Правительство плавно переводит накопления россиян из евро и долларов в менее рисковое золото. Попутно у маленьких ювелирных мастерских забирают спецрежимы. Больше никакой «упрощенки» и «патента»! Вместо них – налог на прибыль и НДС. Давайте посмотрим, как на это отреагировали участника рынка и какие последствия ждут потребителей.
Что произошло?
2 марта в Госдуму подали законопроект об отмене НДС для физических лиц при покупке золота. Его мотивировали снижением рисков: в твердом металле хранить деньги безопаснее, чем в иностранных валютах.
Мера кажется благородной и полезной, если бы не одно «но». Вкупе с ней идет отмена «упрощенки» и «патента» для ювелирной отрасли. Якобы для предотвращения скупки инвестиционного золота производителями и развития «черного рынка».
Как отреагировали участники рынка?
Реакция малого и среднего бизнеса не заставила себя ждать. Предпринимателей поразила скорость принятия закона. Президент подписал его уже через неделю. Без обсуждений с «Гильдией ювелиров России» и ключевыми игроками рынка.
По мнению соосновательницы «Алхимии» Катерины Комовой, малый бизнес не потянет такую налоговую нагрузку. Особенно в условиях нарастающего кризиса, снижения покупательской способности и удорожания абсолютно всего.
Но директор «Гильдии ювелиров России» Эдуард Уткин заявил, что про отмену НДС для физиков говорили еще с 2018 года. И сразу обсуждали отмену спецрежимов для ювелирной отрасли. Правки поддержали все крупные компании, чтобы осправедливить конкурентные условия, очистить рынок от «серых» мастерских и сделать его прозрачнее.
По словам Уткина, с малым бизнесом пытались обсудить нововведения. Предпринимателям предложили сделать одинаковыми условия закупки сырья, но они отказались. Поэтому закон приняли в исходном виде.
Малый бизнес уверен: инициативу для снижения конкуренции «протолкнули» именно крупные компании. В общем, накал страстей очень высокий. Изменения вступят в силу с 2023 года, но предпринимателям не дали никаких альтернатив. Однако, Минпромторг и Минфин уже пообещали, что придумают механизмы для «смягчения» перехода.
Слитки действительно могли попасть на производство?
Вернемся к началу. Принятие закона мотивируют предотвращением скупки инвестиционных слитков производителями ювелирки. Все логично, никаких вопросов.
Но есть интересное мнение Егора Казакова из Yegor Kazakov Jewelry. Об источниках сырья компании отчитываются в системе контроля за оборотом драгоценных металлов. То есть государство могло легко найти мастерские, которые покупают сырье у физиков.
Было бы логичнее запретить бизнесу покупать слитковое золото у частников. Ввести штрафы и другую ответственность. Наверное, это и будут обсуждать с правительством до конца года.
К чему приведет?
Представители малого бизнеса ожидают рост цен на готовые изделия – в лучшем случае на 45-50%. И это большой удар для потребителей. Частные мастерские занимают 45% рынка. Раньше они платили до 15% на УСН или ПСН, а теперь это заменят на НДС, НДФЛ, налоги на прибыль и имущество.
Плюс дополнительные затраты: софт для подготовки отчетов и штатные бухгалтеры. Условия должны были стать равными, но многие уже говорят о повальном закрытии мастерских.
Давайте разбираться: крупные компании производят изделия в промышленных масштабах. Малый бизнес – это чаще про ручную работу. Поэтому их расходы значительно выше «больших» конкурентов.
Даже со спецрежимами цены одинаковые, а на общей системе разрыв станет существенным. Да и конкурировать с гигантами проблематично – они вкладывают в маркетинг миллионы. А маленькие мастерские могут позволить себе только контекстную рекламу и таргетинг в социальных сетях.
В сухом остатке – пока только эмоциональные заявления предпринимателей о закрытии. Но скорее всего, правительство за оставшиеся 9 месяцев придумает альтернативы. Часть ювелиров настроены оптимистичнее: говорят, что не работать не могут. Будут перепрофилироваться в другие направления, например, бижутерию.