Кино может гипнотизировать динамичной или плавной сменой кадров, заставить впиться руками в ручки кресел из-за саспенса или вжаться в спинки от страха. И эти слова относятся не только к иностранному кино, но и к отечественному. Поэтому мы вместе с онлайн-кинотеатром KION собрали список из 12 российских фильмов, которые заставляют прилипнуть к экрану.
«Аритмия» (2017, реж. Борис Хлебников)
Чувственный фильм Бориса Хлебникова. Олег (Александр Яценко) и Катя (Ирина Горбачева) работают в больнице: он приезжает к пациентам на скорой помощи, а она вправляет людям суставы. Олег пьет, всего себя отдает делу и практически не замечает жену, поэтому Катя решает с ним расстаться. Жизнь мужчины рушится и с другой стороны: в клинике новый начальник, который ставит правила выше жизни пациентов.
«Мама, я дома» (2021, реж. Владимир Битоков)
Российская драма об отчаянии и гневе. Сын Тони (Ксения Раппопорт) записался в частную военную компанию и пропал где-то в Сирии. Ей предлагают деньги, но она верит, что он жив, а потому решает привлечь внимание чиновников к деятельности ЧВК. В один день в ее квартире появляется мужчина (Юрий Борисов), который называет себя ее сыном.
«Папа закодировался» (2020, реж. Павел Ходнев)
Анатолий Снаров (Евгений Сытый) настолько сильно пил, что трех сыновей назвал одним именем. Но однажды свершилось чудо — он закодировался и стал осознанным человеком. Чистота его сознания отразилась в подходе к работе: будучи начальником ЖКХ он восстановил город из руин. Это оценила администрация Москвы и сделала его мэром, и теперь Анатолий готов осуществить мечту: построить космодром. Эти амбициозные планы не нравятся не только его семье, но и бывшим чиновникам города.
«Нос, или Заговор “не таких”» (2020, реж. Андрей Хржановский)
Экспериментальную оперу «Нос» Дмитрия Шостаковича по одноименному произведению Николая Гоголя сняли из репертуара малого оперного театра за формализм и критику государственной системы. Ее же на экране воплотил классик отечественной анимации Андрей Хржановский («Бабочка»). Его «Нос, или Заговор “не таких”» — это юмористический анализ истории, где Санкт-Петербург превращен в сцену театра, с которой вещают главные лица прошлого века: от Иосифа Сталина до Михаила Булгакова.
«Купи меня» (2017, реж. Вадим Перельман)
Катя Королева (Юлия Хлынина) вместо того, чтобы отправиться в Париж для изучения архивов русского поэта Владислава Ходасевича, улетает в Абу-Даби, чтобы начать «карьеру» модели. Катя не знает порядков Востока, устраивает скандал на смотре, поэтому с другими девушками отправляется в Москву, где вместе с Лизой (Анна Адамович) и Галей (Светлана Устинова) пытается найти «спонсоров» сладкой жизни.
«Ыт» (2021, реж. Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашев)
Якутское кино последние пару лет покоряет российские и международные кинофестивали. Дмитрий Давыдов («Пугало») и Степан Бурнашев («Черный снег») — главные представители движения и большие друзья, которые во время карантина создали альманах выдуманных историй про свою деревню.
Трилогия «Три богатыря» (2004, 2006, 2007)
До того, как студия «Мельница» превратила франшизу о трех богатырях в бездушный конвейер, она создала три прекрасных фильма. «Алешей Поповичем и Тугариным Змеем» студия утвердила свой стиль, в «Добрыне Никитиче и Змее Горыныче» удачно использовала сюжет мудрого наставника и заносчивого ученика, а «Илья Муромец и Соловей-разбойник» наконец-то собрал кассу, отправив зрителя в путешествие в Царьград.
«Айка» (2018, реж. Сергей Дворцевой)
Один из редких долгостроев (съемки заняли 7 лет), который окупился признанием критиков и наградой от Каннского кинофестиваля за «лучшую женскую роль». Айка (Самал Еслямова) приехала в Москву на заработки и оказалась в капкане: взяла в долг деньги, которые не смогла вовремя вернуть. Девушка беременна, и кредиторы предлагают отдать ребенка взамен суммы.
«Мне не больно» (2006, реж. Алексей Балабанов)
До того, как Рената Литвинова стала главной российской дивой, она была лицом цветущего кинематографа 2000-х, той роковой и очень странной женщиной. У Балабанова (дилогия «Брат») она сыграла Тату, любовницу криминального авторитета Сергея (Никита Михалков), в которую влюбляется простой парень Миша (Александр Яценко).
«Конференция» (2020, реж. Иван Твердовский)
О национальных травмах тяжело говорить, но нужно. Это пробует Иван Твердовский («Класс коррекции»), он обращается к трагедии в театре на Дубровке, когда в 2002 году террористы захватили в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост». Для этого Твердовский собирает в концертном зале реальных жертв и актеров, которые делятся своими воспоминаниями о событиях 18-летней давности.
«Возвращение» (2003, реж. Андрей Звягинцев)
Один из лучших дебютов в истории кино, за который Андрей Звягинцев («Нелюбовь») получил главный приз Венецианского кинофестиваля «Золотого льва». Он снял философскую притчу о двух братьях (Владимир Гарин, Иван Добронравов), которые спустя много лет впервые видят отца (Константин Лавроненко) и отправляются с ним на рыбалку.
«Разжимая кулаки» (2021, реж. Кира Коваленко)
Кира Коваленко — одна из четырех успешных учеников Александра Сокурова («Фауст»), которой удалось покорить Канны, победив во второстепенной программе «Особый взгляд». Коваленко прожила большую часть жизни на Кавказе, поэтому снимает свои фильмы там же. Ее «Разжимая кулаки» о девушке Аде (Милана Агузарова), которая находится под жесткой опекой своего отца (Алик Карев). Но из Ростова приезжает старший брат Аким (Сослан Хугаев), предлагающий сбежать.