Найти тему

Александра Брюсова: «Если говорить про Большой театр, то его уже нет».

Александра психолог, разработчик сайтов.

В прошлом — большой поклонник балета. Одна из многих, кто поддержал выход нового фильма «Александр Годунов».

Побеседовали о проблемах театра нашего времени, причинах проявления интереса к проекту «Серия фильмов об ушедших артистах оперы и балета», и о восстановлении второго тома повести Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Александра, расскажите нашим читателям о себе, а также о причинах, которые побудили Вас поддержать создателей фильма «Александр Годунов»?

Здравствуйте! Расскажу о себе вкратце: я, если можно так выразиться, два в одном. По образованию я психолог. Но когда устаю от работы с людьми, переключаюсь на своё второе и основное занятие – создание сайтов. Где и когда увидела информацию о Вашем проекте, честно скажу, не помню, но меня эта информация зацепила, так как тема балетная, пошла смотреть, изучать.

Почему балетная тема? Я, можно сказать, выросла в Большом театре благодаря моей маме, она была большой поклонницей этого вида искусства, всегда интересовалась постановками, посещала театр безумное количество раз. У нас дома хранится коллекция программок всех её посещений. А также сохранилось в памяти много семейных историй, расскажу одну из них.

Мне было 9-10 лет, и мы пришли на «Балладу о любви». На вечерние спектакли детей не пускали, но маму все знали, поэтому меня с ней пропускали. Так совпало, что на этом спектакле присутствовал и композитор – Тихон Хренников. Билетов у нас не было, проходили так и уже где было возможно пристраивались.

И вот в антракте мы с мамой стоим в партере, а у неё основная задача — спрятать меня. Потому что нехорошо, если ребёнка увидит начальство, тогда билетёрам попадёт. И тут к нам подходит очень представительная дама в вечернем платье и обращается к маме: «У Вас что-то случилось, у Вас такой растерянный вид». И мама ей отвечает: «Да, я с ребёнком, вот не знаю, куда его спрятать». Дама говорит: «Давайте я возьму Вашу девочку с собой». И мама, даже не задумавшись, кому и куда меня отдаёт, отпускает меня с этой женщиной.

Дама меня привела в первые ряды партера, представила своему супругу, такой замечательный, добрый дядька. И он сажает меня к себе на колени, я ж маленькая, вроде как ребёнок не мешает.

А по традиции перед последним действием чествуют композитора, если он присутствует на спектакле. И вот как хорошо меня мама спрятала — прожекторами освещают Тихона Хренникова, а это был именно он, и я у него на коленях сижу! И таких интересных историй было много.

Так что, балет для меня тема близкая, и когда я узнала, что Вы делаете фильм про Александра Годунова, а это очень известная звезда советского балета, мне, естественно, захотелось в этом поучаствовать.

Сейчас очень мало уделяется внимания нашему замечательному прошлому и истории искусства. К сожалению, очень многое забывается, и я считаю, что Вы делаете очень хорошее дело.

— Вы продолжаете ходить театры? Может, есть какие-то молодые артисты и новые постановки, которые Вам запомнились? Кого Вы считаете преемником традиций?

Скажу честно, к сожалению, последние годы я не посещаю театры, и балетная тема для меня ушла на задний план. Я не знаю, кто сейчас популярен, кто выступает, так как не слежу за этим. Находила в интернете какие-то записи, но из того, что мне попадалось, не зацепил никто. Поэтому, если мне чего-то такого хочется, я нахожу старые записи наших звёзд и их просматриваю.

Если говорить про Большой театр, то его уже нет, к сожалению. Когда была реконструкция здания Большого театра, так получилось, как-то раз я проходила мимо, а всё здание было закрыто огромными полотнами. А мне так захотелось посмотреть, что там внутри! Я подобралась к стройке и мне удалось заглянуть за эти полотна и я Вам честно скажу, испытала самый настоящий шок, потому что здания целиком не было! То есть, его полностью снесли и полностью перестроили. Меня это всё настолько шокировало, что впоследствии, когда Большой вновь открылся, больше я туда не собралась, не смогла.

— Вы сами причастны к очень интересному проекту – помогаете восстанавливать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души», продолжение, которое было им полностью уничтожено. Как пришла такая идея, с чего всё начиналось? Какова предыстория Вашего проекта? Как вообще можно найти материал, если всё автором было уничтожено?

Ну, тут не совсем правильно, что я помогаю восстанавливать пьесу. Ситуация вот какая. У меня есть близкая подруга — Светлана Владимировна Авакян. Мы дружим много лет. Её супруг, Юрий Арамович Авакян, является автором второго воссозданного тома «Мёртвых душ». Я не буду подробно останавливаться на личности Юрия Арамовича, вся информация есть у нас на сайте https://deadsouls2.ru.

Скажу только вкратце, что Юрий Арамович был очень образованным, очень начитанным человеком. Как говорится, интеллектуал старой закалки и исследователь в полном смысле этого слова. Любую тему, за которую брался, он всегда досконально изучал и разбирал. Ему всё было интересно.

В 1984 году, когда он стал пробовать свои силы в литературе, его «Повесть о соколе, летящем в поднебесье», победила на семинаре юных литераторов. Впоследствии была опубликована книга с его рассказами. Часть из них переведена на иностранные языки. То есть, как понимаете, в литературе он был не случайным человеком.

А гоголевская тема была с ним с детства. У нас на сайте опубликована история, где Юрий Арамович описывает своё знакомство с «Мёртвыми душами». Ему отец однажды рассказал, что был такой писатель, и он написал Великую Книгу, но опубликовал только её первую часть. Вторую он сжёг, потому что она ему не понравилась. И теперь никто и никогда не узнает, чем закончилась история…

Маленького ребёнка эта история потрясла очень сильно, так что гоголевская тема осталась с Юрием Арамовичем на долгие годы. Уже будучи взрослым, он эту тему изучал. Перелопатил невероятное количество литературы, все письма самого Гоголя, все письма и записи друзей и соратников Гоголя. Всё, что имело отношение к Гоголю, было изучено им досконально. Тем более, что от второй части книги уцелели несколько глав.

И вот, в 1992 году он с супругой Светланой едет по делам в Швейцарию, и как раз проезжает все города, где в своё время был и Гоголь. И так совпало, что именно в Швейцарии к нему пришло вдохновение Свыше и он садится писать прямо в гостиничном номере. Это всё не рассказать в одном интервью, потому что и во время той поездки, и после, происходило много мистических историй, услышав которые не сразу в них поверишь, но, тем не менее, они все реальны.

Как говорил сам Юрий Арамович, когда он писал, его рука не поспевала за мыслью. В итоге, книга была написана менее, чем за полгода, и практически без правок. В её основу легли все сохранившиеся главы, а остальное Юрий Арамович реконструировал на основании своих многолетних исследований всех материалов, которые имели отношение к Гоголю, по информации, которая ранее была им самим собрана на протяжении многих лет по крупицам.

И в 1994 году книга была издана, её внимательно изучили ведущие гоголеведы и пришли к выводу, что книге быть, поскольку в ней максимально сохранён и стиль, и язык писателя. Книга получила официальное признание, 24 библиотеки в США закупили её на хранение.

После этого Юрий Арамович настолько был вдохновлён, что решил пойти дальше, и не смотря на то, что к тому времени был очень тяжело болен, дописать повесть так, как задумал Николай Васильевич. То есть, написать третий том. У третьего тома не было ни одной строчки, только упоминания, что Гоголь его задумывал. Так что, третий том, это уже полностью труд Юрия Арамовича, в основу которого легли все возможные упоминания о том, как могла бы быть закончена повесть. Единственное, в конце он поступил с Чичиковым так, как ему казалось правильным. Так что, судьба этого героя оказалась совершенно неожиданной, но Юрий Арамович считал, что по-другому и быть не могло.

Когда был написан третий том, буквально через несколько месяцев Юрия Арамовича не стало. Он умер в 2009 году 8 февраля, и был похоронен 11 февраля – в день сожжения Гоголем второго тома. Кстати, сигнальный экземпляр второго воссозданного тома был выпущен тоже 11 февраля. Сплошная мистика.

Потом мы со Светланой решили сделать сайт, где выложен текст второго и третьего томов. А чуть позже на нас вышел один поклонник творчества Гоголя и Юрия Арамовича. Он представился как Дмитрий с Украины и он очень хотел, чтобы мы записали аудиокнигу. Мы со Светланой поехали на студию «Ардис», это было в 2011 году. Спросили, в какую сумму нам обойдётся запись, нам озвучили стоимость — 130.000 рублей. Дмитрий прислал нам 70.000 рублей. Мы создали проект по собору денег, но, к сожалению, деньги собрать не удалось. Но на студии «Ардис» пошли нам навстречу и записали аудиокнигу на те деньги, которые прислал Дмитрий. Так что, теперь у нас есть и аудиокнига. Чтец — Вячеслав Павлович Герасимов. Это было условие и пожелание Дмитрия. Аудиокнига тоже выложена у нас на сайте, её неоднократно можно было услышать в эфирах разных радиостанций.

То есть, материал есть. Он выложен. Он доступен. Была даже идея создать компьютерную игру, но не нашлось финансирования.

Что касается театральной постановки, в 2020 году со Светланой вышел на связь Максим Фёдорович Веселов – режиссёр театра «Артель» из Санкт-Петербурга. Мы все вместе встретились и в результате был подписан договор о предоставлении исключительных полномочий на сценическую постановку произведения. 11 февраля 2022 года Максим Фёдорович начал репетиции (из-за пандемии всё перенеслось). Видите, опять 11 февраля. Где Гоголь, там и мистика.

На 23 апреля 2022 года в театре запланировано проведение открытой читки. Дата премьеры пока ещё не назначена. Из хороших новостей – спектаклем заинтересовался отдел спецпроектов РЖД, они готовы предоставить спецвагон для гастролей. Мы очень надеемся, что спектакль можно будет показать в разных городах.

Это ещё одна причина участия в Вашем проекте — возможность донести до людей информацию, так как, к сожалению, все наши попытки ранее как-то об этом рассказать упирались в полную стену равнодушия. У нас все кричат, что с культурой всё плохо, но когда приходишь и просишь тебя выслушать, то это оказывается никому не нужно и не интересно.

— На гранты вы подавали заявку? Может, администрация города Санкт-Петербурга вас как-то поддержала?

Насколько я знаю, Максим Фёдорович подавал заявку на грант, но не выиграл, поэтому он сейчас готовит постановку полностью своими силами.

В своё время Юрий Арамович говорил о том, что ему бы очень хотелось, чтобы о его работе узнали в будущем, что был такой армянско-русский писатель, который взял на себя такой труд. Мы даже обращались в посольство Армении в Москве с просьбой посодействовать в распространении этой информации. Нас выслушали, сказали как всё замечательно, но дальше разговоров дело не пошло. И это очень обидно.

Я звонила на телеканал «Культура», но там тоже ответили отказом, сказали, что им это не интересно, не было даже намерения разобраться, о чём речь. И так далее… Никто из известных лиц, артистов, многочисленных блоггеров, к которым я обращалась, не захотел рассказать об этом.

А между тем интерес к теме у людей есть — это факт. Все, кто узнаёт о существовании воссозданного второго тома, читают, людям нравится, нам пишут много благодарностей, спрашивают, как можно купить книгу. От первого тиража осталось немного экземпляров, но пока купить можно, на сайте есть информация, как это сделать.

Сейчас думаем о том, чтобы переиздать второй том, и сразу издать и третий, Хотелось бы приурочить это к выходу спектакля. Как обычно, многое упирается в финансовые вопросы. Есть заинтересованные издательства и они готовы печатать за свой счёт, но у них такие драконовские условия, что мы решили — нет. Будем за свои деньги издаваться, чтобы книги оставались такими, какими их воссоздал и написал Юрий Арамович Авакян.

— А как Вы считаете, что нужно, чтобы возродить нашу советскую культуру, и как донести до молодёжи ценности через культуру? Что делать, чтобы люди стали интересоваться и своей историей, и историей искусства?

Вопрос сложный. С одной стороны, самим людям не плохо бы чем-то интересоваться, с другой, должны существовать какие-то государственные программы, которые бы направляли людей. Но, к сожалению, сейчас этого нет, поэтому остаётся уповать только на самосознание отдельной личности. Но в то же время, я смотрю вокруг, и вижу, что многие люди задумываются, «просыпаются», начинают задавать вопросы… А так, всё начинается в семье, с воспитания. Мы сами должны что-то показывать своим примером и детям, и окружающим. Воспитание не только к детям относится. Каждый человек должен себя воспитывать на протяжении всей жизни. Поэтому, как в глобальном плане можно что-то возродить, скажу честно, я не знаю. Но если мы все будем привносить каждый свой маленький вклад, в результате общими усилиями сможем сделать что-то хорошее.

— Что бы Вы сейчас пожелали зрителям фильма «Александр Годунов» и будущим читателям вашей книги и зрителям спектакля?

Пожелание самое простое – больше читать, больше уделять времени себе, своей семье, близким. Поменьше негатива впускать в свою жизнь, почаще заниматься таким делом как психогигиена. Потому что наши мысли — основа, в первую очередь, нашего ментального и, во-вторую, физического здоровья. Старайтесь сохранять положительный настрой. И смотрите такие хорошие фильмы, которые у нас появляются в последнее время.

— Большое спасибо за интервью!

Примечание: опубликовано в ИА "Главные события" (интервью - это одно из вознаграждений на странице фильма на сайте planeta.ru)

#александр годунов #александра брюсова #фильм #балет #большой театр #николай гоголь #мертвые души