Стой! Кто идет?
Нынче ж оловянные солдатики
Здесь, на старой карте, стали в строй.
Владимир Высоцкий
В докомпьютерную эру игра в солдатики была, вероятно, самой популярной игрой для мальчишек не одного века. Оловянные и железные, пластмассовые и картонные, они были героями сказочников Андерсена и Гофмана, любимым подарком на Рождество и именины, объектом постоянного апгрейда и, в особо запущенных случаях, дорогостоящим хобби. Ну, и попутно выполняли важную идеологическую функцию государства – давали мощный заряд неглупым от природы людям становиться разновидностью пушечного мяса, обеспечивающего защиту интересов власти и олигархии разных времен и национальностей.
Но вот подошло к концу второе тысячелетие от Рождества Христова, и вместе с ним перевернулись многие страницы. Детишки давно играют только в компьютерные стрелялки, смотрят супергеройские аттракционы на высокотехнологических гаджетах и вовсе не стремятся бегать в камуфляже на больших манёврах. И, вышедший, кажется, совсем недавно, в 1998 году, ровесник «Матрицы», фильм Джо Данте «Солдатики» переместился в ретро практически сразу, через, буквально, несколько лет.
Корпорация по производству игрушек запускает новую партию солдатиков. Брутальные коммандос против пацифистских гаргонитов из другого мира. Рельефная пластмасса, прокаченное вооружение и чипы, разработанные в военном ведомстве. Час Х наступает несколько преждевременно и, громя все, что попадается под руку, отряд десантников продвигается к своему электрическому концу. Мальчик последнего периода детства Грегори Смит, девочка первого периода юности Кирстен Данст, а также их родители с переменным успехом применяют бадминтонную ракетку, метлу и другие подручные материалы в борьбе с подчиненными майора Чипа Душегуба. До финального страстного, но неумелого поцелуя наших героев на фоне полуразрушенного жилища, которое незамедлительно оплачивает звериная капиталистическая Америка.
Поднаторевший в «Гремлинах» и «Внутреннем пространстве» знаменитый режиссер формата видеокассет Джо Данте в очередной раз поиграл с бутафорией, гримом и пространственной перспективой, легонько покусывая государственный милитаризм. Обязательные отсылки к легким боевикам тех времен и более серьезному кино, вроде «Апокалипсиса сегодня» уже практически не чувствуются, но они есть. Как и есть нечто иное, неуловимое, для которого придуман термин «ламповое, тёплое». Когда не смотришь фильм, переживая за главных героев (ну, вряд ли кто всерьез опасался за пластмассовый глаз на ножках или бывшую брутальную вампиршу Кирстен Данст), а просто визуально играешь в игру своего детства. Не в пиксельные, а в металлические танчики, расставляя их по коврам и диванам, а не в базовых локациях успешных геймерских компаний. Ручки-то помнят.
Обязательный к анализу набор кинематографических компонентов (сценарий, монтаж, музыка, операторские находки, актерская игра и прочее, прочее) здесь изначально не на том уровне, чтобы заговаривать о каких-то достижениях или, упаси боже, престижных премиях. Это просто старая, ностальгическая лента для настроения для мальчиков возраста Квартета И. Когда, не задумываясь, лазили на столбы с высоким напряжением. Когда многофунциональный пластмассовый автомат ценился гораздо больше обнимашек на молодежных пати. Когда шел по жизни, смеясь, несмотря на легкий беспорядок, оставленный за спиной. И все было четко и понятно. Шварценеггер сильнее Сталлоне, человек против Хищника, а желтый потрепанный рубль надо потратить на сеанс в салоне, а не на 13 коржиков.
В детских магазинах солдатиков все меньше и меньше. Да, почему-то они какие-то футуристические, ломкие. С непонятной надписью про чайну на подошвах.