Всем привет! Сегодня хочу поделиться своими наблюдениями про ножевой рынок, ножеманах, их видах и особенностях. Всё нижесказанное будет только моими мыслями и наблюдениями, если с чем-то кто-то будет не согласен, или захочет что-то добавить, то с удовольствием выслушаю в комментариях. Так же в этой статье в качестве исключения будет много фоток из интернета, уж не обессудьте🤷♂️
Началось все в древние, дремучие времена, когда в магазинах продавались всего пара типов по полторы модели ножей. Да и те были зачастую странноватыми...
Именно в то время бурно расцвел фольклор про супер-стали зоновской выделки, выпускные клапана от паровозов, лопатки от турбин секретных летательных аппаратов и прочие передовые разработки гаражных умельцев. Всё это вполне имело право быть, поскольку любая более-менее вменяемая сталь была как минимум не хуже того, что продавалось в магазинах. Помню, один из охотничьих ножей замечательно пилился (именно пилился, не царапался) достаточно тупым напильником.
Это было время щучьих носов, наборных разноцветных рукояток и прочих замечательных вещей, поскольку ориентироваться мастерам было особо не на что и каждый делал "покрасивше" на свой вкус.
Потом пришла эпоха видеосалонов, а там... Да да, конечно же Рэмбо, Кобра, Коммандо, Крокодил Данди, и куча всемозможных ниндзей с совсем уж странными пырятельными штуковинами. Все это дало новый толчок гаражному творчеству с хитом в виде модели СотЗР (сдохни от зависти, Рэмбо). В моду вошли всяческие зубья на обухе, кровостоки (именно они), страшные изгибы и прочие страсти.
Ещё чуть позже хлынул поток импорта, красивого, блестящего, иногда даже приличного. Для мастеров настали сложные времена. Если раньше достаточно было раздобыть более-менее приличную сталь, потом украсить рукоятку кусочком оргстекла с розочкой, потом вполне достаточно стало большой и страшной формы, то теперь заказчикам нужно было "как из магазина". Всяческие признаки хэндмейда стали считаться моветоном и вообще колхозом. Поверхности должны были быть зеркальными, все линии идеальными и чёткими. Часто просили сделать вот точно такой же как на этой картинке
Ещё немного позже появились уже настоящие фирменные ножи от серьёзных производителей из серьёзных сталей, ширпотреб окончательно сдал позиции. Началась погоня за твердостью и характеристиками. Примерно в это же время с законами про ХО стало попроще и ножами занялась куча народа разной степени серьёзности. Стали возрождаться дамаски, появился булат, рынок начал делиться по интересам. И процесс этот продолжается поныне.
Так что же это за интересы?
Первая стадия увлечения ножами-дорого-богато за небольшие деньги. Блестящий клинок? Отлично! На нем что-то нарисовано? Отпад! Ого, на рукоятке литье в виде тигра? Дайте два!
А тут что, настоящий дамаск?! Ну ваще... Сколько стоит, говорите, 2500? Отлично, беру!
Это, пожалуй, самый массовый рынок, с него начинают путь будущие ножеманы, покупаются подарки и сувениры...
Заимев пару-тройку подобных сувениров, и сломав (потеряв, или просто вусмерть затупив) половину из них, человек или излечивается от ножемании, или наоборот, она переходит на более глубокий уровень. Начинается вникание в тему, штудирование марочника сталей, просмотр кучи роликов в интернете... Примерно на этом этапе он начинает понимать чего хочет. Охотники и прочие практики уходят в режущие свойства и практичность за не сильно высокую цену, их потребности вполне закрывают серийные производители.
Кто побогаче и хочет покрасоваться перед друзьями, или кому нужны некие особые параметры-заказывают ножи у мастеров-индивидуалов. Формы при этом остаются простыми и практичными, но технологичность и материалы могут быть на неограниченно высоком уровне. Часто заказывают кастомизацию заводских ножей под свой вкус, особенно складных.
Со временем практичных ножей становится более чем достаточно, а душа требует ещё. Начинается погоня за эксклюзивом. Практичность становится нужна все меньше, цениться начинает замысел, исполнение... Сперва это погоня за просто редкими серийными вещами, ну а потом и переход на штучные изделия от мастеров-частников. Здесь уже ценится необычность, естественность материалов, стиль, подчеркнутая индивидуальность и почерк мастера. Это может быть и особая нарочитая брутальность, и наоборот, крайняя изысканность, но при этом все должно быть исключительно гармонично, небрежность в стиле и исполнении не допускается, здесь важны все детали, от материалов до запаха и ощущения в руке, причём в комплексе. Ножи по сути переходят из разряда инструмента в произведение искусства.