Итак, о важности эмоционального интеллекта мы поговорили, а как же развивать EQ у детей?
В первую очередь, необходимо познакомить детей с эмоциями. Здесь в ход идут карточки с эмоциями, сюжетные картинки на тему. Вот пример хорошего набора: автор М.А. Жукова - "Развивающие карточки. Азбука эмоций". Это набор из 72 картинок, можно купить в книжном или на озоне.
✨После знакомства с базовыми эмоциями, важно обсуждать с ребенком его эмоциональное состояние, спрашивать о том, что ребенок чувствует, как он к этому относится и т.п.Хорошей техникой здесь будет ведение дневника эмоций (это как дневник погоды, но только мы просим ребенка ежедневно или несколько раз в день нарисовать, изобразить эмоции, которые он испытывает). На просторах Интернета и в книжных магазинах можно также найти много пособий на развитие эмоционального интеллекта. Думаю, тут любой будет к месту.
✨Обсуждать эмоции с ребенком можно, читая литературу и просматривая мультфильмы. Обсуждение строится по схеме: “Как ты думаешь, что сейчас этот герой испытывает? Почему он так поступил? Как он справился со своими эмоциями? Правильно он поступил или нет? Как это на него повлияло?” и т.п. На примере ряда сказок, можно также обсудить поведение ребенка,то как герои сказки справляются с эмоциями, перенести в реальную жизнь.
В целом, также важно взять за правило и привычку не ругать ребенка за проявление эмоций. Вместо “не бойся (не плачь, не реви и т.п), важно задать вопрос “Что тебя беспокоит?”. Именно этот вопрос позволяет сохранить у ребенка веру в его значимость, вернуть ему чувство уверенности и увидеть поддержку с вашей стороны.
🎊И в заключении. Придумайте ребенку упражнение или ритуал, позволяющее сбросить напряжение и дать выход негативным эмоциям. Можно побить подушку, порисовать, покидать мячики в стену и т.п. Этим мы приучаем ребенка контролировать свои эмоции и не позволяем им перерасти в бурю истерик и скандалов. Часто вижу, что ко мне на уроки приходят дети с плохим настроением. У меня для этого есть один верный прием: я прошу его нарисовать то, что испортило ему настроение, а потом скомкать лист бумаги и покидать его в стену. Так мы “наказываем” плохое настроение и отпускаем то, что его испортило. Вы не представляете, с каким удовольствием это делают дети! Эффект моментальный!
#эмоции #эмоциональный интеллект #дети #развитие ребенка #педагогика #воспитание #психология #детская психология #обучение #заметки педагога