В условиях кризиса, разразившегося на фоне проведения Россией специальной военной операции и разрыва большинства экономических связей с другими государствами, наблюдается стремительно удорожание продукции, повседневно используемой при оказании медицинскими организациями такой продукции как кассовая лента.
В связи с возникшими на фоне санкций сложностями в приобретении лент для контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации, у медицинских организаций возникает ряд вопросов:
Возможна ли невыдача пациенту кассового чека?
Возможно ли направление пациенту онлайн-чека?
Необходимо ли согласие пациента на получение онлайн-чека и в какой форме оно должно быть выражено?
Выдача кассового чека необязательна при соблюдении двух условий:
Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы (ФНС) в связи с тем, что в настоящее время возможны перебои с поставками на рынок чековой ленты, привлечение пользователей контрольно-кассовой техники (ККТ) к ответственности за отсутствие бумажного чека производиться не будет при соблюдении двух условий:
- Произведенный расчет зафиксирован на кассе.
- Чековая лента отсутствует по не зависящим от организации обстоятельствам, к таким обстоятельствам относится временное отсутствие на рынке чековой ленты. В#nbsp;данном случае это объективное обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины.
Правомерность направления пациенту онлайн-чека
В соответствии с#nbsp;частями 2#nbsp;и#nbsp;3 статьи 1.2#nbsp;Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) пользователь обязан выдать кассовый чек на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или сведений, идентифицирующих такой кассовый чек, в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Таким образом, медицинская организация может направлять пациентам онлайн-чеки.
От перехода медицинской организации на онлайн-чеки есть явные плюсы:
- Минимизация расходов на приобретение кассовой ленты.
- Нет необходимости доказывать факт о том, что у медицинской организации отсутствовала возможность приобретения кассовой ленты, в случаях притязаний со стороны налогового органа.
На что стоит обратить внимание при направлении электронного чека
Как отмечается в Письме ФНС России от 25.08.2021 г. № АБ-4-20/11987 "О направлении информации",#nbsp;обязательными реквизитами кассового чека являются, в том числе, абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека в электронной форме или идентифицирующие такой кассовый чек признаки и информация об адресе информационного ресурса в сети "Интернет", на котором кассовой чек может быть получен.
Отсутствие в кассовом чеке абонентского номера либо адреса электронной почты покупателя (клиента) является нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники, что может послужить основанием для привлечения к административной ответственности по#nbsp;ч.4 ст.14.5#nbsp;КоАП РФ.
Согласие пациента на получение электронного чека
Получение отдельного согласия пациента не требуется, однако, в связи с динамично меняющимся законодательством, можем рекомендовать внедрение такого согласия в текст согласия на обработку персональных данных, которое подписывает любой пациент до начала получения медицинской помощи.
Медицинской организации, намеревающейся направлять пациентам электронные чеки необходимо направить в адрес Роскомнадзора уведомление о том, что такая организация является оператором персональных данных.#nbsp;