Найти тему
Black Maria Кино 🎬

"Кунг-фу-каскадеры" - история жанра боевик глазами мастеров боевых искусств

В документальном фильме "Кунг-фу-каскадеры" 2020 г. мастера кунг-фу из Гонконга рассказывают как им удалось превратить боевики, основанные на боевых искусствах, в один из самых значимых феноменов мирового кинематографа.

Постер к фильму "Кунг-фу-каскадеры", 2020 г. @ douban.com
Постер к фильму "Кунг-фу-каскадеры", 2020 г. @ douban.com

Широкой публике известны имена Брюса Ли, Джеки Чана и Джета Ли. Но эти люди вовсе не были единичными исключениями - они стали яркими представителями огромного профессионального сообщества кунг-фу каскадеров.

В 1960-х годах с семилетнего возраста мальчики Гонконга из бедных семей начинали массово проходить серьезные тренировки. В подростковом возрасте они получали возможность выступать в постановках пекинской оперы и демонстрировать свои навыки. В кино сцены кунг-фу боев мало отличались от театральных постановок - это были десятиминутные эпизоды-паузы, аналогичные индийским музыкально-танцевальным вставкам.

Кадр из фильма "Большой босс", 1971 г.
Кадр из фильма "Большой босс", 1971 г.

Но все изменилось с появлением в городе Брюса Ли. В отличие от большинства кунг-фу каскадеров, он был из состоятельной семьи и часть времени провел в США. Брюс Ли имел опыт работы в Голливуде, когда он вернулся в Гонконг и снял в 1971 году "Большой босс". Его стиль сильно отличался от общепринятого - сцены его боев были стремительными. Всего пару ударов и соперники в фильме оказывались побеждены. Зрители высоко оценили ленту Брюса Ли и быстрые кунг-фу бои стали популярны в как в Гонконге, так и в Голливуде.

Однако в 1973 г. Брюс Ли скоропостижно скончался и кунг-фу боевики резко просели в развитии. Новый этап развития этот стиль получил лишь в 1977 г., когда Саммо Хун выпустил комедийный боевик "Монах с железным кулаком". Смесь юмора с высоклассными постановками боевых сцен получила огромную популярность. А главным лицом комедийного гонконгского боевика стал Джеки Чан.

Кадр из фильма "Змея в тени орла", 1978 г.
Кадр из фильма "Змея в тени орла", 1978 г.

Его "Змея в тени орла" 1978 г., "Пьяный мастер" 1978 г. и др. ленты быстро превратили каскадера и комика в мировую знаменитость. 1980-е годы стали для гонконгских каскадеров временем безбашенных и смелых экспериментов. Это было время большого числа высококлассных профессионалов, конкурирующих друг с другом. Ради славы и признания они готовы были выполнять любые смертельно опасные трюки без всяческой страховки. Масштаб и сложность боевых сцен росли в геометрической прогрессии. К моменту выхода фильмов "Полицейская история" 1985 г. и "Сердце дракона" 1985 г. практически у всех каскадеров были серьезные травмы. А до этого каждый из них беззаветно верил в себя и свое везение.

Кадр из фильма "Полицейская история", 1985 г.
Кадр из фильма "Полицейская история", 1985 г.

Один из каскадеров рассказывает, что во время съемки "Экспресс миллионеров" 1986 г. видел плачущего каскадера, который боялся выполнять трюк. Но все равно выполнял его.

Кунг-фу боевики были очень популярны в 1980-1990-х годах. Их было дешево снимать. А зрители уже умели отлично разбираться в уровне мастерства каскадеров. При этом страховку каскадерам никто не оформлял, студии лишь брали на себя обязательство оплачивать травмы.

Достигнув вершины мастерства и предела человеческих возможностей, постановки боев стали плавно отказываться от реального кунг-фу на экранах и выработке технике, которая позволила бы фальшивым сценам выглядеть натурально. Каскадеры все чаще использовали постановочные эстетические позы в сценах боев.

Кадр из фильма "Легенда", 1993 г.
Кадр из фильма "Легенда", 1993 г.

В 1990-х годах золотому поколению кунг-фу-каскадеров было уже по сорок лет. Несколькие из них превратились в мировых знаменитостей. Некоторые умерли и остались парализованы. Абсолютно все имеют множество ран, переломов и ожогов. Каскадеры признаются, что у многих из них не было образования и поэтому они легко тратили свои большие гонорары. Быстрые деньги быстро уходили и в итоге многие бывшие каскадеры стали продавцами, таксистами и пр.

Но многие остались в кинопрофессии в качестве вторых режиссеров, постановщиков боевых сцен, реквизиторов. Многие ведут преподавательскую деятельность.

Кадр из фильма "Дом летающих кинжалов", 2004 г.
Кадр из фильма "Дом летающих кинжалов", 2004 г.

А величие гонконгских боевиков осталось позади вместе с их молодостью и задором. Несмотря на колоссальный успех жанра, в Гонконге так и не сформировалась полноценная развивающаяся индустрия. Экономическое развитие района вытеснило киностудии на материковую часть Китая. Новое поколение каскадеров уже не рискует жизнью ради фильмов. Кино снимается в соответствии с нормами безопасности и с широким использованием спецэффектов.

Востребованность кунг-фу-каскадеров сегодня сильно упала. Настоящих мастеров кунг-фу среди них просто нет. Теперь любой актер стал непобедимым на экране благодаря чудесам современных технологий.

Золотая эпоха гонконгских боевиков и кунг-фу фильмов в целом прошла в 1980-1990-х годах. Сегодня кунг-фу сцены смешались с основами бокса и другими стилями боевых искусств, превратились в нечто сходное с MMA на экране.

Читайте также по теме:

Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме. Ставьте лайки )