Найти тему
ВЕДАПОЛИС

День явления Рамануджа-ачарьи 6 апреля 2022 года – важный ведический праздник

Рамануджачарья
Рамануджачарья

Шри Рамануджачарья родился в 1017 году, то есть свыше тысячи лет назад. Ему было суждено сыграть колоссальной важности роль в развитии вайшнавской традиции, став основателем целой вайшнавской [вайшнавы – те, кто поклоняются единому Верховному Богу Вишну] сампрадайи, или линии ученической преемственности.

Последователи сампрадайи Шри утверждают, что Рамануджа был воплощением Лакшмана. Имя Рамануджи означает «тот, кто следует за Рамой». Ведь Лакшман повсюду следует за своим братом Господом Рамачандрой [великий ведический царь] и служит Ему.

Родители Рамануджи долго не могли обрести сына. В конце концов, они поехали в место, где сейчас расположен город Ченнай (Мадрас), и там, в совершали аскезы и возносили молитвы. Господь услышал их и через год у них родился сын.

Семья перебралась обратно в деревню Бхутапури. Туда, услышав радостную весть о рождении ребенка, прибыл дядя будущего вайшнава, которым оказался ни кем иным, как Шайлапурной, учеником великого святого Ямуначарьи. Увидев, что в теле мальчика проявлены все благоприятные знаки, он дал тому имя Рамануджа (другое имя Лакшмана, младшего брата Господа Рамачандры).

Таково было первое благословение вайшнава, которое повлияло на всю будущую жизнь нашего героя.

Мальчик удивительных способностей, каким родился Рамануджа, быстро освоил санскрит, логику и Веды. Учители поражались его удивительной памяти и сообразительности. А мальчика все больше привлекало общение с еще одним вайшнавским святым, Канчипурной, который говорил с ним о преданном служении Господу. Он получил дикшу (посвящение) и женился в возрасте шестнадцати лет.

Сразу же после женитьбы Рамануджи на красивой девушке из брахманской семьи отец его трагически погиб. Семья переехала в священный город Канчипурам. Здесь Рамануджа получил возможность еще больше общаться с Канчипурной, который был родом из тех мест. Сердце мальчика было пленено слушанием об играх Господа, и он постепенно стал сведущ во всех тонкостях вайшнавской философии.

Через некоторое время он поступил в школу к Ядавапракаше, известному знатоку Веданты. Тот, однако, преподавал философию на основе имперсональных представлений Шанкарачарьи. Если говорить коротко об этих представлениях, то очень упрощенно они заключаются в том, что всё есть Бог и нет разницы между человеческой душой и Богом, и при этом и человек и Бог лишены личностной индивидуальности. Мальчику это очень не нравилось, и однажды он вступил в открытый диспут со своим учителем, ведь Рамануджа не только изучил философию майявады, но и научился ее опровергать. Дошло до того, что Ядавапракаш даже покушался на жизнь Рамануджи, будучи не в силах остановить его проповедь.

Теперь нам надо сделать небольшой экскурс в историческую ситуацию того времени.

Шанкарачарья, воплощение Господа Шивы, пришел на Землю по указанию Господа Кришны для того, чтобы распространить атеистическую философию на основе священных текстов Вед. Главной целью его было вытеснить из Индии буддизм, пустивший там глубокие корни и отвергавший авторитет Вед. В итоге, философские представления Шанкарачарьи стали общепринятым стандартом толкования Вед.

Можно только представить себе, как больно было смотреть на это вайшнавам! Понимая истинное послание Вед, послание любви Господа и Его преданных слуг, вайшнавы пытались вернуть все на круги своя. Но их было немного, и на них устраивали настоящую охоту. Их грабили, над ними издевались, их даже убивали. Вдобавок аргументы Шанкарачарьи были довольно сильны, и потому вайшнавы ждали, когда же Господь пошлет кого-то, кто сможет опровергнуть имперсональную доктрину.

Рамануджа знал, какие опасности ждут того, кто вступит в открытое противоборство с последователями Шанкары. Но истинный вайшнав готов пожертвовать своей жизнью ради служения Господу и спасения невежественных людей. Таково сострадание вайшнава, который сам счастлив в отношениях с Господом и хочет поделиться этим счастьем с другими. Поэтому Рамануджа открыто выступил против атеизма в ведической обертке. Он полностью разгромил теорию однородного единства всего сущего, которую исповедовал его гуру-имперсоналист.

Рамануджа объяснял: «Хотя в природе различных вещей можно отследить некоторую взаимосвязь, все во Вселенной продолжает сохранять непреодолимые отличительные свойства. Жемчужины, нанизанные на нить, воспринимаются как некое единство, так как все вместе они образуют ожерелье. И все же каждая отдельно взятая жемчужина обладает особыми качествами. В связи с тем, что дух, материя и Бог обладают уникальными качествами, принцип абсолютного единства Шанкары не выдерживает никакой критики. Напротив, свою состоятельность доказывает принцип единства, включающего в себя качественные отличия».

Видя непокорность своего ученика, Ядавапракаша вначале попытался победить его в споре. Однако речи Рамануджи были логичны, и он с легкостью выиграл диспут. Видя в ученике угрозу всей философии имперсонализма, Ядавапракаша решил убить его. Он отправил Рамануджу в паломничество на Гангу и наказал своим ученикам убить его по дороге, смыв грех омовением в водах этой священной реки.

Узнав по пути о заговоре, Рамануджа убежал в лес. Один, в полном диких зверей незнакомом месте вдали от дома, Рамануджа начал искренне молиться Господу. Господь вместе со своей супругой Лакшми-деви неожиданно пришли к нему в облике охотников и вывели его прямо, а потом так же таинственно исчезли. Осознав, кто его спас, Рамануджа еще долго не мог прийти в себя и возносил благодарственные молитвы у границ города.

Увидев его живым и невредимым, Ядавапракаша был потрясен. Сердце его смягчилось, когда он понял, что Рамануджа получил особую милость самого Господа Нараяны, не держит на него никакого зла и остается таким же смиренным и почтительным.

Впоследствии Рамануджа записал свои объяснения стихов из Тайттирия Упанишады, ставших предметом его спора с Ядавапракашей. Ямуначарья, бывший в то время главой всех вайшнавов в Южной Индии, прочитал эти комментарии и начал молиться за Рамануджу, чтобы тот смог с честью выдержать противостояние с Ядавапракашей, которое не могло не вызвать нового конфликта.

Так оно и произошло, в результате чего Рамануджу выгнали из школы. После этого наш герой, выходец из благородной брахманской семьи, принял своим духовным учителем Канчипурну, который был рожден в семье шудры. Это еще раз показывает, что истинная преданность не зависит от телесных обозначений — касты, страны, пола, возраста. И хотя впоследствии Рамануджа получил формальное посвящение от брахмана Махапурны, одного из старших учеников Ямуначарьи, именно Канчипурна стал тем, кто дал Раманудже посвящение в саньясу, отрешенный уклад жизни.

Шри Чайтанья Махапрабху потом широко распространил этот принцип независимости бхакти от телесных обозначений, следуя наставлениям священных писаний и примеру великих святых прошлого.

Очень скоро до Рамануджи дошли вести о том, что Ямуначарья умирает. К сожалению, несмотря на все свое старание успеть добраться до Шри Рангама и хотя бы раз в жизни встретиться лично с великим святым, Рамануджа опоздал. Бездыханный Ямуначарья лежал в окружении плачущих преданных. Три пальца на его правой руке были загнуты, чего никогда не было при жизни.

Можно только представить себе боль Рамануджи! Но истинная связь с духовным учителем не ограничена рамками отношений на физическом плане. Рамануджа произнес один за другим три обета: проповедовать по всей Индии послание преданности Богу, написать вайшнавские комментарии на Веданту и назвать одного из учеников в честь великого святого Парашары-муни. После произнесения очередного обета на руке Ямуначарьи разгибался один палец. Вайшнавы поняли, что Господь послал им нового духовного лидера.

Так оно и произошло. Проведя год в изучении священных писаний в Канчипуре, Рамануджа принял отрешенный уклад жизни. Все жители города были заворожены видом этого сияющего санньяси-вайшнава. Даже Ядавапракаша при всем своем имперсонализме привлекся качествами Рамануджи. В сердце его боролись привязанности к имперсональной философии и воспоминания о том, как добр был к нему Рамануджа, простив ему все его отвратительные поступки. В конце концов, Ядавапракаша пришел к своему бывшему ученику и открыл свое сердце. Рамануджа не только рассеял все его сомнения, но и полностью покорил его своим смирением. Ядавапракаша с огромной радостью принял от него духовное посвящение и впоследствии стал великим вайшнавом.

Это — еще один важный урок для всех нас. Мы можем полностью разбить все аргументы наших оппонентов, но этого недостаточно, чтобы те предались Богу. Они должны увидеть в нас пример истинной доброты и сострадания, только тогда в их сердце пробудится вера в силу преданного служения.

Рамануджа давал посвящение всем без исключения, невзирая на кастовые различия. Используя метод очищения «панчасамскара», он превращал шудр в брахманов. Считая себя слугой, Рамануджа учил поклонению вайшнавам. Он доказал, что вайшнав возвышается над всеми кастовыми обозначениями. Несколько раз завистливые кастовые брахманы пытались отравить Рамануджу.

Однажды, чтобы научить одного из своих учеников отреченности, Рамануджа попросил своего ученика поменять местами одежду санньяси [отрешенных монахов], принимавших омовение. Когда санньяси, среди которых были великие ученые и отшельники, начали надевать одежду друг друга, среди них разгорелись ссоры. Тогда ученику стало очевидно, что все эти так называемые «отшельники» были привязаны к кускам обычной ткани.

После этого Рамануджа отправил ученика в дом другого своего ученика по имени Дханурдас. Тот был домохозяином. Рамануджа попросил его задержаться в храме, а ученик, следуя указанию Рамануджи, забрался в дом и стал снимать драгоценности прямо с целомудренной жены Дханурдаса, которая в это время спала. После того, как он снял драгоценности с одного ее бока, та внезапно перевернулась на другую сторону. Испуганный ученик выпрыгнул в окно и затаился. Вскоре Дханурдас вернулся домой, и его жена сказала ему:

«Я боюсь, что в храме не хватает денег».
«Почему ты так решила?»
«Да потому что, пока я спала, в дом пришел бхакта из храма и принялся снимать с меня драгоценности. Если он зашел так далеко, то из-за того, что храм нуждается в деньгах. Я перевернулась на другой бок, чтобы он смог снять с меня и другие драгоценности, а он испугался и выпрыгнул в окно».
«Зачем же ты это сделала? — принялся отчитывать жену Дханурдас. — Если б ты не была подвержена влиянию „ложного Я“, то отдала бы ему все свои драгоценности. Что же мы теперь будем делать? Мы поступили очень скверно».
«Ты прав, — опечалилась жена. — Лишь из-за своей гордости я не могу пожертвовать всем, что у меня есть. Как же мы сможем продвигаться духовно?»

Наблюдавший за происходящим ученик Рамануджи был поражен смирением и преданностью этих домохозяев. Рамануджа объяснил ему причину поведения вайшнавов в обеих ситуациях. Санньяси были настолько привязаны к изношенным кускам ткани, что готовы были из-за них вступить в схватку. Тогда как грихастхи были истинно отреченными и не привязанными даже к дорогим украшениям, если их нельзя было использовать в служении Господу.

Рамануджа стал ачарьей-основателем Шри-сампрадаи, одной из четырех основных философских школ вайшнавов (Брахма, Шри, Кумара, Рудра). Последователи этой сампрадайи отстаивают философский принцип Веданты, называемый вишишта-адвайта-вадой. Гаудии и Шри-вайшнавы разделяют общую точку зрения на многие философские моменты и элементы духовной практики.

Недавно открытая статуя Рамануджачарье
Недавно открытая статуя Рамануджачарье

Так, Гаудии дословно принимают описание природы Бога и дживы (живого существа), данное Рамануджей:

«Бог подобен огню, в то время как живое существо или джива подобна искре, являясь малой частью Бога».

Вплоть до наших дней цепь ученической преемственности, идущая от Рамануджи, продолжает исповедовать традицию поклонения Божествам и философию, заложенную ее ачарьей-основателем.

Подготовил ЯДУНАНДАНА д.