Найти тему

Разбор ОГЭ по русскому языку

Оглавление

Целых девять заданий... Как же их понять? Сегодня мы в этом разберемся раз и навсегда!✊

Рассмотрим все задания. К любому легко вернуться,так как я сделала максимально удобную для восприятия и чтения статью и по ней легко "скакать".😎 Задания из открытого банка ФИПИ. Нашла я их на сайте "решу ОГЭ".

1 задание - изложение

Поговорим про написание изложения. ✏

  • Внимательно слушаем текст,пишем конспект. Между словами делаем большие пробелы,чтобы при втором прослушивании что-то добавить и не запутаться. 🗯
  • Пишем максимально быстро,сокращая слова.💬
  • По данным из интернета,человек может написать 13 слов за минуту,за две - 26.🤔В изначальном тексте около двухсот слов! Когда я сдавала итоговое собеседование,я за две минуты смогла написать около 80-ти слов 😅. Конечно,сокращая что-то.

Как написать?

Вот мы что-то записали.✏Я попробовала что-то изложить. 📝Нашла пробник про книги. 📚

Я избавлялась от лишних повторов и цитат.💸Изначальный текст был на 175.😲Я изложила на 84,а затем еще посокращала и получила 75 слов.😌

Вот изначальный текст:

Что такое хо­ро­шая книга? Во-пер­вых, книга долж­на быть увле­ка­тель­ной и ин­те­рес­ной. После про­чте­ния пер­вых стра­ниц не долж­но воз­ни­кать же­ла­ния по­ста­вить её на полку. Речь идёт о кни­гах, за­став­ля­ю­щих нас за­ду­мать­ся, вы­ра­зить эмо­ции. Во-вто­рых, книга долж­на быть на­пи­са­на бо­га­тым язы­ком. В-тре­тьих, она долж­на нести глу­бо­кий смысл. Ори­ги­наль­ные и не­обыч­ные идеи тоже де­ла­ют книгу по­лез­ной.

Не стоит увле­кать­ся каким-либо одним жан­ром или родом ли­те­ра­ту­ры. Так, увле­че­ние толь­ко лишь жан­ром фэн­те­зи спо­соб­но пре­вра­тить мо­ло­дых чи­та­те­лей в го­бли­нов и эль­фов, зна­ю­щих до­ро­гу в Эва­лон го­раз­до лучше, чем путь домой.

  Если вы не чи­та­ли книг из школь­ной про­грам­мы или чи­та­ли их в со­кращённом виде, сле­ду­ет на­чать имен­но с них. Клас­си­че­ская ли­те­ра­ту­ра – это обя­за­тель­ная база для каж­до­го че­ло­ве­ка. В ве­ли­ких про­из­ве­де­ни­ях есть разо­ча­ро­ва­ние и ра­дость, лю­бовь и боль, тра­ге­дия и ко­ме­дия. Они на­учат вас быть чут­ки­ми, эмо­ци­о­наль­ны­ми, по­мо­гут уви­деть кра­со­ту мира, по­нять себя и людей. Есте­ствен­но, чи­тай­те на­уч­но-по­пу­ляр­ную ли­те­ра­ту­ру. Она рас­ши­рит ваш кру­го­зор, сфор­ми­ру­ет зна­ние о мире, по­мо­жет вам опре­де­лить свой путь в жизни, даст воз­мож­ность са­мо­раз­ви­тию. На­де­ем­ся, что эти до­во­ды, при­ведённые в поль­зу чте­ния, сде­ла­ют книгу вашим луч­шим дру­гом.

(175 слов)

Вот мое изложение

Хорошая книга должна быть увлекательной. После прочтения первых страниц не должно возникнуть желания поставить ее на полку. Книга должна быть написана богатым языком,она должна нести глубокий смысл.

Оригинальные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним родом литературы.

Следует начать с книг из школьной программы. Классическая литература - это обязательная база для каждого человека.

Великие произведения научат вас увидеть красоту мира, понять себя и людей.

Читайте научно-популярную литературу - она даст возможность саморазвитию.

(75 слов)

Как вам?

Не слишком у меня обрывисто получилось? 😅 Или все ок?)

Ладно. Будем считать,что все нормально.👌

Теперь поговорим про тестовую часть

☝️Ее я разбирала в предыдущих статьях. Сейчас продолжим это дело.

  1. Верно,так как тут действительно предложение осложнено обособленным...и тыры-пыры.
  2. Неа,это пред­ло­же­ние слож­но­под­чи­нен­ное, при­да­точ­ная часть ослож­не­на од­но­род­ны­ми под­ле­жа­щи­ми при обоб­ща­ю­щем слове.
  3. Нет,это пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи — под­чи­ни­тель­ной и бес­со­юз­ной.
  4. Да,оно правда простое.
  5. Действительно,это предложение содержит 3 грамматические основы.

Ответ: 145

Задание под номером 3

Я сразу могу сказать,что где кто-то говорит или пишет ставится двоеточие. Еще я вижу перечисление. Начала развиаться: строили церкви,магзины и т.д.

Или вот пример: после слова пример ставится двоеточие.
Или когда Костя сказал: пошлите гулять.

Эти примеры мы видим под цифрами 1 и 5.

Ответ: 15.

Задание 4

Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова постановки в определенном падеже. При управлении в русском языке зависимое слово не изменяется, если изменяется главное слово.

Вот ответ: сообщил с радостью.

Задание 5

  1. РАЗ­РЕЖЬ­ТЕ (торт) — в форме по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­ла после ши­пя­щих пи­шет­ся буква Ь.  — Верно.
  2. БЕС­ЦЕЛЬ­НЫЙ — на конце при­став­ки перед бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей звон­кий со­глас­ный звук, пи­шет­ся буква С. —  Не­вер­но. В этом слове при­став­ка окан­чи­ва­ет­ся на С, по­то­му что ко­рень на­чи­на­ет­ся с глу­хо­го со­глас­но­го звука, а не со звон­ко­го.
  3. ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НОЕ — на­пи­са­ние без­удар­ной че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся под­бо­ром од­но­ко­рен­но­го слова, в ко­то­ром этот глас­ный звук на­хо­дит­ся в удар­ном слоге. —  Не­вер­но. Буква А в корне в этом слове пи­шет­ся, по­то­му что в че­ре­ду­ю­щем­ся корне -лаг-(-лож-) перед Г пишем А, пра­во­пи­са­ние этого корня можно объ­яс­нить и на­ли­чи­ем суф­фик­са -А- за кор­нем.
  4. НЕ ВЫ­УЧЕ­НЫ (уроки) — ча­сти­ца НЕ с де­е­при­ча­сти­ем пи­шет­ся раз­дель­но. —  Не­вер­но. НЕ пи­шет­ся раз­дель­но с крат­ким при­ча­сти­ем: вы­уче­ны — это крат­кое при­ча­стие.
  5. ИС­ПУ­ГАН­НАЯ (птица) — в пол­ном стра­да­тель­ном при­ча­стии про­шед­ше­го вре­ме­ни со­вер­шен­но­го вида пи­шет­ся НН. — Верно.

Задания по тексту

Задание 6

Для выполнения сдедующих заданий,необходимо прочитать текст.

Текст

(1)Когда в Бе­ло­зер­ской школе пишут со­чи­не­ние о войне, учи­те­ля знают: у кого-то в тет­рад­ке обя­за­тель­но по­явят­ся сы­но­вья Пе­ше­хо­до­ва – Семён и Ва­си­лий. (2)Сы­но­вья или ки­нут­ся под танк, или ока­жут­ся в го­ря­щем Ста­лин­гра­де, или спа­сут пол­ко­вое знамя. (3)И, про­чи­тав, к при­ме­ру, о том, что Семён и Ва­си­лий пер­вы­ми та­ра­ни­ли фа­шист­ский «мес­сер», учи­те­ля не воз­му­ща­ют­ся и не дают волю крас­но­му ка­ран­да­шу. (4)Они знают, в чём дело.

(5)В вос­крес­ные дни в люд­ных ме­стах Бе­ло­зер­ска по­яв­ля­ет­ся ста­рик с вы­цвет­ши­ми гла­за­ми. (6)Былой цвет опре­де­лить труд­но, слов­но глаза за­во­лок­ло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На ста­ри­ке сол­дат­ская гим­настёрка.

(8)Пе­ше­хо­дов не за­дер­жи­ва­ет­ся среди взрос­лых, его луч­шие при­я­те­ли и слу­ша­те­ли – ре­бят­ня. (9)Эти за­сы­па­ют во­про­са­ми, на ко­то­рые он от­ве­ча­ет с ве­ли­кой охо­той. (10)Более того, он ждёт этих во­про­сов и, от­ве­чая на них, ис­пы­ты­ва­ет уди­ви­тель­ное чув­ство, зна­ко­мое лишь за­сы­ха­ю­ще­му де­ре­ву, когда на его уз­ло­ва­той мёртвой ветке не­ожи­дан­но за­зе­ле­не­ет ли­сток.

– (11)Де­душ­ка Пе­ше­хо­дов, верно, что ты на войне до Бер­ли­на пеш­ком дошёл? – спра­ши­ва­ет ста­ри­ка кто-то из ма­лень­ких со­бе­сед­ни­ков.

(12)И ста­рик от­ве­ча­ет:

– (13)Прошёл до Бер­ли­на… пеш­ком. (14)И фа­ми­лия моя по­то­му Пе­ше­хо­дов.

– (15)А ты не устал?

– (16)Устал. (17)Что по­де­ла­ешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сы­но­вей так и не до­гнал.

– (20)Они быст­ро шли?

– (21)Быст­ро.

– (22)Пеш­ком?

– (23)Пеш­ком. (24)Они же у меня Пе­ше­хо­до­вы… (25)Толь­ко сы­но­вья мо­ло­же. (26)Ноги у них рез­вые. (27)Я не по­спе­вал за ними.

(28)По­сте­пен­но кру­жок слу­ша­те­лей уве­ли­чи­ва­ет­ся. (29)При­хо­дят но­вич­ки и те, кто уже много раз слу­шал де­душ­ку Пе­ше­хо­до­ва. (30)Эти за­ра­нее знают его от­ве­ты, но тер­пе­ли­во мол­чат. (31)У них со ста­ри­ком как бы разыг­ры­ва­ет­ся спек­такль. (32)И каж­дый хо­ро­шо знает свою роль.

– (33)Де­душ­ка Пе­ше­хо­дов, – уже в ко­то­рый раз спра­ши­ва­ют ре­бя­та, – а кто в пер­вый день войны встре­тил нем­цев под Бугом?

– (34)Мои сы­но­вья, Семён и Ва­си­лий, – как бы впер­вые от­ве­ча­ет ста­рик.

– (35)А кто в Ста­лин­гра­де стоял до по­след­не­го ды­ха­ния?

– (36)Мои сы­но­вья, Семён и Ва­си­лий.

– (37)А кто гру­дью упал на вра­же­скую ам­бра­зу­ру?

– (38)Мои сы­но­вья…

(39)И тут, как бы желая за­дать ста­ри­ку за­да­чу, кто-ни­будь обя­за­тель­но спра­ши­ва­ет:

– (40)Как же они до Бер­ли­на дошли, если гру­дью на ам­бра­зу­ру, а там пулемёт?

(41)Нет, не собьёшь ста­ри­ка!

– (42)Они под­ня­лись с ам­бра­зу­ры и за­ша­га­ли даль­ше, – не­воз­му­ти­мо от­ве­ча­ет он, и в его гла­зах, за­сте­лен­ных дымом, про­сту­па­ет такая не­по­ко­ле­би­мая уве­рен­ность, что никто из слу­ша­те­лей уже не ре­ша­ет­ся усо­мнить­ся в сло­вах ста­ро­го сол­да­та.

(43)А к тому вре­ме­ни уже го­то­вы новые во­про­сы, и ста­рик от­ве­ча­ет на них сдер­жан­но и до­стой­но.

– (44)А на Кур­ской дуге кто за­дер­жал «тиг­ров» и «фер­ди­нан­дов»?

– (45)Мои сы­но­вья…

– (46)А кто в Бер­ли­не Крас­ное знамя над рейхс­та­гом под­нял?

– (47)Мои сы­но­вья…

– (48)Везде по­спе­ва­ли?

– (49)Везде. (50)Ноги у них мо­ло­дые. (51)Шли, шли без от­ды­ха, а вер­нуть­ся с войны домой сил не хва­ти­ло.

– (52)Так и не вер­ну­лись?

– (53)Так и не вер­ну­лись. (54)Спят в мо­ги­ле.

(55)И тогда кто-то из ребят ре­ша­ет­ся спро­сить:

– (56)Где их мо­ги­ла?

(57)Ста­рик рас­прям­ля­ет­ся, и веч­ный дым, сто­я­щий в его гла­зах, раз­ве­и­ва­ет­ся. (58)Он го­во­рит:

– (59)Мои сы­но­вья спят во всех сол­дат­ских мо­ги­лах. (60)По всей род­ной земле.

(61)И от­то­го, что сы­но­вья де­душ­ки Пе­ше­хо­до­ва спят во всех брат­ских мо­ги­лах, дет­ские го­ря­чие умы снова пре­вра­ща­ют их в бы­лин­ных ге­ро­ев, го­то­вых проснуть­ся, когда пробьёт час!

 Теперь задание

  1. Это верно.
  2. Нет. Они - солдаты,которые мертвы. А ребятишки молоды.
  3. Этого в тексте не было. Мы только знаем,что он им рассказывал истории,а помогали ему ребята? - вопрос открытый.
  4. Да. Это верно.
  5. Да,ребята действительно пишут о них сочинения.

У меня получились ответы: 145

Задание 7

Решу ОГЭ
Решу ОГЭ
Фразеологизм (идиома) — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. (Википедия)

Теперь можно сделать задание

  1. Нет.
  2. Засыпают вопросами....да.
  3. Час пробьет. Да.
  4. Здесь нет
  5. Здесь тоже нет.

Ответ: 23

Задание 8

В тексте есть вот такой синоним:

(12)И ста­рик от­ве­ча­ет:

Старик.

Сочинение

Задание 9

Как написать сочинение? Нужно прочитать тот текст (мы его уже знаем - про Пешеходовых).

Для каждого номера свои правила. Для 9.1 - раскрыть смысл цитат

В сочинении 9.2 нужно разъяснить смысл предложения из текста. В 9.3-порассуждать о смысле какого-либо человеческого качества.

Структура сочинений

Предлагаю посмотреть на структуры сочинений под разными номерами. Какой план? С чего начать? Вот подсказки:

9.1

9.2

9.3

Примр о дружбе
Примр о дружбе

Какой выбрать?

Какой больше нравится. Мне нравится последний - самый легкий))

Вот как должны быть написаны сочинения (из сайта сдам ОГЭ):

9.1

Из­вест­ный линг­вист А. А. Ре­фор­мат­ский го­во­рил: «Что же в языке поз­во­ля­ет ему вы­пол­нять его глав­ную роль – функ­цию об­ще­ния? Это син­так­сис». Чтобы по­нять смысл этого вы­ска­зы­ва­ния, нужно вы­яс­нить зна­че­ние слова «син­так­сис». Син­так­сис – это раз­дел грам­ма­ти­ки – наука о со­еди­не­нии слов и стро­е­нии пред­ло­же­ний. Автор вы­ска­зы­ва­ния убеж­ден, что связь между пред­ме­та­ми и яв­ле­ни­я­ми в нашем со­зна­нии вы­ра­жа­ет­ся в том числе и через син­так­си­че­ские нормы по­стро­е­ния сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний.

Об­ра­тим­ся к тек­сту Юрия Яко­вле­ва.

Про­ана­ли­зи­ру­ем грам­ма­ти­че­ский строй пред­ло­же­ния 1 (Когда в Бе­ло­зер­ской школе пишут со­чи­не­ние о войне, учи­те­ля знают: у кого-то в тет­рад­ке обя­за­тель­но по­явят­ся сы­но­вья Пе­ше­хо­до­ва – Семён и Ва­си­лий.) Оно пред­став­ля­ет собой слож­ную син­так­си­че­скую кон­струк­цию: пер­вая и вто­рая части пред­ло­же­ния свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью, вто­рая с тре­тьей – бес­со­юз­ной. с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным. Кроме того, пред­ло­же­ние ослож­не­но при­ло­же­ни­я­ми (Семён и Ва­си­лий). Это поз­во­ля­ет ав­то­ру со­ста­вить ёмкое вы­ска­зы­ва­ние, опре­де­ля­ю­щее тему тек­ста.

Пред­ло­же­ния №53-54, на­про­тив, про­стые, как бы од­но­знач­но под­во­дя­щее итог рас­ска­зу ста­ри­ка: эти пред­ло­же­ния пе­ре­да­ют и боль за не­вер­нув­ших­ся сы­но­вей, и уве­рен­ность, что не зря сы­но­вья по­гиб­ли. Так, ре­сур­сы син­так­си­са по­мо­га­ют точно и связ­но вы­ра­зить ав­тор­ский за­мы­сел.

Под­во­дя итог на­ше­го рас­суж­де­ния, при­хо­дим к вы­во­ду, что Ре­фор­мат­ский был прав в утвер­жде­нии важ­ной роли син­так­си­са для вы­ра­же­ния от­но­ше­ния го­во­ря­ще­го к окру­жа­ю­ще­му миру.

9.2

Фи­наль­ные стро­ки тек­ста Юрия Яко­вле­ва «И от­то­го, что сы­но­вья де­душ­ки Пе­ше­хо­до­ва спят во всех брат­ских мо­ги­лах, дет­ские го­ря­чие умы снова пре­вра­ща­ют их в бы­лин­ных ге­ро­ев, го­то­вых проснуть­ся, когда пробьёт час!» на­пол­не­ны жиз­не­утвер­жда­ю­щим смыс­лом. Сколь­ких людей унес­ла война!.. Но жерт­вы эти не на­прас­ны, по­то­му что оста­нов­лен фа­шизм, по­то­му что мы живём в мире 70 лет, по­то­му что с бла­го­дар­но­стью со­хра­ня­ют па­мять о ге­ро­ях по­том­ки.

Ста­рик Пе­ше­хо­дов всех по­гиб­ших сол­дат счи­та­ет сво­и­ми детьми, по­то­му что срод­ни­ла его с ними смерть сы­но­вей. Об этом го­во­рит­ся в пред­ло­же­ни­ях 58-60:

«(58)Он го­во­рит:

– (59)Мои сы­но­вья спят во всех сол­дат­ских мо­ги­лах. (60)По всей род­ной земле».

Горе отца пе­ре­да­но в пред­ло­же­нии 10: «Более того, он ждёт этих во­про­сов и, от­ве­чая на них, ис­пы­ты­ва­ет уди­ви­тель­ное чув­ство, зна­ко­мое лишь за­сы­ха­ю­ще­му де­ре­ву, когда на его уз­ло­ва­той мёртвой ветке не­ожи­дан­но за­зе­ле­не­ет ли­сток». Па­мять – един­ствен­ное, что у него оста­лось, он хочет, чтобы и не за­бы­ва­ли о пав­ших за­щит­ни­ках, по­это­му с го­тов­но­стью от­ве­ча­ет на во­про­сы ребят, и эти бе­се­ды все­ля­ют в ста­ри­ка уве­рен­ность, что жизни его и его сы­но­вей про­шли не зря.

«Люди, по­ку­да серд­ца сту­чат­ся, пом­ни­те, какою ценой за­во­е­ва­но сча­стье, по­жа­луй­ста, пом­ни­те!», — писал Ро­берт Рож­де­ствен­ский. Пока жива в наших серд­цах па­мять, у нас есть про­шлое, на­сто­я­щее и мы смело можем смот­реть в бу­ду­щее.

9.3

Сила духа — одно из глав­ных ка­честв, де­ла­ю­щее че­ло­ве­ка силь­ным. Это не­за­ме­ни­мое ка­че­ство, по­мо­га­ю­щее вы­жить в труд­ных жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях. Че­ло­век, силь­ный духом, спо­со­бен пре­одо­ле­вать, ка­за­лось бы, не­пре­одо­ли­мые пре­гра­ды. Ве­ли­чай­шее на­пря­же­ние ду­шев­ных и фи­зи­че­ских сил по­тре­бо­ва­лось от на­ше­го на­ро­да, чтобы вы­сто­ять в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне. О силе духа рус­ских сла­га­ют­ся ле­ген­ды.

О му­же­стве и стой­ко­сти рус­ских сол­дат, о силе духа и стрем­ле­нии любой ценой дойти до По­бе­ды рас­ска­зы­ва­ет ста­рик-ве­те­ран. Всех, кто шёл и падал, кто падал и уже не смог под­нять­ся, на­зы­ва­ет ста­рик сво­и­ми сы­но­вья­ми. Как горь­ко зву­чат слова: «Шли, шли без от­ды­ха, а вер­нуть­ся с войны домой сил не хва­ти­ло.» В гла­зах детей по­гиб­шие сол­да­ты не про­сто люди, а на­сто­я­щие бо­га­ты­ри, ко­то­рые хоть и спят в брат­ских мо­ги­лах, но в тре­вож­ный час го­то­вы под­нять­ся на за­щи­ту Ро­ди­ны.

О судь­бе мо­ло­дой жен­щи­ны, остав­шей­ся один на один с го­ло­дом, раз­ру­хой, стра­хом и смер­тью я узна­ла из филь­ма "Ма­терь че­ло­ве­че­ская". Ка­за­лось бы, как можно вы­жить в таких усло­ви­ях? Но Мария смог­ла. И не толь­ко сама оста­лась жива: она спас­ла жизнь детям, по­те­ряв­шим ро­ди­те­лей. Вме­сте они сеяли хлеб, уха­жи­ва­ли за жи­вот­ны­ми и жили на­деж­дой на воз­вра­ще­ние рус­ских сол­дат, на по­мощь. И они до­жда­лись! Но не было бы у филь­ма оп­ти­ми­стич­но­го конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм — гимн силь­ной рус­ской жен­щи­не.

Сча­стье — встре­тить на своём пути людей, упор­ных, во­ле­вых, стой­ких. Но стре­мить­ся фор­ми­ро­вать силу духа дол­жен каж­дый че­ло­век, по­то­му что вы­дер­жать жиз­нен­ные ис­пы­та­ния под силу толь­ко таким людям.

Вот так.

В следующей статье я напишу свой вариант сочинения.

До свидания!