Найти в Дзене
Татьяна Бочарова

Зачем нужны новые продукты?

Если ваша компания уже давно на рынке, то у нее уже сложился собственный портфель продуктов, с помощью которых она получает прибыль. Но иногда в работе компании случается «пробуксовка» - кажется, делаем все то же самое, при этом доход снижается, а работы больше. В этом случае можно проанализировать актуальность ассортиментной линейки, какие группы товаров\услуг присутствуют, что можно убрать или добавить. А если компания только выходит на рынок – тем более важно грамотно спланировать, какие товары\услуги должны быть в ее арсенале. Мы рассмотрим такие товары\услуги на примере обычного салона красоты, который оказывает парикмахерские услуги. Справедливости ради стоит начать с товаров мировой новизны— это товары, которые являются подлинными новинками не только для компании, но и для мирового рынка, например, iPod или iPad от Apple, создавших новую категорию продуктов и новый рынок, сенсорные телефоны взамен кнопочных, мессенджеры взамен СМС. Для обычного салона красоты такого типа това
Практика маркетинга от Татьяны Бочаровой
Практика маркетинга от Татьяны Бочаровой

Если ваша компания уже давно на рынке, то у нее уже сложился собственный портфель продуктов, с помощью которых она получает прибыль. Но иногда в работе компании случается «пробуксовка» - кажется, делаем все то же самое, при этом доход снижается, а работы больше. В этом случае можно проанализировать актуальность ассортиментной линейки, какие группы товаров\услуг присутствуют, что можно убрать или добавить. А если компания только выходит на рынок – тем более важно грамотно спланировать, какие товары\услуги должны быть в ее арсенале.

Мы рассмотрим такие товары\услуги на примере обычного салона красоты, который оказывает парикмахерские услуги. Справедливости ради стоит начать с товаров мировой новизны— это товары, которые являются подлинными новинками не только для компании, но и для мирового рынка, например, iPod или iPad от Apple, создавших новую категорию продуктов и новый рынок, сенсорные телефоны взамен кнопочных, мессенджеры взамен СМС.

Для обычного салона красоты такого типа товары не свойственны, поэтому перейдем к Новой товарной линии. Новая товарная линия – это товары, которые являются новыми только для этой компании, а в целом на рынке уже есть подобные предложения. Новая товарная линия - хороший способ получить новую аудиторию, создав дополнительную линейку товаров или услуг. Например, добавляем услуги маникюра, или кроме стрижки и окрашивания волос вводим продажи косметики в салоне. В этом случае необходимо установить цену, ориентируясь на рыночные характеристики – платежеспособность аудитории и конкурентоспособность услуги. Стоимость издержек здесь важна, но не является определяющей. Результатом такого расширения будут как новые клиенты, так и увеличение товарного чека для уже имеющихся.

Расширение товарной линии – самый распространенный способ увеличить доход, введя в ассортимент компании новые товары или услуги, которые дополнят уже имеющуюся товарную линию. Для салонов красоты таким продуктами могут стать специальные процедуры спа-ухода за волосами, а в дальнейшем и дифференциация этих процедур по различным критериям– укрепляющие, питающие, придающие сияние. Здесь разница проявляется в составе компонентов, а все издержки (работа мастера, время, место) одинаковые. Это позволит увеличить как средний чек, так и частоту покупки, предлагая клиентам разные по функциям услуги.

Следующий способ – усовершенствование или обновление товара. Это новые продукты, которые выпускаются взамен существующих и обладают лучшими характеристиками, качеством, а также могут обладать новым технологическим усовершенствованием. Например, изменение линии одежды в связи со сменой сезона. Для нашего салона красоты это может быть «корректировка формы стрижки» вместо экономически убыточной «корректировки челки», или включение в процедуру окрашивания дополнительной питательной\укрепляющей маски.

Репозиционирование товара. В этом варианте у самого продукта меняется только маркетинговая составляющая, например, для если решено позиционировать продукт\услугу на более молодую аудиторию, то меняется дизайн упаковки, и рекламные мероприятия. Хорошо работает смена названия, модные словечки из арсенала «хайповой» аудитории будут более чем уместны, вызывая нужные ассоциации в товаре. Согласитесь, что даже название «бьюти-лаборатория» или «бьюти-бар» для активных леди звучат лучше, чем «парикмахерская «У Людмилы». А уж про «брендирование» «ламинирование» и «глазирование» и говорить нечего.

Ну и напоследок –сокращение издержек. Сокращение издержек как способ модификации существующих товаров, обеспечивающих тот же уровень свойств, но обладающих более низкой себестоимостью – самый понятный вариант расширения ассортимента. Для нашего салона красоты это возможность клиенту выбрать краску и уходы для волос от более дешевого или дорогого производителя, а также уходы, ограниченные по времени – 15 или 30 минут. Кроме того, если в компании работает стажер или специалист с небольшим опытом, то можно ввести отдельный ценник на его услуги.

Регулярно проводить анализ своих продуктов полезно как малому-среднему бизнесу, так и совсем небольшим кампаниям и фрилансерам, которые только нарабатывают клиентов – бизнес-коучам, фитнес-тренерам, стилистам, event-менеджерам. Это поможет составить варианты предложений для разных групп клиентов, с разной стоимостью и разными затратами собственных ресурсов.