Друзья, наверное, каждый кто учился на художника знает о том, как вредны краски. Сегодня мы поговорим об акварели. О том, на сколько она токсична, как накапливается в организме и выводится или нет.
Детская акварель, естественно, в большинстве своем, состоит из пищевых красителей, но профессиональная акварель состоит из пигментов и связующих веществ. Что такое пигменты? Это, как правило, перетертые минералы. В редких случаях акварель органическая растительного и животного происхождения, например кармин (кошениль).
Минеральные пигменты бывают натурального происхождения (например сиены, охры, умбры) и искусственного (например, пигменты, представляющие окиси тяжёлых металлов, соли различного происхождения). Так какие же из них токсичные, а какие нет? И насколько они опасны для здоровья?
Перечислю то, что мне удалось найти и исследовать на просторах интернета.
Высокотоксичные и канцерогенные пигменты:
1. Жженая или нежженая умбра – оксиды железа, силикаты или двуокись марганца.
2. Красный или оранжевый кадмий – сульфид или селенид кадмия.
3. Желтый кадмий – сульфид кадмия.
4. Хромовая зелень – хромат свинца.
5. Неаполитанская желтая – сурьмянокислый свинец.
6. Искусственная киноварь – сульфид ртути.
Слаботоксичные пигменты:
1. Газовая сажа – углерод.
2. Небесно-голубой – станнат кобальта.
3. Кобальтовый синий – станнат кобальта.
4. Окись хрома зеленая – окись хрома.
5. Берлинская лазурь – ферроцианид железа.
6. Белила цинковые – окись цинка.
Опасность состоит в том, что свинец, мышьяк, сурьма, кадмий, хром, кобальт, марганец, ртуть (киноварь) могут попасть в пищеварительную систему, если художник держит кисть во рту, облизывает кончик кисти, чтобы придать форму, использует стакан для рисования, а потом пьет из него, не моет руки после творческого процесса. Безвредных пигментов, к сожалению не бывает.
Но не буду сильно нагнетать обстановку, все акварельные краски не содержат токсичных веществ в таком количестве, чтобы навредить человеческому организму. Могу предположить, что только съев пару килограмм краски, будет высокий уровень токсичности. Но проблема в том, что некоторые из этих токсичных веществ накапливаются и плохо выводятся из организма. Поэтому, может это и не плохо, когда наступает период творческого выгорания и нужно отдохнуть. В этот отрезок времени не только отдыхает мозг, перезапускается творческое мышление, но еще оказывается, выводятся токсичные вещества с нашего организма.
Правила:
1. Лучше не сушить феном акварельные работы, чтобы не допустить пересыхания и попадания пигмента в воздух.
2. Стакан, банка для воды тарелка, используемая в место палитры, не должны после использоваться на кухне.
3. Не держите во рту кисти и не облизывайте ворс для придания формы.
4. Плотно закрывайте краски и не держите их в помещении, где находитесь постоянно и где нет вентиляции. Хорошо проветривайте помещение.
5. О вреде для маленьких детей и животных я думаю и говорить не стоит, тут, итак, все понятно.
6. После творческого процесса вылейте воду из стакана сразу, не позволяйте ей долго стоять и испаряться.
7. Мойте руки после рисования.
Мой вывод такой, если держать творческое место в чистоте и соблюдать простые правила безопасности, то вред сводится практически к нулю. Акварель, по сравнению с другими формами живописи, где есть лаки и растворители, на одном из первых мест по безопасности. Но молоко за вредность на производстве прекрасного, не помешает)