В документальном фильме "Кунг-фу-каскадеры" 2020 г. мастера кунг-фу из Гонконга рассказывают как им удалось превратить боевики, основанные на боевых искусствах, в один из самых значимых феноменов мирового кинематографа.
Широкой публике известны имена Брюса Ли, Джеки Чана и Джета Ли. Но эти люди вовсе не были единичными исключениями - они стали яркими представителями огромного профессионального сообщества кунг-фу каскадеров.
В 1960-х годах с семилетнего возраста мальчики Гонконга из бедных семей начинали массово проходить серьезные тренировки. В подростковом возрасте они получали возможность выступать в постановках пекинской оперы и демонстрировать свои навыки. В кино сцены кунг-фу боев мало отличались от театральных постановок - это были десятиминутные эпизоды-паузы, аналогичные индийским музыкально-танцевальным вставкам.
Но все изменилось с появлением в городе Брюса Ли. В отличие от большинства кунг-фу каскадеров, он был из состоятельной семьи и часть времени провел в США. Брюс Ли имел опыт работы в Голливуде, когда он вернулся в Гонконг и снял в 1971 году "Большой босс". Его стиль сильно отличался от общепринятого - сцены его боев были стремительными. Всего пару ударов и соперники в фильме оказывались побеждены. Зрители высоко оценили ленту Брюса Ли и быстрые кунг-фу бои стали популярны в как в Гонконге, так и в Голливуде.
Однако в 1973 г. Брюс Ли скоропостижно скончался и кунг-фу боевики резко просели в развитии. Новый этап развития этот стиль получил лишь в 1977 г., когда Саммо Хун выпустил комедийный боевик "Монах с железным кулаком". Смесь юмора с высоклассными постановками боевых сцен получила огромную популярность. А главным лицом комедийного гонконгского боевика стал Джеки Чан.
Его "Змея в тени орла" 1978 г., "Пьяный мастер" 1978 г. и др. ленты быстро превратили каскадера и комика в мировую знаменитость. 1980-е годы стали для гонконгских каскадеров временем безбашенных и смелых экспериментов. Это было время большого числа высококлассных профессионалов, конкурирующих друг с другом. Ради славы и признания они готовы были выполнять любые смертельно опасные трюки без всяческой страховки. Масштаб и сложность боевых сцен росли в геометрической прогрессии. К моменту выхода фильмов "Полицейская история" 1985 г. и "Сердце дракона" 1985 г. практически у всех каскадеров были серьезные травмы. А до этого каждый из них беззаветно верил в себя и свое везение.
Один из каскадеров рассказывает, что во время съемки "Экспресс миллионеров" 1986 г. видел плачущего каскадера, который боялся выполнять трюк. Но все равно выполнял его.
Кунг-фу боевики были очень популярны в 1980-1990-х годах. Их было дешево снимать. А зрители уже умели отлично разбираться в уровне мастерства каскадеров. При этом страховку каскадерам никто не оформлял, студии лишь брали на себя обязательство оплачивать травмы.
Достигнув вершины мастерства и предела человеческих возможностей, постановки боев стали плавно отказываться от реального кунг-фу на экранах и выработке технике, которая позволила бы фальшивым сценам выглядеть натурально. Каскадеры все чаще использовали постановочные эстетические позы в сценах боев.
В 1990-х годах золотому поколению кунг-фу-каскадеров было уже по сорок лет. Несколькие из них превратились в мировых знаменитостей. Некоторые умерли и остались парализованы. Абсолютно все имеют множество ран, переломов и ожогов. Каскадеры признаются, что у многих из них не было образования и поэтому они легко тратили свои большие гонорары. Быстрые деньги быстро уходили и в итоге многие бывшие каскадеры стали продавцами, таксистами и пр.
Но многие остались в кинопрофессии в качестве вторых режиссеров, постановщиков боевых сцен, реквизиторов. Многие ведут преподавательскую деятельность.
А величие гонконгских боевиков осталось позади вместе с их молодостью и задором. Несмотря на колоссальный успех жанра, в Гонконге так и не сформировалась полноценная развивающаяся индустрия. Экономическое развитие района вытеснило киностудии на материковую часть Китая. Новое поколение каскадеров уже не рискует жизнью ради фильмов. Кино снимается в соответствии с нормами безопасности и с широким использованием спецэффектов.
Востребованность кунг-фу-каскадеров сегодня сильно упала. Настоящих мастеров кунг-фу среди них просто нет. Теперь любой актер стал непобедимым на экране благодаря чудесам современных технологий.
Золотая эпоха гонконгских боевиков и кунг-фу фильмов в целом прошла в 1980-1990-х годах. Сегодня кунг-фу сцены смешались с основами бокса и другими стилями боевых искусств, превратились в нечто сходное с MMA на экране.
Читайте также по теме:
Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме. Ставьте лайки )