Я до сих пор не знаю, считать ли столкновение Уилла Смита и Криса Рока на церемонии вручения "Оскаров" постановкой, но одного актеры добились совершенно точно – о них заговорили в отрыве от наград, красных дорожек и нарядов. Особенно о Смите – ему пришлось извиниться, на него обрушились кары Академии, а Netflix приостановил работу над его новым проектом. Всё идет к тому, что Уилл станет новой жертвой так называемой "культуры отмены", но мы здесь редко плывем по течению, я люблю принимать нестандартные и противоречивые решения, поэтому для меня Уилл Смит остается артистом интересным и богатым на материал. Сегодня текст о нем – о том, как Смит не стал Джанго освобожденным.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Идею совместного проекта Смита и Тарантино я, разумеется, взял не с потолка – Уиллу действительно была предложена главная роль в новом фильме культового режиссера. И пусть на дворе был всего лишь 2011-й, с манерами Квентина все давно были знакомы, его картины давно считались знаковыми, а любовь постановщика к кинозвездам в необычных амплуа стала настоящей легендой Голливуда. Вот и в "Джанго" Тарантино хотел показать Уилла Смита совсем иным, нежели зритель его знает. Но вот беда, Смит – слишком своенравный и неуживчивый партнер, он захотел не просто быть лицом истории, ему надо было стать соавтором. И вот каким бы "Джанго освобожденный" стал, если бы Джейми Фокс не заменил в кадре Уилла Смита.
Фильм был бы о любви, а не о мести
На одном актерском мероприятии 2015 года Уилл Смит рассказал, почему его пути с Квентином Тарантино в "Джанго" не пересеклись. Оказалось, что у актера было свое видение третьего акта истории. На тех этапах, когда Джанго вырывается из цепей и становится охотником за головами Смит еще как-то терпел фантазии режиссера и сценариста, но вот с кульминацией и развязкой он не был согласен ни в коей мере. В том фильме, который мы отлично знаем, Джанго спасает Брунхильду и возвращается в Кэндиленд, чтобы не оставить от него камня на камне. Смит всё это считал лишним – ему хотелось, чтобы счастливые герои, держась за руки, уходил в закат, а не сжигали особняк.
Романтика и без того была существенной частью тарантиновского сюжета, но Смиту хотелось, чтобы история не превращалась в оду мести, а ведь именно месть в ее самом яростном виде делает картину особенной. Актер же хотел, чтобы арка Джанго кончалась прощением. Натурально, Смит предлагал сделать "любовь ответом на причиненные страдания". Он предлагал Тарантино мотивировать героя исключительно любовью к супруге. Следовательно, воссоединение должно было завершить историю Джанго и привести персонажа к отказу от насилия.
Фильм был бы не так жесток, как другие ленты Тарантино
Насилие – фирменная фишка фильмов Квентина Тарантино. Вспомните хотя бы "Бешеных псов" – проходит всего 10 минут с начала фильма, а Мистер Оранжевый уже лежит, истекая кровью, на бетонном полу грязного склада. Долгие годы открытый культ насилия делал ленты Тарантино узнаваемыми критиками и любимыми публикой, и "Джанго" в итоге не стал исключением – перестрелка в особняке, взрыв эпизодического персонажа самого Квентина, алые капли крови на белом хлопке, всепожирающий огонь, молоток – это то, что зрители поглощают с экрана особенно жадно.
Уилл Смит вроде бы не трусливый парень и в весьма жестких фильмах, вроде "Плохих парней", "Я легенда" или "Отряд самоубийц", снимается без тени смущения. Однако в случае с "Джанго" актер почему-то заупрямился и настаивал на том, чтобы крови в кадре было поменьше, и чтобы главный герой реже давал волю жестокости, а расправлялся с недругами как-то более элегантно. По мнению Смита, Джанго должен был быть похож на супергероя, убивающего только тех, кто угрожает его возлюбленной. В случае, если бы Тарантино принял бы такую парадигму, мы не увидели бы ни шикарных этапов обучения Джанго искусству охоты за преступниками, не насладились бы воздаянием Стивену и Келвину Кэнди, не увидели бы яркого финала. Лента получилась бы сдержанной, а роль Смита не отличалась бы от других его работ.
Зато Джанго убил бы Келвина
Но при всём своем "пацифизме" и "любви к розовым пони", тот же Уилл Смит яростно настаивал на том, чтобы Тарантино изменил ключевую сцену визита Шульца и Джанго в Кэндиленд. В фильме доктор Шульц, не выдержав очередного потока оскорблений из уст обнаглевшего белого рабовладельца, вместо рукопожатия достал свой секретный револьвер и застрелил Келвина Кэнди. Этот эмоциональный порыв вызывает настоящий хаос, в котором сам Шульц гибнет, а Джанго оказывается снова заключен в цепи. По законам жанра, герой должен встретить на пути к цели препятствие, которое почти выбивает почву из-под его ног – вот это оно и есть. Джанго опускается в самый низ перед взлетом третьего акта.
Со Смитом всё было бы иначе – еще в 2013-м в одном из интервью актер отметил, что для него вся эта сцена была полной бессмыслицей, в которой он участвовать не хотел. На взгляд Уилла, его Джанго должен был быть подлинно ведущим персонажем. Но если главного злодея убивает другой человек, значит Джанго – не главный герой. Представим, что Кэнди погиб бы от рук героя Смита. Это моментально разбалансировало бы всю конструкцию сюжета – один единственный акт насилия одновременно и спасал бы Брунгильду, и закрывал бы тему рабства, и воздавал бы возмездие Злу. Подлинный катарсис, сжатый в один миг и влекущий смерть Джанго. Логика и законы жанра подсказывают, что после этого герой должен был умереть вместо Шульца.
Рабство ушло бы на третий план
Сейчас сложно сказать, до какой степени глубока будет "отмена" Уилла Смита в Голливуде – может статься, что новых фильмов с ним мы еще долго не увидим. Однако его следующая за "Королем Ричардом" лента уже готова – называется она "Освобождение" и рассказывает о беглом рабе. Интересно, что прежде Смит усиленно избегал фильмов об американском рабстве, он не хотел показывать чернокожих американцев униженными и страдающими. И наоборот – в "Дне независимости" или "Людях в черном" Уилл показывают, что черные парни лучше всех остальных.
С этой точки зрения, "Джанго освобожденный" не особенно хорошо вписывался в жизненную концепцию актера, однако Смит готов был продолжить сотрудничество, если Тарантино сместит в сюжете рабство на дальний план, а вперед выдвинет превосходство заглавного героя над всеми его врагами-рабовладельцами. По замыслу Уилла Смита, авторам стоило отказаться от демонстрации тягот, выпавших на Джанго и Брунгильду в период жизни в рабстве и сосредоточиться на прекрасных картинах того, как они были счастливы до расставания и насколько хорошо у них всё после нового обретения друг друга.
Смит не хотел давать свободу Вальцу
Наконец, немаловажной частью претензий Уилла Смита к сценарию Тарантино было то, что персонаж Кристофа Вальца доктор Кинг Шульц имел достаточно сцен, чтобы при наличии таланта у играющего его актера перетянуть одеяло на себя. Другими словами, Смит не хотел давать столько экранного времени своему партнеру в кадре, справедливо полагая, что тот может его "переиграть". Несомненно, Вальц смог бы себя реализовать и в более стесненных условиях и наверняка своего "Оскара" не упустил бы, но кто бы выиграл от того, что Шульца на экране было бы меньше?
При этом, задвигая Шульца на второй план, Смит хотел все инициативы прибрать к рукам самого Джанго. То есть все планы спасения Брунгильды должны были быть идеями самого Джанго, Шульц ему нужен был только как переговорщик и комический партнер. Не исключаю, что сцена встречи с Келвином Кэнди была бы не менее интересна, если бы торг шел между героем Лео ДиКаприо и персонажем Уилла Смита – всё-таки харизмы не занимать ни тому, ни другому – но и имеющийся у нас вариант вызывает восторг. Так нужно ли пытаться лучшим заменить хорошее?
Я ни в коем случае не хейтер Уилла Смита, он крайне симпатичен мне и как актер, и как человек – я дважды общался с ним во время его визитов в Москву. Но, на мой взгляд, от его отказа работать с Тарантино, "Джанго освобожденный" только выиграл. Джейми Фокс необыкновенно органичен в этом образе, а его гораздо менее колкие амбиции позволили режиссеру найти единственно возможный баланс между Джанго, Шульцем, Кэнди и Брунгильдой. Все хороши, и все хороши в меру. Так что мы можем представить себе Уилла Смита в роли Джанго, но пусть это так и остается фантазией.
Пофантазировали и хватит – пора попробовать себя в других темах. Далеко не уходите, Киновед в штатском, не покладая рук, готовит новые тексты по самым неожиданным направлениям. Скоро здесь снова будет чему удивиться – читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, и...
Увидимся в кино!
#кино #джанго освобожденный #уилл смит #квентин тарантино #актеры