86-летний французский актер Ален Делон решился на эвтаназию. По его словам, «с определенного возраста мы имеем право свалить к черту по-тихому — без больниц, уколов и всего прочего». Актер уже написал завещание, но дату проведения процедуры еще не назвал. Вспоминаем культовые роли Алена Делона, которые навсегда останутся в памяти поклонников.
Талантливый мсье Делон
1959 год, Италия. Знаменитый французский режиссер Рене Клеман снимает картину «На ярком солнце». На съемочной площадке начинается скандал, и главная роль переходит к молодому Алену Делону. Ранее он появлялся лишь во второсортных фильмах и получил известность «только благодаря красивому лицу». После выхода этой ленты 24-летний актер-самоучка станет популярным на весь мир.
«На ярком солнце» — первая экранизация знаменитого романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». По мнению кинокритиков, Делон привнес в образ авантюриста те черты, которые не смог передать никто из последующих обладателей роли Тома Рипли — «душу дьявола с ликом ангела». Актера замечали не только благодаря внешности, но и тонкой игре и исключительной харизме.
После выхода в прокат картину сразу же включили в списки лучших фильмов. Она входит туда и сейчас. Уже больше 60 лет зрители помнят коварную и в то же время привлекательную улыбку Алена Делона. Чтобы детальнее описать игру актера, вряд ли есть смысл подбирать десятки эпитетов. Достаточно сказать, что по необъяснимым причинам хочется, чтобы в финале бесчувственный убийца Том Рипли не попался полиции, а так и остался лежать под зонтиком и пить «самый дорогой коктейль».
Харизматичный, плохой, злой
После работы с Клеманом Ален Делон стал известным далеко не только во Франции. Спустя два года он снялся у Микеланджело Антониони в фильме «Затмение». Когда картина появилась в прокате, итальянский режиссер превратился в одного из «титанов кинематографа», и в этом есть заслуга Делона. Артист воплотил на экране образ духовно пустого человека. Позже эта роль вошла в учебники по киноискусству как образец актерского мастерства.
В фильме «На ярком солнце» каждая сцена в безоблачном Риме сопровождается заводными мелодиями великого Нино Роты, который впоследствии напишет культовый саундтрек к «Крестному отцу». В «Затмении» все иначе: Рим здесь пустой и безлюдный, а вместо закадровой музыки зритель слышит только тишину. Черно-белая палитра еще больше усиливает холод и мрак, которые заметны уже в названии.
Однако между картинами есть сходство — игра Алена Делона. В обеих лентах актеру словно досталось несколько ролей: с каждой минутой он перевоплощается в другого человека, обладает иным характером. В первом акте фильма «Затмение» главный герой — харизматичный, дерзкий, уверенный в себе мужчина. Этот образ будет появляться на протяжении всей карьеры Делона. В середине картины он — уже как обольститель женщин — кажется наполовину Марлоном Брандо из «Последнего танго в Париже», наполовину Адриано Челентано из «Укрощения строптивого». В финале же герой предстает пустым, грубым или, как сказала кинокритик Зинаида Пронченко, «глупым» человеком.
После выхода ленты «На ярком солнце» Ален Делон получил широкую известность, но именно работа с Антониони укрепила его позиции в мировом кинематографе.
«Ален Всемогущий»
Проходит 10 лет. За это время Делон снялся более чем в 30 фильмах. Среди них есть те, о которых слышал даже самый непросвещенный зритель: горячо любимый в СССР «Черный тюльпан», гангстерская драма «Борсалино» с Жан-Полем Бельмондо и не нуждающийся в представлении «Леопард» Висконти. Тогда же Делону предложили роль в фильме «Двое в городе». Она стала одной из самых выдающихся в карьере актера. В этой картине он перевоплощается в Джино Страблиджи, грабителя банков. Спустя долгое время преступник выходит на свободу и пытается начать новую жизнь.
Такую завязку сюжета зритель видел в десятках лент периода расцвета гангстерского кино, однако фильм «Двое в городе» имеет отличительную особенность. Он буквально наполнен трагизмом и может посоревноваться в количестве вызывающих слезы моментов с «Титаником» и «Зеленой милей». Драматизм и воздействие на эмоции проявляются во многом благодаря Алену Делону.
Вновь актер играет противоречивого персонажа, отражает две крайности человеческого характера. С одной стороны, Джино Страблиджи — уголовник, с другой — любящий муж. Ален Делон словно соединяет в этом фильме два своих известных амплуа: гангстера, как в «Сицилийском клане» и «Борсалино», и одновременно верного любовника, как в «Кристине» и «Первой ночи покоя».
Картина «Двое в городе» кажется первым подытогом творчества актера: практически все шедевры уже сняли. Дальше его ждет далеко не такое количество выдающихся ролей, как раньше. Артист будто ощущает то же самое, что и его персонаж в финале фильма. Только вот Джино Страблиджи боится смерти, а Делон — угасания.
«Да здравствует Цезарь!»
Тем не менее актер продолжает сниматься в кино и будет это делать еще более 35 лет. Среди не самых лучших боевиков и детективов выделяется всего тройка фильмов: необычный для амплуа Алена Делона «Мсье Кляйн», «Новая волна» великого Жан-Люка Годара и «Зорро». Последний стал культовым, но только для советского человека. По непонятным причинам в СССР картину посмотрели 55,3 миллиона зрителей, в то время как на родине Делона продали чуть больше миллиона билетов.
Его предпоследняя роль в карьере — Гай Юлий Цезарь в фильме «Астерикс на Олимпийских играх». Если лента «Двое в городе» — едва заметный итог после всех выдающихся работ, то в этой комедии Делон метафорически завершает творческий путь.
Вряд ли можно описать карьеру актера лучше, чем он это делает сам, поэтому вспомним самовлюбленный, но без сомнений правдивый монолог Алена Делона из этого фильма. «Цезарь — бессмертен…надолго! Цезарь всего достиг, всех покорил!», — сказал герой, стоя перед зеркалом.