Найти тему
Библиотеки Коломны

Пушкин, Гоголь, Блок и другие законодатели моды выразительного чтения

- Читай выразительно! Расскажи стихотворение с выражением!

- …

- Нет, не так! Автор подразумевал не это! Интонация и смысл расходятся!

(*звуки эмоционального чтения с надрывом и патетикой*)

Часто ли задумывались в школе, как нужно читать стихотворение про весну, березку или безответную любовь? Что на самом деле имел в виду автор, и как читал стихотворение автор? Давайте совершим небольшой экскурс в историю выразительного чтения.

В Древней Греции изучали Гомера и других поэтов, причем обычно и музыке, и декламации обучал один и тот же педагог.

В русской школе обучение устной речи входило в педагогический процесс с первых лет существования школы. Древнерусскую литературу обыкновенно рассматривают как книжную, между тем она была литературой звучащей. Такие жанры, как проповедь, были рассчитаны на устное произнесение. Поучения, жития святых, псалмы читались вслух и не только в церкви, но и в семьях.

Самое большое влияние на развитие в России искусства звучащего слова оказал в 20-30-е гг. А. С. Пушкин.
Самое большое влияние на развитие в России искусства звучащего слова оказал в 20-30-е гг. А. С. Пушкин.

Самое большое влияние на развитие в России искусства звучащего слова оказал в 20-30-е гг. А. С. Пушкин. Один из современников, вспоминая чтение поэтом трагедии «Борис Годунов», пишет, что вместо высокопарного языка богов прозвучала простая, ясная, обыкновенная и между тем поэтическая и увлекательная речь[1]. Но А. С. Пушкин, видимо, читал свои произведения по-разному, стихи - несколько напевно. Его чтение вызывало подражания.

С 40-х гг. XIX в. начинается история художественного чтения. Впервые организуются публичные чтения поэтических произведений не в салонах и гостиных, а в сравнительно больших аудиториях.

Большую поддержку возникающему новому искусству оказал Н. В. Гоголь. Сам он был великолепным чтецом. Но не столько важны были выступления Гоголя-чтеца, сколько его теоретическая статья «Чтение русских поэтов перед публикою». «К образованию чтецов,- пишет Гоголь,- способствует также и язык наш, который как бы создан для искусного чтения, заключая в себе все оттенки звуков и самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи»[2].

Н. В. Гоголь был великолепным чтецом.
Н. В. Гоголь был великолепным чтецом.

1843 год, когда начались публичные чтения литературных произведений, считается датой зарождения в России художественного чтения.

Первым систематическим пособием по преподаванию русского языка и литературы была книга Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»[3]: «Величайшая ошибка заставлять учеников читать ораторски то, что они не совсем понимают, это влечет к манерности и портит чувство обманом». Это предостережение против наигрыша, а не против эмоциональности.

Ф. И. Буслаев «О преподавании отечественного языка»
Ф. И. Буслаев «О преподавании отечественного языка»

Во второй половине 50-х-60-х гг. определяющее значение в педагогике и методике принадлежало К. Д. Ушинскому. Он различает два вида выразительного чтения: «одно исключительно посвященное логическому развитию, другое - чтению плавному и изящному». Первым читаются деловые статьи, вторым - художественные произведения.

В школьной практике нередки были случаи антихудожественного чтения учителей. Очень характерный пример приводит одна из институток Смольного. Учитель русского языка часть своих уроков посвящал чтению басен Крылова. «Он всегда был недоволен ответом и каждой вызванной им девочке показывал, как следует декламировать. Начиналось настоящее представление. Зверей он изображал в лицах: лису, согнувшись в три погибели, до невероятности скашивая свои и без того косые глаза, слова произносил дискантом, а чтобы напомнить о ее хвосте, откидывал одну руку назад, помахивая сзади тетрадкой, свернутой в трубочку. Когда дело шло о слоне, он поднимался на носки, а длинный хобот должны были указывать три тетради, свернутые в трубочку и вложенные одна в другую. При этом, смотря по зверю, он то бегал и рычал, то, стоя на месте, передергивая плечами, оскаливал зубы»[4].

В 70-80-е гг. появились пособия В. П. Острогорского, П. Д. Боборыкина, Д. Д. Семенова и Д. Д. Коровякова, говорившие не только о применении выразительного чтения, но и о законах самого искусства. Наименование «выразительное чтение» стало общепризнанным термином.

Так как же читать стихотворения? За ответом на этот вопрос можно обратиться к самим писателям и поэтам. Российский государственный архив фонодокументов создал проект[5], благодаря которому мы можем послушать как читают свои стихотворения А. Куприн, О. Мандельштам, С. Есенин и многие другие. Большинство записей были сделаны в Институте живого слова профессором С. Бернштейном.

-5

«Бернштейн записал Блока 21 июня 1920 года в гостиной Дома искусств. Александр Александрович читал наизусть, но держал под рукой книгу. Записав три стихотворения (запись всех трех не сохранилась), фонограф переключили на воспроизведение, и Блок послушал себя: “Как странно… слышать извне то, что обычно звучит только внутри!”

Итак, сеанс продолжался более часа, было записано 15 стихотворений, из которых до нас дошло одно целиком[6] и фрагменты двух других. Еще в 1940 году, когда блоковские валики попытались прослушать, специальная комиссия и сам Бернштейн признали их “не поддающимися для воспроизведения”.

“…Валики стерты до предела”. Только чуть слышный шелест — и все.

Дело в том, что в течение долгого времени голос Блока был пособием для студентов: эти записи включали бессчетное число раз, чтобы исследовать повышения и понижения, модуляции, ударения, вибрации, ритм»[7].

Сравните воспоминание Б. М. Эйхенбаума: «Я резко помню впечатление, произведенное на меня декламацией А. Блока на вечере в память В. Коммиссаржевской в 1910 г. (в зале Городской думы). Блок читал свое стихотворение «На смерть Коммиссаржевской» («Пришла порою полуночной...») — и я впервые не испытывал чувства неловкости, смущения и стыда, которое неизменно вызывали во мне все «выразительные» декламаторы. Блок читал глухо, монотонно, как-то отдельными словами, ровно, делая паузы только после концов строк. Но благодаря этому я воспринимал текст стихотворения и переживал его так, как мне хотелось. Я чувствовал, что стихотворение мне подается, а не разыгрывается. Чтец мне помогал, а не мешал, как актер со своими «переживаниями», — я слышал слова стихотворения и его движение»[8].

[1] Погодин М. П. Из воспоминаний о Пушкине

[2] Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Чтения русских поэтов перед публикою

[3] О преподавании отечественного языка / сочинение Федора Буслаева, старшего учителя 3 Московской реальной гимназии. - Москва : В Университетской типографии, 1844. - 2 т.

[4] Методика выразительного чтения. Под ред. Т. Ф. Завадской Учебное пособие для

студентов специальности. Москва "Просвещение", 1977 г.

[5] Голоса писателей и поэтов России https://pisateli.rusarchives.ru/

[6] https://pisateli.rusarchives.ru/content/blok-aleksandr-aleksandrovich

[7] Звучащая литература. CD-обозрение Павла Крючкова \\ Новый Мир, № 6, 2005

[8] Б. Эйхенбаум. Литература. Л., 1927