Я читаю много любительских сценариев в рамках консультаций, поэтому, если что-то встречается достаточно часто, то мне нужно об этом упомянуть. Следующий момент происходит в пяти из последних семи сценариев, которые я прочитал. Это случается повсеместно.
Речь об ИСТОРИИ ЗА КАДРОМ. История за кадром - это любое событие, которая происходит за пределами страниц вашего сценария.
Травмирующий момент, который пережил ваш взрослый главный герой, когда ему было семь лет, – это история за кадром. Если, конечно, вы не вернётесь флешбэком в прошлое и не покажете его нам.
История за кадром также может быть чем-то простым. Если вы покажете нам, как ваш герой ужинает со своей семьёй, а затем перейдёте в следующую сцену, где он уже на работе, что ж, между этими двумя сценами будет добрых 12 часов истории за кадром.
Ваш персонаж ВСЁ ЕЩЁ СУЩЕСТВУЕТ в эти моменты. В его жизни всякое случается. Может быть, его младшего сына дразнят в школе, и ему пришлось немного поговорить с ним, чтобы поднять настроение. Может быть, герою нужно было помочь дочери-подростку с домашним заданием по алгебре. Может быть, он поссорился со своей женой из-за свадьбы её подруги, на которую она хотела, чтобы он пошёл, но герой не хочет идти.
Кстати, дополнительные истории за кадром, происходят и с вашими второстепенными персонажами. Если жена героя появляется только в четырёх сценах, это не значит, что ей не было чем заняться и куда пойти, пока мы следили за вашим главным героем.
Я обнаружил, что чем больше сценарист знает своих историй за кадром, тем лучше сценарий. Этим навыком обладает небольшой процент авторов – и они, как правило, самые преуспевающие.
Имеет смысл подумать об этом. Начинающие сценаристы и сценаристы-середняки всё ещё осваивают основы, такие как арки персонажей и конфликты, а также как создавать напряжённость и как развивать свою историю. Необходимость беспокоиться о вещах, которые даже не происходят на странице сценария, - это последняя из их забот.
И всё же это то, что выведет ваш сценарий на новый уровень.
Вот почему.
Чем больше вы знаете о мире, в котором пишете, тем крепче и увереннее будет ваше текст. Это ничем не отличается от реальной жизни. Чем больше вы знаете о теме, тем увереннее вы будете говорить о ней. Чем больше вы узнаёте о своих персонажах и мире, в котором они существуют, тем увереннее вы будете писать. И я собираюсь доказать вам это.
Напишите историю из 3 сцен о парне, который работает в телефонной компании. Не имеет значения, что это за история. Просто напишите. Когда закончите, напишите историю из 3 сцен с вами в качестве главного героя, действие которой происходит на вашем собственном рабочем месте.
Бьюсь об заклад, вторая история будет намного более конкретной, уникальной, намного более правдивой и наполненной гораздо большим количеством деталей. Почему?
Ну, во-первых, вы знаете о себе всё, потому что вы - это вы.
Вы знаете, в каком настроении вы были прошлой ночью, все препятствия, с которыми вы столкнулись на прошлой неделе. Вы знаете всех коллег на работе до раздражающих подробностей. У вас есть уникальное понимание того, как устроена ваша работа, так что вы сможете придумать что-то, что кажется реальным.
В первой истории, о парне из телефонной компании, вы ничего не знаете о его жизни, кроме, может быть, его возраста и того, женат он или нет. Вы понятия не имеете, как работают в телефонной компании, так что потребуется большая удача, чтобы эта история выглядела реальной.
Вы никого не будете знать на его работе, поэтому будете зависеть от клише при создании персонажей (например, высокомерный начальник).
Большая разница с подходом, когда вы пишете то, что знаете и анализируете всё, что за кадром. Вы уже представляете все детали, из которых можно извлечь пользу, ЕСЛИ ОНИ ВАМ НУЖНЫ. Именно поэтому большинство сценаристов не утруждают себя сюжетом за кадром. Потому что правда в том, что вы не используете большую часть этих историй и деталей в сценарии.
Ваш герой, возможно, был готом, когда учился в средней школе. Но сценарий никогда не даёт возможности упомянуть об этом, чтобы показать, как ваш персонаж реагирует на происходящее.
Преобладающее мнение авторов заключается в том, что выходит очень много работы за небольшую отдачу. Проще сосредоточиться на том, что происходит на странице. Потому что это действительно "имеет значение".
Но это "проще", обычно означает, что это неверный подход.
Один любительский сценарий, который я прочитал, был в жанре научной фантастики. Персонаж оказался типичным плохим парнем. Я мог бы сказать, что автор не имел ни малейшего представления о том, какими были детские годы этого злодея. Или даже те годы, когда он стал плохим парнем. Автор не знал, как это произошло. Не знал, что побудило его стать таким человеком.
Получился злодей без чётких особенностей и характеристик (поскольку автор не знал, как злодей пришёл к этому). Персонаж был просто плохим, потому что так нужно было автору.
При таком подходе невозможно создать запоминающихся персонажей. Вы должны выполнять тяжёлую работу. Вам нужно потратить несколько недель (если это главный герой) и выяснить всё, что произошло в жизни этого персонажа, что привело его к текущей ситуации.
Я знаю, что невозможно сравниться с величайшими персонажами в истории кино. Но причина, по которой Ганнибал Лектер был таким запоминающимся, в том, что фильм "Молчание ягнят" даже не был его первым появлением.
Автор Томас Харрис уже писал о Ганнибале в предыдущих книгах. Это означает, что у него были всевозможные истории за кадром, которые можно было использовать при написании сцен Ганнибала или придумывании его диалогов.
Когда доктор Фредерик Чилтон указывает Клариссе на тот факт, что Ганнибал однажды откусил кусок от лица медсестры и показывает ей фотографию, это не появилось из воздуха. Томас Харрис уже знал, что это произошло, либо потому, что он написал это в предыдущем романе, либо записал это в предысторию при разработке. В этом сила истории за кадром, в том, что вы можете извлечь выгоду из всего, что вы уже знаете заранее.
Когда вы не знаете этих вещей, вы всегда обращаетесь в своём сознании к первому выбору, а там находятся только клише и материал из предыдущих фильмов, которые вы смотрели. Так что сценарий всегда получается общим и всегда скучным.
Теперь расскажу два способа как добиться нужного эффекта. Первый - провести кучу ресёрча, изучить биографии персонажей, мифологию вашего мира и предысторию ещё до того, как вы начнёте писать сценарий.
Я знаю многих авторов, которые так работают. Они придумывают концепцию, а затем в течение нескольких лет собирают идеи для этой задумки. Когда у них скапливается достаточно заметок, они фиксируют все свои идеи в документе на 15-20 страницах, а затем пишут сценарий.
Другой способ для более нетерпеливых - сразу перейти к сценарию и начать писать. Такие авторы должны знать, что им нужно будет написать от 10-15 драфтов сценария. План заключается в том, чтобы найти все эти истории за кадром в последующих драфтах. Это тоже вполне жизнеспособный план. Работают оба способа, но сценарий всегда будет лучше, если вы начинаете с конкретных изначальных наработок.
Я могу потратить годы, приводя вам примеры. Квентин Тарантино пишет целый сезон ковбойского шоу своего вымышленного персонажа (Рика Далтона) из "Однажды в Голливуде". Дж. Р. Р. Толкин придумал целые языки, прежде чем написал "Властелина колец".
Я понимаю, что здесь нужно выделить ключевой момент, когда количество времени, которое вы тратите на создание мира за кадром, становится вредным для написания сценария. Потому что, теоретически, в сценарии всегда найдётся другой персонаж, о котором вы могли бы узнать больше. И знание о них помогло бы сценарию, безусловно. Но если это мешает писать сценарий - это нехорошо.
Тем не менее, мой опыт показывает, что 99% авторов находятся на другом конце спектра. Особенно сценаристы-любители. Они недостаточно работают над историей за кадром, и в результате в их сценариях нет ни деталей, ни конкретики. Так что всё кажется общим и обычным.
У персонажей нет глубины, потому что вы можете сказать, что автор абсолютно ничего о них не знает, когда они выходят из кадра.
Вы были бы шокированы, узнав, сколько у меня было консультаций, где я спрашивал автора: “Какая работа у второстепенного персонажа?” “Я не знаю”. Как вы можете не знать?? Работа составляет половину жизни человека. Возможно, это оказывает самое большое влияние на то, кем они являются.
И вы не знаете, чем зарабатывает на жизнь жена вашего героя? Если вы этого не знаете, значит, вы не знаете своего главного героя. Потому что он живёт совершенно другой жизнью, если его жена - высокопоставленный корпоративный юрист, а не секретарша в автосалоне подержанных автомобилей.
Я уверен, что некоторые из вас всё ещё сопротивляются, но подумайте об этом на секунду. Допустим, теперь вы знаете, что жена - юрист. Ну, если вы дойдёте до 72-й страницы и с вашим персонажем случится юридическая неразбериха, угадайте, что? Вы точно знаете, к кому он собирается обратиться за помощью, потому что заранее знали, что его жена была юристом. Если вы этого не знаете, вы просто вводите случайного персонажа "ЮРИСТ" на странице 72.
Это то, что поднимает ваш сценарий на новый уровень, потому, что это переводит ваш сценарий из забавного вымышленного опыта в реальную и достоверную жизнь. Это то, что заставляет нас верить, что фильм происходит на самом деле. Это то место, где приостанавливается наше неверие.
Я знаю, это раздражает. Я знаю, что это занимает много времени. Но хотите ли вы писать среднестатистические сценарии? Или вы хотите писать хорошие сценарии?
Я надеюсь, что вы выбираете последнее.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.