Найти тему
О! СЮЖЕТ

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их.

Сегодня четверг, а значит будет Брэдбери. Наша постоянная читательница и мой первый критик Светлана В. любит фантастику, поэтому я решила совместить её пожелание и план публикаций. Итак, встречайте Рэя Брэдбери и его знаменитую антиутопию "451 градус по Фаренгейту".

Власти страны будущего завели специальный отдел пожарной охраны с полицейскими полномочиями. Его задача обнаруживать и уничтожать... книги. Пожарная бригада использует огнемёт, который при 451 градусе по Фаренгейту (или 232 градусах по Цельсию) сжигает обнаруженные в тайниках граждан библиотеки и отдельные книги.

Все изображения в статье - интернет.
Все изображения в статье - интернет.

Люди будущего, о котором идёт речь в романе, живут, не зная угрызений совести и моральных страданий. Это обыватели, довольные жизнью. Всё свободное время они тратят на просмотр примитивных телешоу, бессмысленных передач и фильмов. Цель режима - оглупление людей, чтобы взрастить удобное для себя общество, не способное самостоятельно и критически мыслить, которое никогда не восстанет против власти.

Пожарный Гай Монтэг полностью убеждён в правильности подобных традиционных взглядов и страстно увлечён своим благородным делом. А перспективы карьерного роста в его ведомстве вдохновляют Монтэга. Он необразован, как практически все люди будущего, но любопытен и скептически настроен. А вот его жена Милдред идеально вписывается в систему общественных ценностей. Саму систему достойно представляет шеф Гая, капитан Битти.

Однако, в любом тоталитарном обществе находятся люди, которые оппозиционно настроены к системе и пытаются иметь своё собственное мнение. Как, например, бывший профессор литературы Фабер и молодая диссидентка Кларисса Мак-Клеллан.

У Гая и его коллег дело спорится, они на самом деле работают "с огоньком", находя книги и уничтожая их огнемётами. Протестовать незаконно: чтение и владение книгами запрещено государством. Несоблюдение этого закона влечёт за собой суровое наказание. Жилища нарушителей закона подлежат сожжению. Диссидентов наказывают безжалостно, их книги и дома сжигаются. У пожарного отдела даже имеется в арсенале "механическая собака" - искусственная форма жизни для погони за врагами системы.

-2

Но однажды Монтэг встречает молодую, красивую Клариссу и получает свой первый импульс к развитию критического восприятия действительности. Девушка выросла в необычной для того времени семье, где любят природу, литературу, искусство, и где не смотрят телевизор. Кларисса входит в группу диссидентов, которые наизусть выучивают целые книги и пересказывают их друг другу, обмениваясь подобными устными книгами. Такую библиотеку не сожжёт ни один огнемёт.

Милдред, хоть и старше Клариссы, но она абсолютно не зрелая и не думающая. Бытие определило её сознание и форму мышления. Даже нелепую попытку покончить жизнь самоубийством женщина делает не под влиянием внутренних переживаний, а насмотревшись какой-то ерунды по телевизору.

Гай всё чаще видится с Клариссой, постепенно начиная догадываться, что она убежденный противник системы. С другой стороны, ему начинает казаться, что он влюблён в неё. Кларисса оказывает на него всё большее влияние.

Тем временем на работе Гая происходит случай, который потряс его до глубины души. Женщина, уличённая в хранении книг, облила себя керосином и погибла вместе со своими книгами.

Все эти события и встречи влияют на ход мыслей Гая, и он решается тайком прочитать книгу, предназначенную для сожжения. Он начинает читать, и тут в его голову вкрадываются сомнения о правильности его жизни и непогрешимости системы. С этих пор его работа доставляет ему всё меньше удовлетворения, он мысленно отдаляется всё дальше от государства и власти, которым служит.

-3

Вскоре Монтэг понимает, что это бесчеловечный режим. В этот момент он встречает в парке старого человека по имени Фабер. Профессор становится наставником Гая в части развития его новой личности. Он рассказывает ученику, что работает над открытием тайной типографии, где будут вновь печатать книги.

Клариссу сбивает машина и девушка погибает. Гай в отчаянии, он отказывается идти на работу, которую теперь ненавидит. Но его босс Битти проводит с ним воспитательную работу и делает внушение о правильности существующего уклада жизни. Понятно, что книги уже в опале, но вот учебники, те немногие, что остались, как быть с ними? Битти считает, что они должны сокращаться до минимума, чтобы между первым и последним словом помещались минимум слов и информации. Многие знания - многие печали. Книга в руках человека - бомба замедленного действия. Для правильной жизни в правильной стране нужны не книги, а технологии; не знания, а навыки; не профессии, а ремёсла.

Гай решает приобщить к чтению свою жену и её подруг и тайно приносит с работы несколько книг, но безуспешно. Однако, тем поступком он навлекает на себя беду. Его направляют сжечь свой собственный дом. Как выяснилось, в пожарный отдел поступил сигнал от его жены. И Гай по приказу сам сжигает книги и своё жилище.

-4

Шеф Битти находит рацию, по которой Монтэг связывался с профессором, и теперь жизнь Фабера под угрозой. Гай, спасая его, направляет огнемёт на Битти и убивает его. Теперь Монтэг сам является государственным преступником и объявлен в розыск. Он присоединяется к группе диссидентов. Гай со своими новыми друзьями покидает город. Эти люди надеются, что в будущем они смогут сюда вернуться и построить новое общество.

Но в это время начинается ядерная война, которая словно ждала своего часа. История заканчивается бомбардировкой города, в результате чего он был полностью уничтожен.

Вот такая антиутопия. Фантастика, в которой реальности чуть больше, чем нужно для того, чтобы так называться. С поправками на сегодняшний день сюжет выглядит достаточно правдиво и жизнеспособно. Полагаю, что прежде всего он не оставит равнодушными родителей школьников и учителей. Поскольку идеи этого "общества будущего", изложенные Брэдбери в 1953 году, находят своё воплощение в оптимизации отечественного образования в наши дни.

Согласны?

P.S. Роман имеет две экранизации - 1966 и 2018гг. Рейтинг и рецензии у старого фильма Франсуа Трюффо в два раза выше, чем у нового. Я смотрела только старый и тоже могу его порекомендовать.