лучше и не хуже, чем какая-нибудь ливерпульская группа, играющая в Cavern Club.

Но сами битлы более экспансивны.

Джордж Харрисон:

«Публика кричала, визжала и танцевала на столах».

Ринго Старр:

«Я помню, как стоял в какой-то пропотевшей комнате и смотрел на них на сцене. Кит и Брайан — вау! Я понял тогда, что STONES - великая группа».

 STONES в Crawdaddy
STONES в Crawdaddy

Как BEATLES попали на этот концерт

Все знают, что в радио- и телеинтервью, особенно во время первой волны битломании, BEATLES выглядели добродушными, а порой даже очаровательно глупыми.

Однако их поведение в реальной жизни многие оценивают по-разному. Писатель Барри Майлз вспоминает, что когда весной 1963 года BEATLES переехали в Лондон из Ливерпуля, у него сложилось впечатление, как будто они стремятся создать «намеренно устрашающий образ».

Журнал Boyfriend, ориентированный на подростков, зашел ещё дальше, написав, что когда они не улыбались, то «выглядели ужасными и злыми, как в восемнадцатом веке».

Другой молодёжный журнал писал, что от них исходило что-то типа: «Да пошел ты, мы хорошие, и мы это знаем».

Но в любом случае, весной 1963 года, видимо, было непросто предложить BEATLES какую-то идею или попросить их об одолжении. И тем не менее, 14 апреля Джорджио Гомельский - промоутер ритм-энд-блюза, родившийся в СССР и получивший образование в Швейцарии, подошел к «Великолепной четверке» в телестудии, где они записывали свое третье выступление на поп-музыкальном шоу Thank Your Lucky Stars.

14 апреля  1963, Thank Your Lucky Stars
14 апреля 1963, Thank Your Lucky Stars

«Парни, прежде, чем ехать домой, вы должны послушать одну группу сегодня вечером», - убеждал он. «Вам надо обязательно посмотреть на них, когда закончите запись шоу, вы просто должны туда прийти».

Он говорил о ROLLING STONES. И всё сложилось благополучно. Недавно приехавшие в Лондон BEATLES и их окружение захотели составить для себя мнение, что вообще происходит на музыкальной сцене этого города.

Продолжение вечера

Билл Уаймен:

«В общем, мы закончили наш сет, поболтали с ними и выпили пива, и они остались ещё на второй сет. После этого мы все вместе поехали в Челси, в квартиру, где тогда жили Мик Джаггер, Кит Ричардс и Брайан Джонс, тусовались всю ночь, играли блюз, просто разговаривали о музыке и стали отличными друзьями».

Они не стали в этот раз общаться с фанатами после выступления, и Брайан Джонс пригласил BEATLES и их команду в свою убогую квартиру.

Брайан Джонс
Брайан Джонс

Вместе с Миком Джаггером, Китом Ричардсом и Брайаном Джонсом там жил человек по имени Джеймс Фелдж. Он спал с ними в одной комнате и постоянно тусовался в их компании. STONES даже признали его соавтором некоторых своих ранних песен, хотя он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте. Вот что он вспоминает о той ночи.

Джеймс Фелдж:

«BEATLES? ....Они вели себя как профессионалы. …Всё их окружение было очень стильно одето в такие же темные пальто, как и группа, они создавали впечатление одной большой команды».

Да, возможно, кому-то из лагеря BEATLES не слишком понравилась грязная, тускло освещенная квартира STONES..... Горы немытых тарелок, переполненные окурками пепельницы и куча не выброшенного мусора, но Фелдж утверждает, что Пол Маккартни, например, «не казался чрезмерно обеспокоенным или недовольным чем-либо - выражение его лица говорило: «Я уже был здесь раньше».

Итак, за ночь кучи пластинок побывали на проигрывателе, и участники обеих групп делились с остальными своими музыкальными симпатиями и антипатиями. STONES поставили для BEATLES пять демо-треков, которые они только что записали в IBC Studios, и ещё им просто не терпелось продемонстрировать свою драгоценную коллекцию импортных американских дисков.

Однако они были застигнуты врасплох, когда Джон Леннон довольно-таки пренебрежительно отозвался об одном из их героев, легендарном блюзмене Джимми Риде.

Ещё одной темой для обсуждения стал вопрос зарабатывания денег в музыкальном бизнесе. До этого момента ни одной британской группе не удавалось поддерживать свой коммерческий успех в течение более или менее длительного времени.

Поэтому все думали, что это лишь вопрос времени, и поклонники BEATLES вскоре бросят своих кумиров и отправятся на поиски кого-то еще, кого можно боготворить. В это верили даже сами BEATLES. В тот момент они были озабочены лишь тем, чтобы превратить свой, возможно краткий, всплеск популярности в максимальную финансовую удачу.

Битломания
Битломания

И максимум, на что рассчитывали STONES - тоже ненадолго пробиться на вершину.

Несмотря на то, что в то время BEATLES были самой популярной группой в Англии, возможно, в компании STONES они чувствовали себя в некотором смысле неуютно. Как и большинство мерсисайдцев из Северной Англии, BEATLES очень ревниво относились к любому намеку на снисхождение со стороны своих южных соседей. Они опасались, что их воспринимают как провинциалов или деревенщину. Возможно, именно отсюда и неоднозначные мнения о них: это была оборонительная позиция.

А STONES? О, эти считали себя модными лондонцами, они были просто одержимы тем, чтобы быть крутыми, что предполагало и некоторую сдержанность. Посему их несколько смущали дурацкие выходки BEATLES, и их «банальное» остроумие. Роллинги гордились тем, что создали некий культ среди «правильных» фанатов: представителей богемы, в отличие от истеричных тинейджеров, которые крутились вокруг BEATLES.

Ну да, у них еще не было контракта с лейблами звукозаписи, но они наверняка чувствовали, что он не за горами.

Джону понравилось общаться с Брайаном, возможно, самым музыкально одаренным участником THE STONES. Они выяснили, что у них обоих сыновья по имени Джулиан (сыну Леннона было тогда всего шесть дней), но музыкальные познания Джонса были намного глубже.

Спустя годы Леннон вспомнил, как той ночью Брайан спросил его, на какой губной гармошке Джон играл в Love Me Do: harmonica или harp?

Леннон тогда ещё не мог оценить тонкого различия между этими двумя инструментами, и ответил: «Гармоника с кнопкой», подразумевая хроматическую губную гармошку, которые использовались в джазовых биг-бэндах 40-х и 50-х годов (Леннон украл ее в 1960-м году в музыкальном магазине в Голландии).

Нarp - это диатоническая губная гармошка, она дает меньше нот, но позволяет получить воющий «блюзовый» звук. Все классические блюзмены использовали Нarp, и такой ценитель, как Джонс, мог воспринять хроматическую губную гармошку Джона, как отсталую устаревшую деревенщину.

Что ж, Леннон быстро учился. Шесть недель спустя, 1 июня 1963 года, BEATLES сыграли песню Чака Берри I Got To Find My Baby для радиошоу Би Би Си Pop Goes the Beatles.

Когда ди-джей Ли Питерс, представляя песню, сказал, что Леннон играет на harmonica, Леннон резко оборвал его.

«Нarp! Это Нarp», - сказал Леннон.

«Что такое Нarp?» - спросил Питерс, явно не понимая.

«Я играю на Нarp».

«Ты играешь на Нarp»?

«Я играл на harmonica в Love Me Do. А в этой песне - на Нarp».

Непонимание ди-джея можно объяснить и тем, что в английском слово Harp также означает арфу.

Никакого «соперничества» BEATLES и STONES не было ещё и в помине. Но при всем том, что у них было много общего, участники двух групп признавали, что в чём-то они были антиподами. В январе 1988 года, когда Мик Джаггер вводил BEATLES в Зал славы рок-н-ролла, он подробно рассказывал о своей первой встрече с ними». Он ничуть не считал их милыми парнями. По его словам, они поразили его как «четырехголовый монстр».

Читать также: