Целых девять заданий... Как же их понять? Сегодня мы в этом разберемся раз и навсегда!✊
Рассмотрим все задания. К любому легко вернуться,так как я сделала максимально удобную для восприятия и чтения статью и по ней легко "скакать".😎 Задания из открытого банка ФИПИ. Нашла я их на сайте "решу ОГЭ".
1 задание - изложение
Поговорим про написание изложения. ✏
- Внимательно слушаем текст,пишем конспект. Между словами делаем большие пробелы,чтобы при втором прослушивании что-то добавить и не запутаться. 🗯
- Пишем максимально быстро,сокращая слова.💬
- По данным из интернета,человек может написать 13 слов за минуту,за две - 26.🤔В изначальном тексте около двухсот слов! Когда я сдавала итоговое собеседование,я за две минуты смогла написать около 80-ти слов 😅. Конечно,сокращая что-то.
Как написать?
Вот мы что-то записали.✏Я попробовала что-то изложить. 📝Нашла пробник про книги. 📚
Я избавлялась от лишних повторов и цитат.💸Изначальный текст был на 175.😲Я изложила на 84,а затем еще посокращала и получила 75 слов.😌
Вот изначальный текст:
Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Эвалон гораздо лучше, чем путь домой.
Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.
(175 слов)
Вот мое изложение
Хорошая книга должна быть увлекательной. После прочтения первых страниц не должно возникнуть желания поставить ее на полку. Книга должна быть написана богатым языком,она должна нести глубокий смысл.
Оригинальные идеи тоже делают книгу полезной.
Не стоит увлекаться каким-либо одним родом литературы.
Следует начать с книг из школьной программы. Классическая литература - это обязательная база для каждого человека.
Великие произведения научат вас увидеть красоту мира, понять себя и людей.
Читайте научно-популярную литературу - она даст возможность саморазвитию.
(75 слов)
Как вам?
Не слишком у меня обрывисто получилось? 😅 Или все ок?)
Ладно. Будем считать,что все нормально.👌
Теперь поговорим про тестовую часть
☝️Ее я разбирала в предыдущих статьях. Сейчас продолжим это дело.
- Верно,так как тут действительно предложение осложнено обособленным...и тыры-пыры.
- Неа,это предложение сложноподчиненное, придаточная часть осложнена однородными подлежащими при обобщающем слове.
- Нет,это предложение с разными видами связи — подчинительной и бессоюзной.
- Да,оно правда простое.
- Действительно,это предложение содержит 3 грамматические основы.
Ответ: 145
Задание под номером 3
Я сразу могу сказать,что где кто-то говорит или пишет ставится двоеточие. Еще я вижу перечисление. Начала развиаться: строили церкви,магзины и т.д.
Или вот пример: после слова пример ставится двоеточие.
Или когда Костя сказал: пошлите гулять.
Эти примеры мы видим под цифрами 1 и 5.
Ответ: 15.
Задание 4
Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова постановки в определенном падеже. При управлении в русском языке зависимое слово не изменяется, если изменяется главное слово.
Вот ответ: сообщил с радостью.
Задание 5
- РАЗРЕЖЬТЕ (торт) — в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь. — Верно.
- БЕСЦЕЛЬНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С. — Неверно. В этом слове приставка оканчивается на С, потому что корень начинается с глухого согласного звука, а не со звонкого.
- ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге. — Неверно. Буква А в корне в этом слове пишется, потому что в чередующемся корне -лаг-(-лож-) перед Г пишем А, правописание этого корня можно объяснить и наличием суффикса -А- за корнем.
- НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. — Неверно. НЕ пишется раздельно с кратким причастием: выучены — это краткое причастие.
- ИСПУГАННАЯ (птица) — в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН. — Верно.
Задания по тексту
Задание 6
Для выполнения сдедующих заданий,необходимо прочитать текст.
Текст
(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
– (15)А ты не устал?
– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.
– (20)Они быстро шли?
– (21)Быстро.
– (22)Пешком?
– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.
(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.
– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– (38)Мои сыновья…
(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(41)Нет, не собьёшь старика!
– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
– (45)Мои сыновья…
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
– (47)Мои сыновья…
– (48)Везде поспевали?
– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
– (52)Так и не вернулись?
– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.
(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– (56)Где их могила?
(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.
(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
Теперь задание
- Это верно.
- Нет. Они - солдаты,которые мертвы. А ребятишки молоды.
- Этого в тексте не было. Мы только знаем,что он им рассказывал истории,а помогали ему ребята? - вопрос открытый.
- Да. Это верно.
- Да,ребята действительно пишут о них сочинения.
У меня получились ответы: 145
Задание 7
Фразеологизм (идиома) — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. (Википедия)
Теперь можно сделать задание
- Нет.
- Засыпают вопросами....да.
- Час пробьет. Да.
- Здесь нет
- Здесь тоже нет.
Ответ: 23
Задание 8
В тексте есть вот такой синоним:
(12)И старик отвечает:
Старик.
Сочинение
Задание 9
Как написать сочинение? Нужно прочитать тот текст (мы его уже знаем - про Пешеходовых).
Для каждого номера свои правила. Для 9.1 - раскрыть смысл цитат
В сочинении 9.2 нужно разъяснить смысл предложения из текста. В 9.3-порассуждать о смысле какого-либо человеческого качества.
Структура сочинений
Предлагаю посмотреть на структуры сочинений под разными номерами. Какой план? С чего начать? Вот подсказки:
9.1
9.2
9.3
Какой выбрать?
Какой больше нравится. Мне нравится последний - самый легкий))
Вот как должны быть написаны сочинения (из сайта сдам ОГЭ):
9.1
Известный лингвист А. А. Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Чтобы понять смысл этого высказывания, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис – это раздел грамматики – наука о соединении слов и строении предложений. Автор высказывания убежден, что связь между предметами и явлениями в нашем сознании выражается в том числе и через синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений.
Обратимся к тексту Юрия Яковлева.
Проанализируем грамматический строй предложения 1 (Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий.) Оно представляет собой сложную синтаксическую конструкцию: первая и вторая части предложения связаны подчинительной связью, вторая с третьей – бессоюзной. с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено приложениями (Семён и Василий). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, определяющее тему текста.
Предложения №53-54, напротив, простые, как бы однозначно подводящее итог рассказу старика: эти предложения передают и боль за невернувшихся сыновей, и уверенность, что не зря сыновья погибли. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.
Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.
9.2
Финальные строки текста Юрия Яковлева «И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!» наполнены жизнеутверждающим смыслом. Скольких людей унесла война!.. Но жертвы эти не напрасны, потому что остановлен фашизм, потому что мы живём в мире 70 лет, потому что с благодарностью сохраняют память о героях потомки.
Старик Пешеходов всех погибших солдат считает своими детьми, потому что сроднила его с ними смерть сыновей. Об этом говорится в предложениях 58-60:
«(58)Он говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле».
Горе отца передано в предложении 10: «Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок». Память – единственное, что у него осталось, он хочет, чтобы и не забывали о павших защитниках, поэтому с готовностью отвечает на вопросы ребят, и эти беседы вселяют в старика уверенность, что жизни его и его сыновей прошли не зря.
«Люди, покуда сердца стучатся, помните, какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!», — писал Роберт Рождественский. Пока жива в наших сердцах память, у нас есть прошлое, настоящее и мы смело можем смотреть в будущее.
9.3
Сила духа — одно из главных качеств, делающее человека сильным. Это незаменимое качество, помогающее выжить в трудных жизненных ситуациях. Человек, сильный духом, способен преодолевать, казалось бы, непреодолимые преграды. Величайшее напряжение душевных и физических сил потребовалось от нашего народа, чтобы выстоять в Великой Отечественной войне. О силе духа русских слагаются легенды.
О мужестве и стойкости русских солдат, о силе духа и стремлении любой ценой дойти до Победы рассказывает старик-ветеран. Всех, кто шёл и падал, кто падал и уже не смог подняться, называет старик своими сыновьями. Как горько звучат слова: «Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.» В глазах детей погибшие солдаты не просто люди, а настоящие богатыри, которые хоть и спят в братских могилах, но в тревожный час готовы подняться на защиту Родины.
О судьбе молодой женщины, оставшейся один на один с голодом, разрухой, страхом и смертью я узнала из фильма "Матерь человеческая". Казалось бы, как можно выжить в таких условиях? Но Мария смогла. И не только сама осталась жива: она спасла жизнь детям, потерявшим родителей. Вместе они сеяли хлеб, ухаживали за животными и жили надеждой на возвращение русских солдат, на помощь. И они дождались! Но не было бы у фильма оптимистичного конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм — гимн сильной русской женщине.
Счастье — встретить на своём пути людей, упорных, волевых, стойких. Но стремиться формировать силу духа должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.
Вот так.
В следующей статье я напишу свой вариант сочинения.
До свидания!